Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Дмитрий Якимахо | Фото предоставлено Дмитрием ЯкимахоНе так давно белорусская Ассоциация компаний информационных технологий обнародовала обращение к участникам рынка (в первую очередь, «железным» компаниям), где призвала их консолидироваться под своими знаменами, а также «играть по правилам».

О рынке компьютеров и комплектующих, роли АКИТ и ожидаемом эффекте от обращения Ассоциации в рамках очередного интервью по понедельникам редактор IT.TUT.BY беседовал с директором компании «Компьютеры и периферия», председателем комитета АКИТ по дистрибуции и членом совета АКИТ Дмитрием Якимахо.
 
– Каковы итоги года для ИТ-рынка? Как поменялась расстановка сил после ряда правовых изменений, в частности, коснувшихся индивидуальных предпринимателей?

– В отношении ИТ-рынка, в отношении именно высоких технологий, на мой взгляд, никакого серьёзного урона или серьёзной проблемы, связанной с индивидуальными предпринимателями, не было.

Мне кажется, основным бизнесом индивидуальных предпринимателей был торговый (то есть, чисто торговый) – его нельзя назвать IT-рынком. Либо же это бизнес, связанный с поддержкой, обслуживанием программного обеспечения, обслуживанием оборудования, разработкой программного обеспечения и пр – т.е. сугубо индивидуальный, творческий. Здесь особых изменений не произошло.

Изменения, касающиеся торгового бизнеса, я, например, приветствую, так как есть два вида торговли: нормальная и ненормальная. Мы все можем вспомнить, как торговали пирожками на улицах в бочках – это ушло. Почему? Потому, что изменился рынок, соответственно, адаптировалась и торговая сфера.

Естественно, отдельно взятый человек, коим является ИП, не имеющий доступа к кредитам, к инвестициям, к капиталу, не может создать нормальную и конкурентоспособную торговую точку, это всё для индивидуального предпринимателя достаточно сложно.

Поэтому произошедшие изменения, в первую очередь, ведут к тому, что представители бизнеса, предпринимательства получают в свои руки определённые инструменты, позволяющие лучшим из них выдерживать конкуренцию, получать доступ к инвестициям, кредитам и развиваться, предлагая все более высокий уровень качества и сервиса своим покупателям.

Изменения не затронули людей, работающих именно в сфере развитого IT-бизнеса. В результате эта сфера получила возможность достаточно серьёзно развиваться, инвестировать и получать инвестиции. В свою очередь, это очень хорошо для потребителя, для заказчика – они могут быть уверены в качестве предоставляемых услуг, в уровне квалификации консультантов, в тех решениях, которые им предлагают. В поддержке, защите, гарантии, сервисе. Потому что институциональный игрок – он по определению более надёжный, чем частник.

– Повлияла ли на рынок в прошлом году внешняя конъюнктура?

– Если брать год в целом, испуги на тему газовых, нефтяных проблем оказались пустыми попытками отдельных СМИ и ряда внешних наблюдателей разыграть подвернувшуюся краплёную карту. Особых предпосылок к этому не было. Экономика относительно стабильная, всё работает, может не так хорошо, как могло бы, но это достаточно инерционный механизм, и на всё нужны долгие периоды времени. Для меня и для большинства компаний АКИТ, например, не было сюрпризов в этот год. Его результаты – тот рост рынка, который произошёл.

Если перейти к цифрам, то рост рынка в целом находится в пределах 20-30%. Этот рост в Беларуси сохраняется уже на протяжении 3 лет.

– Какие еще прослеживаются тенденции?

– Согласно прогнозам аналитических агентств и нашим оценкам, тенденции в Беларуси повторяют тенденции мировые. В частности, по темпам роста продаж ноутбуков, изменению долей рынка ПК и рынка ноутбуков.

Безусловно, статистика в Беларуси сильно искажена из-за того, что существовал и существует достаточно большой «серый» и «чёрный» рынок. Мы в АКИТ пытаемся немного уточнять и разделять эти понятия. Что такое «белый» рынок – всем, наверное, понятно. «Серый рынок» – мы называем так официально ввезённое оборудование, которое поставляют с соблюдением белорусского законодательства, но при этом нарушают внутренние нормы производителей, т.е. это оборудование, купленное по неофициальным каналам, в другой стране. Это тоже чревато, потому что на такое оборудование, как правило, не распространяется заводская гарантия, оно не поддерживается официальными сервисными центрами, может иметь проблемы с локализацией, с адаптацией под потребности местного рынка.

Ну и «чёрный» товар – это, что называется, контрабанда. Продажа товаров, ввезённых вообще без таможенного оформления. В общем-то, этот рынок в 2007 году сузился, это началось ещё в 2006 году. Например, в IT-индустрии сегодня силами АКИТ и других ответственных игроков IT-рынка его удалось практически полностью исключить, особенно на рынке оборудования коробочного, не комплектующих.

Неучастие в тендерах как «серого», так и «чёрного» товара, обеспечило заказчикам повышенный уровень качества и надёжности. Этому очень сильно помогает и государство. И очень приятно, что направления деятельности АКИТ и членов IT-сообщества совпадают с государственными интересами. И бизнесмены с государством идут в одном направлении. Это, на мой взгляд, чрезвычайно отрадный факт.

– А могли бы вы привести примеры такого совпадения интересов и совместной работы АКИТ с госорганами?

– Можно припомнить ввод регистрации серийных номеров на таможне, определённые правила учёта по сертификатам и т.д. Таможенный комитет провёл большую работу в этом направлении и, что отрадно, не только по запрету, но и по стимулированию добросовестных ИТ-компаний.

Нужно вспомнить снижение ставки в этом году и подписание меморандума между ГТК и производителями по вопросам взаимодействия в вопросе контроля таможенной стоимости, чтобы избежать махинаций по завышению-занижению цены, формированию списков официальных партнёров, официальных дистрибьюторов – это поддержка именно белого канала. Ну и, в свою очередь, это выражается в определённой поддержке со стороны ГТК так называемых добросовестных импортёров, за что мы все выражаем таможенному комитету большую благодарность.

– То есть, вы, как игрок «белого рынка», итогами года довольны?

– Да, в целом, год успешный. Направления деятельности, развитие рынка, поддержка государства – всё это свидетельствует о том, что в стране сложилась достаточно хорошая инфраструктура, позволяющая развиваться бизнесу, защищающая потребителей. Не все так, как нам хотелось бы, но прогресс налицо. Неплохие показатели и в рамках проектов развития страны (Электронная Беларусь, Парк Высоких Технологий, развитие родственной АКИТ-у ассоциации «Инфопарк»). В целом можно оценивать результаты года как очень хорошие.

– Можете ли огласить цифры, какую-то статистику по итогам года?

– Сбор адекватной статистики затруднен существованием достаточно большого «серого» и «черного» рынка. Различные агентства его либо не оценивают, либо оценивают неадекватно.

Компьютерный рынок можно обрисовать так: рост с 2007 года по сравнению с 2006 замедлился, но ненамного, и, в основном, за счёт перетока части доли рынка на рынок ноутбуков. В 2007 году мы оцениваем продажи компьютеров на уровне порядка 200-230 тыс. единиц, это рост рынка порядка 20-23% к результатам 2006 года. Существенно выросла доля рынка «белых» компьютеров: если в 2006 году мы оценивали продажи компьютеров на уровне 180 тыс. единиц, а рынок «белых» компьютеров был порядка 70 тыс., т. е. около 40%, то в 2007 г. эта цифра близка уже к 50%.

– Вы имеете в виду брендовые компьютеры?

– Нет, я имею в виду «белые» компьютеры – собранные официально, «белыми» производителями с документами, сертификатами. В этом смысле Беларусь немного нетипичная страна, потому что меры государства по поддержке белорусских производителей достаточно серьёзные, даже более эффективные, чем в других странах, в той же Европе. Это в свою очередь обеспечивает то, что львиная доля компьютеров, приблизительно 90-95%, – это компьютеры местной сборки. На рынке брендовых машин в связи с этим игроков с относительно серьезной долей рынка практически нету, кроме разве что Hewlett-Packard.

Количество ноутбуков, проданных в Беларуси в этом году, составило порядка 15-20% от продаж компьютеров – 30-35 тыс. единиц, по всем каналам. Разумеется, «серых» и «чёрных» ноутбуков продаётся больше, но возникают очень большие проблемы с доступностью и качеством поддержки потребителя. Потребитель уже начинает понимать эти термины и всё больше хочет покупать «белые» ноутбуки. Ну и стоимости, соответственно, выравниваются, за счёт этого идёт буквально лавинообразный рост продаж «белых» ноутбуков, и в первую очередь, в связи с тем, что у «белых» ноутбуков гарантированная доступность, гарантированные поставки, наличие белорусских дистрибьюторов, сбытовых сетей, сервиса и их реально можно пойти и купить. И, естественно, в том числе, очень способствует этому рост потребительского кредитования, его доступность, ставки и появление розничных магазинов, где можно приобрести продукцию за наличные деньги либо в кредит. Ноутбучный сегмент, конечно, растёт быстрее, чем компьютерный. Т.е. оценка роста по 2007-му году – порядка 60%.

– Когда же, на ваш взгляд, выровняются доли нотубуков и десктопов в продажах?

– Во всём мире в среднем количество проданных ноутбуков в 2007 году превысило продажи компьютеров. На сегодняшний день стартовый уровень цен на ноутбук составляет 1 500 000 – это уже сравнимо со стоимостью компьютера, и поскольку рынок всё больше "обеляется", то, соответственно, новые технологии быстрее проходят цикл от стола конструктора, до прилавка магазина. За счёт этого и цифры роста и цифры долей меняются буквально от квартала к кварталу. По прогнозам можно ожидать, что в трёхлетней перспективе, наверное, в Беларуси сравняются продажи ноутбуков и ПК.

– Сильно ли изменилась рыночная ситуация за последнее время в вашей области, в «железе»?

– Начнём, пожалуй, с самого простого и понятного. Меняется принцип покупки, меняется подход покупателя к выбору оборудования и каналы продаж. IT-продукты становятся всё больше потребительскими, и, соответственно, с ростом доходов и удешевлением IT-продуктов они переходят в потребительский сегмент, а в потребительском сегменте начинают играть совершенно другие факторы – доступность, удобство, потребительские кредиты на покупку… Опять же, нивелируется разница цены между «серым», «чёрным» и «белым» рынками. Мы наблюдаем достаточно серьёзный рост продаж в рознице, в розничных магазинах, что свидетельствует о том, что меняются факторы выбора покупки и места покупки, потребители все больше и больше начинают уважать себя.

Тенденция отсюда проистекает достаточно простая. Традиционная IT-компания обречена, то есть места для бизнеса, построенного по принципу «купи-продай» становится всё меньше, и выигрывать будут торговые компании, розничные компании, специализирующиеся в продажах, либо специализированные компании, мы их называем VAR (Value Added Reseller)

Достаточно серьёзные проблемы будут стоять перед местными сборщиками компьютеров. Ориентирование на производство компьютеров по госзаказу, тендерам – это борьба цен, а сейчас участники практически выровнялись, почти все имеют сертификат ISO-9001, что обеспечивает качество продукции Непросто выделиться, т.к. продукт становится потребительским, а это, в свою очередь, увеличивающаяся сложность получения заказов, что влечет проблемы с объёмом продаж, с окупаемостью и пр. Переход же на розничный рынок, на широкого потребителя требует перестройки сложившихся механизмов, нового видения, нового маркетинга. А это сложно. Посмотрим, как мои коллеги будут из этой ситуации выходить.

– А если говорить не о рыночной ситуации, а о конкретных продуктах и технологиях?

– Тут идёт повторение всемирной истории. Технология становится прозрачной для конечного пользователя. То есть человек, работающий в определённой системе, не видит, как она работает. Он не сталкивается с ней, структурные составляющие остаются «за кадром» для потребителя. Это влечёт за собой повышенные требования к подрядчикам, к тем людям, которые строят эти системы. И повторяются нормальные мировые тенденции: заказчик должен доверять специалистам, а специалисты должны быть специалистами. И это серьёзные изменения со стороны заказчика.

В прошлом году я бы отметил рост спроса на blade-системы, дисковые системы стали продаваться, стали продаваться «сетевые хранилища». Это высокотехнологичные продукты, ими заниматься должны специалисты. Но не всегда у заказчика есть такие специалисты, не всегда они ему нужны. В Беларуси за последнее время выросли мощные, серьёзные компании, целая плеяда специалистов, способные реализовывать подобные решения, развивать, поддерживать системы любого уровня, и заказчик может им доверять.

В свою очередь это ведёт к экономии на расходах по обслуживанию и поддержке IT-систем. Почему-то у заказчиков сегодня есть боязнь, что их подведут, что нужно иметь свой штат, чтобы он проверял или делал всё сам… Это всё отойдёт в прошлое – для этого и создана АКИТ. Так будет происходить во всех вертикальных и горизонтальных сегментах рынка, во всех сферах, во всех индустриях. И, на мой взгляд, это достаточно хорошо как для заказчиков, так и для IT-компаний.

– Надо полагать, что в соответствии с этими тенденциями розница будет расти и меняться. А в каком направлении, вы считаете, она будет двигаться? Придут ли к нам крупные российские сети, либо у нас будут развиваться свои сети, либо дистрибьюторы будут строить отдельные гипермаркеты, магазины и т.д.?

– Я думаю, что мы, в смысле IT-индустрия, можем быть абсолютно спокойны, и в ближайшем обозримом будущем в Беларуси не появится крупных сетевых игроков на рынке компьютерного оборудования, таких как известный немецкий Mediamarkt. Дело в том, что всегда и всюду первыми развиваются наиболее важные, наиболее интересные для любого бизнеса и для любой страны виды розничной торговли: товары повседневного спроса, продукты питания и прочее. Здесь у нас непаханное поле.
Беларусь – небольшая страна, а Россия, Украина в свою очередь – гораздо более интересные, перспективные с точки зрения крупной розничной торговли рынки. Конечно, если кто-то хотел бы просто обозначить своё присутствие – он бы уже здесь был, но, на мой взгляд, делать это нужно было 3-5 лет назад. Ну а сейчас принцип «купляйце беларускае» я бы заменил на принцип «купляйце ? беларуса?», что, по сути, одно и то же. Поэтому давайте развивать свои сбытовые сети, свои магазины, мы это можем делать и успешно делаем.

– То есть, всё будет развиваться эволюционно и главную скрипку cыграют наши поставщики и дистрибьюторы?

– Думаю, да. На сегодняшний день, например, компания «Компьютеры и периферия» как дистрибьютор взаимодействует с множеством белорусских розничных точек и магазинов. Они все хорошо развиваются, генерируют хорошие продажи, и мы видим свою задачу сделать эту «сбытовую сеть» настолько конкурентоспособной, чтобы никакой западный коммерсант даже и не думал приходить сюда. И чем лучше мы работаем, чем больше нас государство поддерживает, даёт возможность развиваться, тем больше рабочих мест мы создаём, предоставляем лучшее качество услуг, более низкие цены, и тем реальнее эта задача.

– Значит, АКИТ выступает против «западных коммерсантов»?

– Нет, АКИТ выступает гарантом того, что поставленный предприятием-членом АКИТ продукт является высококачественным, имеет соответствующую сертификацию и будет обеспечен соответствующим гарантийным обслуживанием, что сотрудники предприятия являются высококвалифицированными специалистами.

– Если говорить о чёрном-сером рынке как одной из проблем для государства и официальных поставщиков. Правильно ли я понимаю, что упомянутое вами заявление АКИТ-а сделано именно в связи с этой проблемой? Какие вообще потери государство несёт от подобных схем?

– В 2006 году АКИТ проводила конференцию для участников IT-рынка. Мы готовили к ней определённые данные, брали их из открытых источников: Налогового комитета, Минстата.

В этих цифрах просматривается, на мой взгляд, достаточно впечатляющая значимость IT-индустрии: за 9 месяцев 2006-го года она принесла порядка 3% доходной части госбюджета, это только так называемая «белая» IT-индустрия. Наверное, в 2007 году этот вклад был значительно больше, но пока цифр нету. В сумме налога на добавленную стоимость уплачено в целом по стране 6%, доля в ВВП составила 1,5%! Так вот, во всём мире нормой развития IT-индустрии является цифра порядка 5%.

И наше понимание в АКИТе, что эти «упущенные проценты» – как раз в «чёрном» рынке, в тех возможностях, неразвитостях, которые упускаются. Соответственно, если, грубо говоря, легализовать весь IT-рынок, то 30% плана по росту ВВП в этом году можно получить только с одной этой индустрии. К примеру, доля такой всем видной, важной и понятной индустрии, как строительство, в Беларуси в ВВП составляет примерно 7%. Соответственно можно сделать вывод, что IT-индустрия – тоже чрезвычайно важная и ёмкая.

– Какую роль во всем этом играет заявление, подготовленное АКИТ-ом?

– В первую очередь, смысл заявления – показать, что существует проблема, привлечь внимание и к ассоциации как объединению участников IT-рынка, которые занимаются этими проблемами, которые вместе с государственными органами выполняют свою конкретную задачу, не подменяя, не дублируя государственные органы и способствуют выполнению задач, поставленных руководством нашей страны перед индустрией, перед страной, перед правительством.

Мы помогаем, в том числе, развитию IT-индустрии в целом, способствуя консолидации IT-рынка и вовлечению в решение общих проблем всё большего количества его участников. Ведь и руководство страны, и ответственные чиновники на местах понимают, что информатизация – это не просто прихоть или модная забава, это – серьёзная и важная задача, которая способствует, в том числе, выполнению всех остальных поставленных задач. И для их выполнения мы предлагаем объединение усилий ИТ-бизнеса и государственных органов. Определенный опыт сотрудничества с государственными органами у АКИТ уже накоплен. В частности, ряд проблем мы обсуждали на нашей конференции с представителями Минсвязи, МНС, ГТК.

Это обращение – это свидетельство доброй воли множества IT-компаний к объединению и работе на общее благо. Это свидетельство того, что постепенно вырабатывается единое понимание, есть единая идея в развитии важного сектора ИТ-индустрии в стране. Не просто работа отдельно взятой организации на своё какое-то личное благо, на свою прибыль, но и забота об индустрии и стране в целом.

И, безусловно, это свидетельство того, что появился некий интеграционный механизм – ассоциация, где создана инфраструктура для обмена опытом, для того, чтобы можно было предложить заказчику, в том числе государственному заказчику, более качественный уровень решений, чем то, что могли сделать ранее отдельно взятые компании. Ну и, безусловно, это работа по пропаганде, по информированию, направленная на создание условий, подготовку предложений для тех же государственных органов по решению проблем развития IT-индустрии. В частности – по ликвидации «чёрных» и «серых схем», по решению вопросов, связанных с профессиональным образованием и др.

И соответственно, это призыв к IT-компаниям ощутить себя членами единого сообщества, понять, что они не одни, вокруг них большой рынок, на котором работает много компаний, объединённых этим обязывающим ко многому названием – информационно-коммуникационная индустрия.

– Если о ПВТ, Инфопарке рядовой потребитель ещё что-то и слышит, то вот об АКИТ-е информации в СМИ крайне мало. В чем же дело? Одного документа (к тому же, написанным чересчур «официального») для создания масштабной общественной «осведомленности» – явно недостаточно…

– Первый этап дейтельности АКИТ был посвящен работе с корпоративным заказчиком, с рынком крупных тендерных закупок. Как вы понимаете, это далеко не широкий круг потребителей. Сейчас наступает следующий этап развития АКИТ и результатом как раз и является то, что вы читаете эти строки. Как говорится, следите за прессой!

– А что бы вы ещё пожелали нашим читателям?

– Спокойствия и душевного равновесия. Начинайте свой разговор с поставщиками ИТ-товаров и услуг с простого вопроса: «А вы – член АКИТ?». И спите спокойно!


Дмитрий Якимахо

Родился в 1970 году, по образованию – инженер-робототехник. Информационными технологиями начал заниматься еще в период учебы в академии, в бизнесе с 1992, уже 13 лет бессменный лидер компании "Компьютеры и Периферия". Обладатель диплома бизнес-школы IEDC, председатель комитета по дистрибуции и член Совета АКИТ.

Женат, трое детей, профессиональный спортсмен-автогонщик, член БАФ.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-99%
-20%
-20%
-50%
-20%
-20%
-35%
-35%
-10%
-50%
-10%