Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Игорь Сукач | Фото: Атлант ТелекомНакануне выставки «ТИБО-2008» многие белорусские провайдеры поспешили заявить о расширении спектра услуг, предоставляемых рядовому абоненту. Помимо устаревшего ADSL2+ и прочих «старых-новых» сервисов на сцене появилось IP-TV, которое де-факто символизирует в Беларуси новые технологические веянья. Новый сервис уже оброс изрядным количеством декларативных заявлений и обещаний со стороны в том числе и коммерческих операторов.
 
Однако, как оказалось на практике, запустить IP-TV в Синеокой под силу далеко не каждому. О проблемах с самой желанной услугой этого года «Ежедневнику» рассказал директор ИП «Альтернативная цифровая сеть» Игорь СУКАЧ.

– В этом году об IP-TV не говорит только ленивый, в то время как «Атлант Телеком» не декларирует никаких попыток последовать технологической моде. Не получится ли, что в итоге «Атлант Телком» останется на обочине прогресса?

– «Атлант Телеком» строит и готовит свою инфраструктуру, которая должна быть в состоянии предоставлять клиентам новые услуги, о которых сейчас так много говорится. Чтобы сеть провайдера могла обеспечивать передачу такого «тяжелого» контента, как видео, она должна быть построена по несколько другим принципам, чем если бы провайдер ориентировался исключительно на предоставление доступа в интернет. Но дело в том, что выстроить инфраструктуру доступа к тому же IP-TV несложно. Чтобы выступить с новой услугой на рынке, требуется решить как минимум два вопроса: обеспечить глобальную готовность инфраструктуры оператора к передаче видео и решить проблему с легализацией контента. Мы, равно как и РУП «Белтелеком», проводили независимые исследования рынка. Результаты этих исследований, которые в конечном счете совпали, показали, что для того, чтобы предоставлять абонентам услугу IP-TV, необходимы очень большие первоначальные расходы и далеко не на техническую составляющую проекта. Львиная доля затрат придется на покупку легального контента. Для того чтобы покрыть эти расходы нужны тысячи действующих абонентов, потребителей данной услуги. Только в этом случае минимальные расходы на проект будут окупаться. Неспроста «Атлант Телеком» и РУП «Белтелеком» пошли на обсуждение возможности объединения своих абонентских баз.

– То есть фактически «Атлант Телеком» будет продавать сервис национального оператора?

– Услуга будет генерироваться РУП «Белтелеком», у которого, согласитесь, есть большие возможности, в том числе по заключению соглашений на контент, а «Атлант Телеком» будет предлагать услугу IP-TV с надеждой, что наша совместная клиентская база окупит затратную часть проекта. Если другие операторы, которые собираются самостоятельно предоставлять доступ к IP-TV, решили для себя проблему легального контента – я искренне этому рад. Это здорово и откроет путь в том числе и для нашего дальнейшего развития. Но у меня на этот счет есть некоторые сомнения. Наверное, в интернете можно взять каналы с открытой информацией. Особенно англоязычные. Но и они платные. При этом такие сервисы, на которые ссылаются некоторые компании, предназначены в первую очередь для индивидуального просмотра, а не для коллективного или перепродажи. Кроме того, состав условно бесплатных пакетов программ ориентирован в первую очередь на англоязычную аудиторию. Так что, если мы говорим о каналах, которые будут интересны белорусскому пользователю, ситуация резко меняется. Каждый качественный канал, включая те, которые ретранслируют операторы кабельных или эфирных сетей, стоит денег. При этом не важно, на какое число пользователей будет вестись вещание. Даже РУП «Белтелеком», насколько я знаю, не удалось договориться о каком-то существенном периоде тестовой эксплуатации, когда реальное потребление услуги ограничено узкой тестовой группой людей. Так что оплачивать легальный контент необходимо даже при отсутствии клиентской базы. Это как бы одна составляющая вопроса.

Вторая – откуда взять клиентскую базу? Операторы не скрывают, что абонент должен понести серьезные затраты для того, чтобы начать пользоваться услугой IP-TV. У меня есть определенная доля скептицизма относительно возможности окупить «телевизионный» проект только за счет абонентской базы одного оператора. Именно поэтому мы договариваемся с «Белтелекомом» и идем по пути создания стратегического альянса.

– Но ведь альянс всех проблем не решает?

– Есть и другие препятствия в реализации модных проектов по расширению спектра услуг, оказываемых операторами передачи данных. Например, есть Министерство информации, которое отслеживает телевизионный контент. Все операторы кабельных сетей получают от Мининформации согласование на трансляцию в сети определенных программ. Пока в нормативных документах министерства сети передачи данных, подлежащие обязательной регистрации, отсутствуют как класс. Почему я говорю «пока»? Я знаю наверняка, что «Белтелеком», дабы легализовать свою деятельность в области IP-TV, уже обратился в Министерство информации. Так что изменения в нормативных актах очень скоро вступят в силу. То есть любой оператор, передающий видеоконтент, например, ТВ, должен будет регистрировать свои каналы в Министерстве информации. И это будет в самое ближайшее время. По моим ощущениям, ситуация изменится уже этим летом.

– На ваш взгляд, обязательная регистрация – это хорошо или плохо?

– С одной стороны, у регистрации есть плюсы. Например, введение обязательных социальных пакетов, которые должны будут предоставляться пользователям бесплатно. Но, с другой стороны, социальные пакеты вряд ли подвигнут абонентов платить по 200 долларов за дополнительные возможности в сети передачи данных. В основе коммерческого успеха, безусловно, будут лежать не дешевые русскоязычные каналы. Так что позиция «Атлант Телекома» в вопросе развертывания модного на данный момент проекта лежит в плоскости обеспечения окупаемости услуги за счет альянса с национальным оператором. Что будет дальше – зависит от партнерских отношений, которые нам удастся установить с РУП «Белтелеком». Возможно, не будет необходимости самостоятельно развивать IP-TV. Но об этом пока рано говорить. Мы еще не заключили с государственным оператором партнерского соглашения, не накопили клиентской базы и вообще слабо представляем себе, какая будет динамика ее роста. Повторяю, 200 долларов за оборудование, которое позволяет просматривать телепередачи, – это не такие уж и маленькие деньги. Но даже если клиент и согласился их потратить, встает вопрос легального и качественного контента, и мы попадаем в замкнутый круг.

– IP-TV, на ваш взгляд, просто модно?

– Не модно, а я бы сказал – удобно. Чем меньше я смотрю телевизор, тем больше мне хочется воспользоваться преимуществами IP-TV. Есть передачи, которые мне бы хотелось посмотреть, но время их вещания не совпадает с моим графиком. Так что я бы с удовольствием отложил просмотр или перенес его на то время, которое будет удобно для меня. Но тут стоит вопрос, готов ли я дополнительно оплачивать эти удобные сервисы. Большое заблуждение считать, что эти сервисы будут дешевыми, если, конечно, говорить о легальном контенте. Он по определению не может быть дешевым – это политика правообладателей. Кстати, у нас есть Национальный центр интеллектуальной собственности, который, поверьте мне, не дремлет и де-факто не позволит открыто заимствовать чужой интеллектуальный труд.

– На ваш взгляд, насколько популярным может оказаться в Беларуси услуга IP-TV?

– Пока я вижу достаточно узкую группу абонентов. При этом разрыв между количеством людей, которые хотели бы иметь доступ к IP-TV, и тех, кто реально его купит, – довольно большой. Со временем, конечно, разрыв сократится, но не сейчас, не за месяц и даже не за год.

– То есть вы считаете IP-TV бесперспективным с точки зрения чистой коммерции проектом?

– «Атлант Телеком» готов, работая на перспективу, оказывать услуги IP-TV по себестоимости. Но не в убыток. Наши расчеты показали, что даже по себестоимости такой сервис можно продавать, только объединив усилия нескольких операторов. В одиночку это будет либо убыток, либо нелегальный контент со всеми вытекающими последствиями.

Владимир ВОЛКОВ


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-35%
-40%
-20%
-20%
-90%
-90%
-50%
-40%
-35%
-18%
{banner_1133}