Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Андрей Соборов | Фото предоставлено DIALLOGНашу жизнь уже тяжело представить без высокоскоростного доступа к информации, но вот быстрым беспроводным интернетом белорусы не избалованы: покрытие Wi-Fi у нас точечное, а WiMAX, UMTS, HSDPA/HSUPA и др. пока не внедрено. Поэтому тем, кому в Беларуси нужен действительно скоростной беспроводной интернет, особенно выбирать не приходится – DIALLOG и точка. О достижениях, перспективах и сложностях, о «сегодня» и «завтра» старейшего белорусского оператора сотовой связи (7 мая ему исполнилось 15 лет) мы беседовали с Андреем Соборовым, генеральным директором СП «БелСел» (ТМ DIALLOG).
 
– Андрей Александрович, как себя чувствует компания по итогам первого квартала 2008 года? Можете ли уже поделиться результатами?

– По сравнению с результатами за аналогичный период прошлого года – значительно лучше. Приоритеты компании в оказании услуг передачи данных дали свои первые результаты: за первый квартал 2008 года появилась положительная динамика абонентской базы – 94 400 человек на 1 мая. Также вырос объем ежемесячного трафика DIALLOG: как и ранее, он больше, чем суммарный объем передачи данных всех остальных операторов мобильной связи. Ежемесячно сеть DIALLOG пропускает 3 ТБ, в том числе 1,8 ТБ по стандарту EV-DO. На конец 2007 года эти показатели составляли менее 2,3 ТБ и 1,4 ТБ соответственно.

ARPU DIALLOG в среднем по компании составляет $11, а в сегменте передачи данных – $50. Средняя продолжительность разговоров в месяц на одного абонента (MOU) составляет около 240 минут. Соотношение частных пользователей и юридических лиц составляет примерно 80% и 20% соответственно, причем у последних есть тенденция роста подключений.

– Какой процент абонентов пользуется услугами передачи данных? EV-DO?

– Сейчас более 60% подключений DIALLOG осуществляется на тарифные планы по передаче данных, подключения EV-DO составляют около 40%. Ранее большую часть абонентов составляли абоненты, ориентированные на голосовые услуги, но они с течением времени уходили к другим операторам. Мы сменили свои ориентиры и в результате ежемесячные потери «голосовых» абонентов компенсируются подключениями на ТП по передаче данных. Образно говоря, в базе сейчас активно происходит «смена составов».

– Каков процент «качальщиков» (полная загрузка канала 24 часа в сутки) среди ваших абонентов? Разделяете ли вы мнение, что большое количество подобных абонентов – главная преграда на пути к доступным безлимитным тарифам на интернет-доступ?

– Это то, о чем я всегда думаю. Такая проблема существует, она характерна для всех операторов, как для отечественных, так и для зарубежных. Так называемые «качки» не превышают 3% от общей базы. Их объемы потребления трафика в десятки раз превышают объемы среднестатистического пользователя. Есть специальные ночные тарифные планы, мы их запустили специально для оценки этой проблемы.

Кстати у всех операторов (у нас тоже) есть четкие критерии оценки для применения разумных ограничений к таким пользователям, чтобы остальные абоненты могли беспрепятственно работать в сети. А вот суточные «безлимитчики» в формате 1х глобальную нагрузку на сеть не создают.

– Недавно запущенная акция «Лето с DIALLOG» порадовала беспрецедентно низкими ценами на интернет-трафик. Готовы ли вы уже назвать какие-то результаты, возможно, увеличение потребления интернет-трафика, повышение загрузки канала?

– Акция имеет определенный успех, но о конкретных результатах говорить рано, их можно будет оценить не менее чем через три-четыре месяца. Пока могу сказать, что сейчас завершается акция «2008 Мегабайт» и по ней объем потребления трафика падает, а по акции «Лето с DIALLOG» – растет, так что ситуация выглядит стабильной.

– Ориентированная на акции маркетинговая политика – это временное явление или часть корпоративной стратегии DIALLOG? Как потенциальные, так и существующие клиенты зачастую ориентируются на "долгосрочные" предложения в рамках постоянных тарифных планов...

– Это действительно часть стратегии. Все акции направлены на абонентов сомневающихся в целесообразности покупки дорогостоящих модемов. Т.е. в период действия акции мы предлагаем абоненту возможность компенсировать расходы на оборудование путем предоставления трафика с минимальной ценой или вообще бесплатным трафиком. К моменту окончания каждой акции стоимость оборудования, как правило, окупается и даже больше.

Наша последняя акция «Лето с DIALLOG» – яркий тому пример. Абонплата 10 000 рублей и стоимость одного мегабайта 25 рублей фактически окупают приобретение любого EV-DO модема. Ко всему прочему, у нас не случайно самая широкая линейка постоянных тарифных планов. Каждый сможет найти тарифный план для себя, с учетом своих потребностей в трафике и не участвовать ни в каких акциях. Это право выбора каждого клиента.

– А хватает ли вам канала при столь агрессивной акционной политике? Какой ширины нынешний канал DIALLOG-а «во внешний мир»?

– 10 Мегабит во «внешний мир» и 100 Мегабит на пиринговую сеть. Как только мы наблюдаем критическую нагрузку на канал – сразу в течение трех дней происходит его расширение до необходимых пределов.

– DIALLOG можно назвать лидером сегмента широкополосного беспроводного интернет-доступа в Беларуси. В то же время, GSM-операторы уделяют серьёзное внимание этой нише: грядет обновление EDGE, 3G-лицензии... Что вы собираетесь противопоставить им?

– Спасибо за признание в лидерстве (улыбается) Но оно не ограничивается только этим. Для начала, давайте определимся, что понятие «поколение связи» и 3G в частности – это не степень «современности» оборудования или технологий, и не конкретная технология (EDGE, UMTC, EV-DO или HSDPA и т.д.), а всего лишь скорость передачи данных, которую может обеспечить оператор, согласно требованиям Международного союза электросвязи. Так вот, передача данных со скоростью до 2,048 Мбит/с при низкой мобильности (скорость менее 3 км/ч) и до 144 кбит/с при высокой мобильности (до 120 км/ч) является связью третьего поколения (3G). Так что мы единственная компания в Республике Беларусь, которая на сегодняшний день уже в течение полутора лет предоставляет услуги связи третьего поколения (3G). И это при том, что остальные операторы только собираются получать соответствующие лицензии. Сейчас мы по этому критерию находимся на шаг впереди.

Так будет и в дальнейшем: у них появится UMTS, а у нас в июне 2008 — EV-DO Rev.A со скоростью до 3,1 Мегабит в секунду. Можно сказать, что для нас 3G – практически пройденный этап. В наших планах в течение 2009 года запуск стандарта Rev.В, а это уже 4G. Мы уже получили от наших поставщиков подтверждение о том, что все оборудование начиная с 2009 г. будет поддерживать скорости четвертого поколения (4G). К слову, клиентские терминалы будут работать и после перехода на следующие поколения EV-DO, т.е. абонентам не придется менять свое оборудование. Разумеется, это не касается тех, кто захочет работать на максимальных скоростях, предлагаемых нашими технологиями.

Мобильный интернет от DIALLOG всегда будет быстрее, а мы всегда будем лидером технологий. И дело не в том, что команда DIALLOG, дескать, работает лучше и оперативнее. Просто наш стандарт — CDMA — дает нам больше возможностей как в технологическом развитии, так и в затратной (финансовой) части.

– Насколько ли оправданы сравнения DIALLOG и операторов проводного интернета? Способны ли вы с такими скоростями полноценно конкурировать с провайдерами фиксированного доступа?

Наше основное преимущество перед проводными операторами – мобильность, а сейчас мы добавили еще и цены – 25 рублей за мегабайт – это сопоставимо с ценами интернет-провайдеров. Следует добавить, что мы исключительно нишевый оператор. Т.е. мы востребованы исключительно там, где нужна мобильность и достойные скорости или там, где нет проводов и телефонных розеток.

– Все же вернемся к беспроводному доступу. Пожалуй, ключевой сдерживающий фактор проникновения интернет-доступа посредством CDMA – сравнительно высокая цена оборудования и небольшой его выбор (13 доступных моделей по состоянию на начало мая). Будет ли ваша компания принимать какие-то радикальные шаги в этом направлении?

– Радикальные шаги уже есть. Год назад линейка наших модемов была представлена 3 моделями, сейчас мы занимаемся сертификацией целого ряда новинок, поддерживающих EV-DO Rev.A. Разумеется, речь идет в первую очередь о модемах и о телефонах-модемах – мы и в дальнейшем будем придерживаться направления развития передачи данных.

– На TIBO демонстрировался двухстандартный терминал Anydata (GSM/CDMA). Возможно, будущее именно за такими аппаратами? Сколько подобных двухстандартных устройств сейчас представлено на рынке, сколько планируется сертифицировать и продавать в Беларуси?

– Если говорить о симбиозе двух стандартов в одном аппарате, то вполне возможно, что GSM-часть подобных устройств будет обеспечивать пользователя развлекательными сервисами, многочисленными SMS-игрушками, викторинами и прочим, где-то голосовой связью, а CDMA-часть – обеспечивать высокоскоростную передачу данных. Что касается конкретно этого аппарата, то ввиду его высокой стоимости мы прогнозируем не очень большой спрос. Просчитываем все «за» и «против» прежде чем начать сертификацию. Но для начала и для дальнейшего принятия решения мы планируем запустить в продажу более легкий вариант – телефон с поддержкой GSM & CDMA 1x. Аппарат уже практически прошел процедуру сертификации и, возможно, будет принято решение о закупке именно этого телефона. Его стоимость будет практически сравнима со стоимостью GSM оборудования.

– Планирует ли компания дотировать приобретение EV-DO модемов? Комплект оборудования "МТС.Коннект" обходится абоненту в 308 тыс. рублей, а самый дешевый модем DIALLOG (причем, в рамках акционного предложения!) – AnyData ADU-E100A предлагается по 499 тысяч...

– Думаю, что в данном случае не совсем корректно сравнивать стандарты и возможности этих стандартов. Если технология EDGE, обеспечивает скорость до 236,8 Кбит/сек, то EV-DO от DIALLOG – до 2,4 Мегабит в секунду. При подобной разнице скоростей, разница в цене в менее чем $100 выглядит не такой уж большой. Цены на оборудование оправдываются для наших пользователей не толькой более высокой скоростью, но и самой низкой ценой за 1 мегабайт в подобном сегменте рынка - от 25 рублей. Т.е. мы предлагаем более выгодные условия для клиента.

– Как обстоит дело с интернет-доступом в регионах? Приходилось слышать жалобы, что в некоторых крупных городах республики из-за плохого покрытия и большой загрузки сети встречаются серьёзные проблемы с передачей данных.

– Да, такая проблема существует, и мы постоянно над ней работаем – увеличиваем емкость EV-DO в регионах и увеличиваем количество потоков. Судите сами – за 2007 год увеличена емкость, установлены новые БС, увеличено число потоков и покрытие в Минске, Могилеве, Логойском районе, Борисове, Смолевичах, Могилеве, Жлобине, Витебске, Жодино. Темпы будут не только сохранятся, но и расти. На сегодняшний день наша сеть покрывает 53% территории страны, где проживает 70% всего населения и 93% городского населения. Работает 163 БС, из которых 58 поддерживают технологию EV-DO.

– Между тем, в начале 2007 года вы заявляли, что к началу 2008 года EV-DO появится во всех городах с населением более 50 тыс. Подверглись ли эти планы корректировке? Если да, то когда вы планируете их реализовать?

– Ввиду отсутствия финансирования в полном объеме мы пересмотрели свои планы и только к концу 2008 года планируем охватить EV-DO города с населением более 50 тысяч человек.

– Хватает ли сети базовых станций для обеспечения качественной работы?
Где ситуация с загрузкой наиболее спокойная, где нагрузка на сеть наиболее велика?


– На наш взгляд, качество работы оператора необходимо определять, в том числе и возможностями обеспечить бесперебойную связь в пиковые дни/часы. Давайте вспомним последнюю новогоднюю ночь. Единственным оператором, обеспечившим бесперебойную связь, был DIALLOG. Наши абоненты поздравляли друг-друга в полночь! А работы по улучшению покрытия мы проводим постоянно.

– Недавно вы говорили о том, что план установки новых БС напрямую зависит от планов "Белтелекома" по развитию WLL. С чем это связано? Сильно ограниченный бюджет или достаточная ёмкость сети?

– Это связано с потребностями одного из наших учредителей – РУП «Белтелеком» – в обеспечении WLL-связью того или иного района. По важности это одно из самых значимых направлений нашей совместной работы – обеспечение связью труднодоступных, удаленных районов или малонаселенных городов. Там где невыгодно тянуть медный кабель, мы совместно с Белтелекомом обеспечиваем WLL-связью население. В рамках этого сотрудничества ведутся проектные работы и в ближайшее время будут установлены новые базовые станции в 15 новых районах РБ.

– Получила ли ваша компания оборудование Huawei для включения EV-DO на существующих базовых станций? Когда ожидается поступление "железа" для EV-DO Rev. A и где в первую очередь будет устанавливаться такое оборудование?

– Оборудование получено в полном объеме. На вторую половину мая запланирован апгрэйд софта для технологии Rev.A на коммутаторе и базовых станциях. Запуск в коммерческую эксплуатацию планируется произвести во второй половине июня, вначале в Минске, а затем в областных центрах.

– Заинтересован ли DIALLOG в получении необходимых разрешений для строительства сетей беспроводного интернет-доступа по технологиям Wi-Fi, (Mobile) WiMAX?

– Каждый должен заниматься своим делом. Мы только предоставляем беспроводную связь и оборудование. Но любой из наших абонентов приобретая модем Huawei EC 506, получает возможность его использования в качестве точки доступа Wi-Fi, поддерживается интерфейс высокоскоростной передачи данных CDMA2000 1x EV-DO, четыре интерфейса для подключения к локальной сети (LAN). Модем сертифицирован, что позволяет организовать интернет-доступ по технологии Wi-Fi без получения дополнительных разрешений на строительство сети.

Что касается WiMAX… Уже есть примеры бесперспективности подобных проектов. Реальное расстояние качественной связи в городских условиях – не более 700 метров, далее сигнал затухает. Т.е. о реальной мобильности WiMAX говорить рано, хотя возможен вариант установки антенн на крышах, но это потребует получения дополнительных разрешений на установку и самое главное, пропадает основное преимущество подобных технологий – мобильность.

– Вы упоминали о проблемах с финансированием. Какова финансовое состояние оператора на данный момент? По сравнению, например, с началом 2007 года?

- Доходы по услугам передачи данных за первые четыре месяца 2008 года уже превысили доходы в этом сегменте за весь 2007 год. С развитием проекта WLL и EV-DO нам удалось достичь финансовой стабильности и даже улучшить многие показатели.

– «Глубоко наболевший» вопрос: собираетесь ли вы проводить обновление дизайна собственного сайта?

– Сейчас наши первоочередные приоритеты в скорейшем развитии сети, в запуске REV.A и проекте WLL. Сайт также стоит в планах, но сейчас он не на первом месте.

– Каким телефоном (телефонами) вы пользуетесь?

– В зависимости от ситуации. Для общения использую Ubiquam U-300. Когда нужен мобильный интернет – Huawei EC 500 data card, это очень удобно, т.к. он поддерживает EV-DO и полностью «прячется» в PCMCIА слоте ноутбука. Поток с видеокамер наблюдения просматриваю через Ubiquam U-300. Если оперативно нужен мобильный интернет, а под рукой нет ноутбука (например, на охоте) опять таки – Ubiquam U-300.

Еще хочу рассказать об одном уникальном телефоне, которым пользуется один из наших сотрудников. Этот аппарат (Hyundai Curitel H-100) был подключен самым первым – в день запуска CDMA, т.е. более 5 лет назад! Представьте себе, что после такого длительного использования, многочисленных купаний аппарата в воде, падений с балкона и прочих испытаний, телефон до сих пор стабильно работает безо всякого ремонта. Сотрудник, у которого находится этот аппарат, говорит, что не променяет его ни на какой другой, а мы все ждем окончания этого своеобразного «тест драйва продолжительности жизни» самого старого CDMA-телефона компании, хотя я подозреваю, что он затянется на очень долгий срок.

– Спасибо за содержательную беседу! Традиционный финальный вопрос: что бы вы пожелали нашим читателям?

Быть мобильными! Всегда пробовать новое, быть на острие технологий и стремиться к лучшему. А мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы эти желания сбылись.

Досье

Соборов Андрей Александрович, Генеральный директор ООО СП «БелСел» (ТM DIALLOG), родился 14 июня 1977 в г. Вилейка Минской области. Закончил Белорусский Государственный Институт Информатики и Радиоэлектроники по специальности «телекоммуникационные системы», квалификация – «инженер по телекоммуникациям».

В 1999-2001 – специалист отдела маркетинга Республиканского государственного объединения «Белтелеком». В 2001-2005 – главный специалист управления электросвязи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

В 2005-2006 Генеральный директор частного унитарного производственного предприятия «ТелеМикс».

С 2006 года – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, совместного предприятия «БелСел». Женат, есть дочь.

Любимое хобби: зимняя охота и активные виды спорта.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-20%
-10%
-35%
-20%
-20%