Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Виталий Шуравко | Фото предоставлено В. ШуравкоOnliner – один из немногих белорусских ресурсов, хорошо известных не только в нашей стране, но и во всем русскоязычном интернете. В очередном интервью по понедельникам мы беседуем с главой Onliner Виталием Шуравко о рынке телекоммуникаций, интернет-бизнесе, Web 2.0 и, конечно, самом проекте под девизом "Digital Lifestyle".
 
– В этом году Онлайнеру исполнилось семь лет. Какие важнейшие изменения, на Ваш взгляд, произошли за это время? В мобильном мире, Байнете, интернете...

– Ответить на этот вопрос можно, наверное, только написав книгу. Семь лет – это очень большой срок для интернета и технологий вообще. И если вкратце – то изменилось абсолютно все. Онлайнер вырос из домашней странички про мобильные телефоны до одного из крупнейших русскоязычных коммьюнити по теме цифровых устройств и технологий, с большой торговой площадкой, работающей в трех странах. Телефоны из больших "коробок" с двумя строчками черно-белого текста превратились в маленькие тонкие красивые "коробочки" с большим цветным экраном. Они ходят в интернет, показывают видео из YouTube, находят ваше положение на спутниковой карте и содержат чуть ли не всю вашу музыкальную коллекцию.

– Чем вызвана смена девиза "О мобильном" на "Digital Lifestyle"? Планируете ли далее расширять тематический охват?

– Сейчас идет процесс активной конвергенции различных устройств и технологий. Взглянув на современный телефон сложно сразу сказать, что это за устройство: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, GPS-навигатор или плеер. Новый слоган более подходит тематике нашего сайта, тем более что кроме мобильных телефонов у нас обсуждается, обозревается и продается более 30 различных категорий цифровых устройств, от ноутбуков до домашней аудио-видео техники и автозвука.

– Можете оценить стоимость вашего ресурса и других популярных белорусских интернет-проектов? Много ли поступало предложений о покупке Onliner?

– Учитывая то, что в нашей стране популярные интернет-проекты не публичные компании, попытки оценить их со стороны, не имея подробных данных даже о финансовой деятельности – могут вызвать лишь улыбку. Чтобы оценить любой бизнес необходимо принимать в расчет множество факторов. Этим должны заниматься специально обученные люди.

– TUT.BY оценивал белорусский рынок интернет-рекламы в 2007 году на уровне 2,8-3,0 миллионов долларов. Согласны ли Вы с его оценкой? Каков Ваш прогноз относительно объёма рынка на 2008 год?

– Сложно комментировать эти цифры, а тем более делать прогнозы, если нет источников, из которых можно получить достоверную информацию и собрать статистику.

– На Ваш взгляд, в чем основные преграды на пути развития белорусского ИТ-рынка? Только ли в дороговизне интернета?

– Все зависит от того, что вы вкладываете в понятие "ИТ-рынок".

– Окей, давайте сузим это понятие до близкого Вам "интернет-бизнеса". Каковы важнейшие преграды на пути развития этого сектора?

– Основная проблема – попытка "зарегулировать" отрасль, что выливается в огромное количество проблем и лишних телодвижений для участников рынка. Вместо того чтобы упрощать процессы – они только усложняются.

– Огромное количество контента сейчас генерируется пользователями. Согласны ли Вы, как руководитель проекта, с вдохновляющей многих парадигмой "UGC – спасет мир", концепцией "Web 2.0"?
Или всё же без редакторов и старых веб-традиций – никак?


– Учитывая тот факт, что пользователи в массе своей генерируют мусор, без редакторов пока никак не обойтись. Если взять популярные англоязычные блоги по нашей тематике – то при ближайшем рассмотрении "юзеры", которые туда пишут, со временем становятся авторами и редакторами по образу и подобию традиционных СМИ. В любом успешном UGC-проекте есть костяк редакторов, которые разгребает этот мусор, делая из него более-менее нормальный и готовый к употреблению продукт.

– Какую оценку числа постоянных пользователей интернета в Беларуси Вы считаете наиболее адекватной?

– Без понятия. Мы вообще никак не анализируем и не оцениваем белорусский рынок, так как для нас эти оценки имеют малую практическую ценность. И, как я уже говорил, сейчас нет ни компаний, ни инструментов, которые позволили бы сделать эту оценку более-менее похожей на реальное положение дел.

– Давно говорят о всех ужасах "серого" рынка мобильников, придумывают различные методы для его "обеления"... Насколько они, на Ваш взгляд, успешны? Какие действия были бы наиболее эффективными и рациональными в этом направлении?

– Пока открыты границы и разница в стоимости белых телефонов с соседними государствами столь велика, с серым импортом запретительными мерами бороться невозможно. Таможенное оформление официальных поставок слишком сложно, забюрократизировано, процесс сертификации очень долгий, многие модели уже перестают быть актуальными.

На мой взгляд, необходимо максимально упростить процесс ввоза мобильных телефонов и применить схожее с нашими соседями таможенное законодательство, чтобы работать "в белую" было просто и выгодно для продавцов такого рода техники.

– Генпрокуратура в конце мая озаботилась вопросом преследования "перепрошивщиков IMEI" – как Вы считаете, повлияет ли это на ситуацию с кражами мобильников? А на размеры "серого" рынка?

– Никак и ни на что не повлияет. Возможно, у тех, кто вполне законно приобрел б/у телефоны возникнут проблемы со связью. Операторы потеряют деньги (государство – налоги) если начнут массово отключать такие телефоны. С "перепрошивальщиками" и воровством нужно безусловно бороться – но не через отключение ни в чем не повинных абонентов.

– Можете ли припомнить самый забавный (курьёзный, необычный...) случай, связанный с форумами Onliner за время существования ресурса?

– Один раз мы совершенно случайно удалили нашего модератора у которого было более 12000 сообщений. :-) Потом, правда, восстановили.

– С чем связан запрет на обсуждение политических тем на форумах Onliner, как давно он появился?

– Появился он с самого начала и записан в правилах, и это касается не только политики. В приличном обществе незнакомые люди обычно не говорят на темы религии, политики, здоровья и доходов, так как это может вызвать личную неприязнь и спровоцировать непродуктивный разговор, который не будет полезен ни одному из собеседников. Так повелось, что обсуждение политики в белорусском интернете, как правило, переходит во взаимные "наезды", мат, провокации, оскорбления чиновников и должностных лиц, что вообще подпадает под нормы УК РБ. Мы также не размещаем рекламу и не сотрудничаем ни с какими политическими партиями, организациями, церквями, религиозными движениями, сектами, казино, финансовыми пирамидами и MLM-маркетингом, народными целителями и т.п. Это же касается и общения на форуме.

Жесткие правила помогают поддерживать чистую и комфортную среду для общения.

– Очень личный вопрос: тяжело ли вести семейный бизнес, тем более столь специфический – в интернете?

– Тяжело заниматься интернет-бизнесом, а с "семейностью" в данном случае никаких проблем нет.

– Последнее время много говорится и пишется о 3G у GSM-операторов, который, по заверениям Минсвязи, появится уже в 2009 году. Коммерческое внедрение технологий UMTS/HSPA – это действительно серьёзный рывок вперед для белорусского сотового рынка или, скорее, разрекламированная фикция?

– Данные будут передаваться по сети быстрее, появятся низкокачественные видеозвонки, можно будет смотреть потоковое видео с меньшими задержками и быстрее открывать web-страницы. Вот и всё. Никаких рывков или фикций, просто технологии.

– А на Ваш взгляд, каких высоких технологий белорусам не хватает "для полного счастья"?

– Возможности поставить в любой дом быстрый интернет за разумные деньги. Особенно за пределами Минска.

– Традиционный последний вопрос: что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Здоровья и счастья.


Нужные услуги в нужный момент