Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Дмитрий КачановскийСервисами с информацией о ценах Байнет не обделен, однако основных игроков в этом сегменте можно легко пересчитать по пальцам. В очередном интервью по понедельникам своим видением ситуации на белорусском интернет-рынке и планами развития собственного ресурса с IT.TUT.BY делится директор по развитию одного из ключевых белорусских проектов в этой области. Сегодня у нас в гостях KOSHT.COM.
 
– Дмитрий, как бы вы охарактеризовали Байнет`2008? Каковы главные тенденции?

– Тенденция номер «раз». Байнет перестают называть «Байнетом». Точно также лет семь назад из нашего обихода ушло слово «байнетчики». Так в свое время называли сравнительно небольшую группу людей, которые занимались, по общему мнению, достаточно малопонятными вещами. На их место пришли дизайнеры и программисты, копирайтеры и маркетологи… И в целом я считаю это хорошей тенденцией. Белорусский интернет, в понимании преобладающего количества пользователей, перестает быть «местечковым». Люди пользуются сетью потому, что она стала для них естественной коммуникационной средой.

Могу еще добавить что, за последний год появилась много новых интересных, а главное востребованных проектов. Самым удачным начинанием в этом плане я бы назвал ITV.by. Больше стало контента, который генерируется самими пользователями – в частности появилась масса интересных блогов. Это повлекло за собой повышенный интерес коммерческих компаний к социальным сетям. Я не уверен, что хотя бы одна из белорусских социальных сетей будет настолько же успешной, насколько успешны действующие аналоги. Но скорость, с которой в Беларуси стали подхватывать модные тенденции, внушает определенный оптимизм.

– Окей, а какую нишу в Байнете сейчас занимает KOSHT? И куда он планирует расширяться?

KOSHT.com, как и прежде – крупнейший белорусский поисковик по ценам на hi-tech технику. Плюс к этому мы стараемся вводить новые сервисы, которые бы позволили покупателям получить максимум информации о товарах еще до совершения покупки. Если назвать это двумя словами, то КОШТ – это «портал для потребителей». В данный момент эта ниша в Беларуси не заполнена, так что мы даемся ее захватить в ближайшем будущем в полном объеме.

– Недавнее появление «строительного» подраздела – шаг в сторону от традиционной ИТ-тематики? Как далеко будете отходить?

– Николай, я вас поправлю. Наш новый раздел называется «Инструменты». Я не считаю, что его появление – это отход от традиционной тематики портала. Я уже не раз говорил, что компьютерные технологии перестают быть достоянием узких специалистов. Сегодня уже почти каждый житель нашей страны носит в кармане маленький компьютер, коим по сути и является любой GSM телефон. Компьютеры встраивают в стиральные машины и холодильники. Так что нет ничего удивительного, что многие компании, до этого торговавшие компьютерными комплектующими, сегодня включают в свои прайсы, в том числе, и электроинструмент. Возможно, мы слишком обобщили этот раздел, когда включили в него такую категорию товаров как «садовое оборудование», но, как подсказывает мне моя интуиция, общая тенденция по распространению высоких технологий в недалеком будущем должна охватить и эти сферы человеческой деятельности :)

– Ваше отношение к альянсам в Байнете? Например, недавно анонсированной интеграции интернет-версии «Из рук в руки» в TUT.BY? Планируете ли интегрироваться сами или интегрировать других?

– Отношение сугубо положительное. Если это объединение идет на пользу обеим компаниям и способно оживить ситуацию на рынке, то я обеими руками «за». Чем больше игроков на рынке, тем интереснее работать. Да и конечный потребитель от этого только выиграет. Что касается нашей собственной интеграции, то KOSHT.com – вполне самодостаточный ресурс. Но это, конечно, не значит, что мы закрыты для обсуждения. Если есть интересные предложения, мы всегда готовы разговаривать.

– Кроме появления новых альянсов, можно отметить тенденцию более активного регулирования интернета государством. Как повлияли на белорусский интернет не столь давние правовые изменения? Нашумевший указ N760, в частности...

– Глобально, честно говоря, никак не повлияли. Могу сказать, что неразбериха, связанная с появлением указа, на некоторое время вызвала «ступор» на рынке. Были заморожены некоторые проекты, но как только ситуация прояснилась – все стало на свои места. Конкретно по нашему ресурсу скажу, что зимой был некоторый отток (в пределах 3-5%) рекламодателей, но он компенсировался увеличением оборота.

– К слову о деньгах: вы могли бы оценить свой ресурс? Назвать определенную сумму или хотя бы порядок суммы. Или, возможно, оценить другие популярные белорусские интернет-проекты? Поступали ли предложения о приобретении KOSHT?

– Оценка других – дело неблагодарное. По KOSHT.com могу привести данные 99-го года. Девять лет назад, когда мы с Ильей Трощенковым начинали бизнес, наш ресурс стоил примерно пять тысяч долларов. В эту сумму входила стоимость сервера, принтера и затраты на Интернет и аренду помещений. За эти годы мы выросли примерно на два порядка.

– Поступали ли предложения о приобретении KOSHT?

– Да. И продолжают поступать в среднем раз в год.

– В 2007 году TUT.BY оценивал годовой объем белорусского интернет-рынка рекламы на уровне 2,8-3,0 миллионов долларов. Согласны ли вы с его оценкой? Каковы ваши прогнозы относительно объема рынка на 2008 год?

– В последний год я несколько отошел от финансовых вопросов, фокусируясь все больше на технических. Многие тенденции ускользают из моего внимания. Поэтому, возможно, я не смогу ответить на этот вопрос, хотя в целом цифры выглядят вполне убедительными.

– Окей, финансы в сторону; самый общий вопрос: тяжело ли вести интернет-бизнес в Беларуси?

– Не думаю, что тяжелее, чем любой другой связанный с созданием чего-либо нового.

– А что больше всего «мешает жить» интернет-бизнесу в Беларуси?

– Ну, об этом уже много раз говорилось, так что мне остается только повторить. Зарегулированность и невнятность законодательства. Если мы на KOSHT.com хотим ввести новый раздел, приходится сверяться с тучей подзаконных актов, а это отнимает массу времени. До сих пор в Байнете нет электронной подписи и вменяемого механизма электронных платежей (хотя банки и работают в последнее время над этой проблемой). Запредельно высокой продолжает оставаться и стоимость внешнего интернет-траффика. Размещать сервера в РБ невыгодно, хотя мы и размещаем, поскольку ориентированы на белорусского пользователя. И так далее.

– Оценивал ли KOSHT (на базе собственной базы посетителей) число пользователей интернета в Беларуси? Какую из публиковавшихся оценок вы считаете наиболее адекватной?

– Для того, что бы такая оценка была сколь либо адекватной необходимо проведение целого ряда достаточно серьезных мероприятий. На текущий момент я не вижу особого смысла в этой работе. Чисто теоретически я могу предположить, что число потенциальных пользователей интернета в Беларуси равно пяти миллионам. То есть общее население, минус грудные дети и сельское население в возрасте от 40-45 лет. А вообще я думаю, что постоянных пользователей, то есть тех, для кого интернет – ежедневное средство общения и рабочий инструмент, не более миллиона человек.

– Напоследок вопрос максимально приближенный к "железу": какие долгосрочные тенденции по ценам на ИТ-товары вы видите на белорусском рынке?

– Вообще, за последний год белорусы преодолели несколько психологических барьеров. Главный из них – ценовой. Конечно, некоторые установки остались прежними: монитор не должен быть дороже 300, а винчестер – 200 долларов. Однако устройства ценой в 1000 долларов нашего потребителя уже не смущают. Правда, произошло это вовсе не потому, что мы разбогатели.

Вот, например, сейчас интересная тенденция наблюдается по ноутбуками и фотоаппаратам. Белорусы все чаще предпочитают покупать дешевые ноутбуки и в то же время интересуются дорогими фотокамерами. По данным KOSHT.com средняя стоимость востребованного ноутбука в январе была 1238 долларов, а в мае уже 1043 доллара. В то же время по фотоаппаратам эти цифры 313 и 397 долларов соответственно. То есть идет обратная тенденция. С чем все это связано понятно: громоздкие настольные ящики надоели, а цена бюджетных ноутбуков сейчас вплотную приблизилась к стоимости недорогого десктопа. С другой стороны, если бюджетный ноутбук способен обеспечить пользователю комфортную работу с большинством приложений, то для непрофессионального фотографа качество фотоснимка напрямую зависит от стоимости аппаратуры. Сделать хороший снимок при помощи хорошей камеры намного проще, чем «выжать» шедевр из пластиковой мыльницы.

По мониторам отмечу рост продаж широкоформатных моделей. Сейчас они составляют примерно 45% от общего числа. Я думаю, что эта тенденция будет сохраняться.

– Что бы пожелали нашим читателям?

– Оставаться нашими читателями, а также здоровья.

Досье

Дмитрий Качановский родился в 1973 году. Закончил БГУИР, аспирантуру при ВКС, преподавал в Высшем колледже связи и в Институте современных знаний. В 1999 году вместе с Ильей Трощенковым организовал KOSHT.com. Является соучредителем проекта и директором по развитию портала KOSHT.com. Женат, двое детей.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-15%
-10%
-10%