Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Георгий Гибеж | Фото: IBAПлатежные терминалы и банкоматы с распространением пластиковых карт все активнее входят в нашу жизнь. И самое примечательное, что их производят в Беларуси. О том, каких новинок пользователям ждать в этой сфере, как не попасть впросак при работе с банкоматом и о многом другом IT.TUT.BY в очередном интервью по понедельникам рассказывают компетентные специалисты СП ЗАО "Международный деловой альянс" (IBA), одного из ведущих производителей подобных устройств в Беларуси.
 
На вопросы IT.TUT.BY любезно согласились ответить главный инженер технического центра IBA Георгий Гибеж и заместитель директора технического отделения компании Сергей Холодков.

– Насколько сильно изменились банкоматы и платежные терминалы за последние годы?

Георгий Гибеж: Банкоматы можно отнести к “консервативным” устройствам. С момента широкого распространения и по сей день используется классическая архитектура и состав внутренних модулей, независимо от брэнда. Обязательный, и часто это наиболее распространенный перечень:

-диспенсер выдачи наличности,
-карт-ридер,
-чековый принтер,
-клавиатура ввода пин-кода с доп.клавишами,
-дисплей,
-системный модуль и блоки спецпитания.

В последние годы в РБ правилом “хорошего тона” считается покупка банкомата со встроенной системой видеонаблюдения. По крайней мере, все новые АТМ, поставленные банкам нашим предприятием в 2007 и 2008 годах, оснащены видеонаблюдением изначально.

Одно из изменений последнего года – дооснащение АТМ купюроприемниками. Спрос на введение в состав АТМ устройства приема купюр обусловлен широким внедрением платежей по оплате услуг населению на устройствах самообслуживания (инфокиосках). Первая партия АТМ с купюроприемниками уже закуплена одним из ведущих банков страны.

Что касается “внутренних” изменений – они происходят непрерывно по каждому из модулей с целью повышения надежности узла с учетом опыта эксплуатации и анализа наиболее слабых мест в работе АТМ.
Как пример можно привести переход на новый тип диспенсера банкоматов фирмы WINCOR, состоявшийся 3–4 года назад. Именно с целью повышения надежности фрикционный диспенсер ременного типа был полностью переработан и заменен новым, с использованием более надежного механизма транспортировки купюр, полностью сохранив при этом функциональность предшественника.

Сергей Холодков | Фото: IBA Сергей Холодков: Основные изменения, на мой взгляд, произошли в количестве платежно-справочных терминалов или так называемых инфокиосков, а также в количестве и качестве услуг, оказываемых клиентам с помощью этих устройств.

– Какое место занимает IBA на белорусском рынке ПО инфокиосков? Планируется ли выход на зарубежный рынок?

С.Х.: Если ориентироваться на статистику Национального банка РБ, всего на сегодняшний день зарегистрированно 1518 инфокиосков, из которых наша компания поставила более 1000. Это статистические данные по поставкам оборудования. Мы также являемся разработчиком прикладного ПО для инфокиосков и для систем управления инфокиосками. В этом секторе мы также преуспели, и сегодня каждые 8 инфокиосков из 10 работают с ПО IBA. Наши программные решения работают в 10 банках РБ, среди которых такие крупные банки, как ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «БПС-Банк», ОАО «Белагропромбанк» и другие.

Зарубежные рынки нас, естественно, интересуют, и уже есть проекты, в которых мы принимаем участие, но в настоящее время еще остается большой потенциал у нашего белорусского рынка, который для нас имеет более высокий приоритет.

– Какие услуги сейчас предоставляет инфокиоск, какие услуги мы сможем получить в ближайшем будущем?

С.Х.: Перечень услуг очень зависит от банка. Если взять, например, ОАО «АСБ Беларусбанк», то среди перечня услуг будут следующие:

проверка баланса по банковской карте;
различные виды платежей по банковским картам:
платежи за сотовую и проводную связь;
платежи за услуги интернет-провайдеров;
платежи за коммунальные услуги – УЖКХ, электроэнергию, газ, услуги водоканала;
погашение кредитов;
пополнение вкладного счета;
переводы с карт-счета на карт-счет;
регистрация услуги SMS Banking.

Наша компания совместно с банками активно работает над расширением перечня услуг, и клиенты банков в ближайшем будущем получат возможность с помощью инфокиосков приобретать билеты на пригородные автобусы, оплачивать обучение в образовательных учреждениях, вносить налоговые платежи и многое другое.

– Чем вызван столь строгий дизайн работающих в Беларуси банкоматов? Есть какие-то особые инструкции на этот счет?

Г.Г.: Инструкций на этот счет нет точно. Все определяется рекламной концепцией (если таковая имеется) банка (заказчика), сложившимися представлениями в этой сфере и стоимостью. При заказе АТМ у брэнда заказчику предлагается выбор из широкой гаммы цветов, в которые может быть окрашен банкомат целиком либо по частям. В этом случае возрастает стоимость АТМ. При этом надо учитывать, что в РБ основную часть банкоматов составляют черезстенники (более 85%), т.е. в стене видна только лицевая панель банкомата, обратная часть и ее дизайн не имеют никакого значения. Привязка же к стилю банка и его цветам осуществляется с помощью наружных цветных панелей с логотипами банка, обрамлений, наклеек. Хотя в нашей практике однажды была партия АТМ ярко-желтых цветов, поставленная Приорбанку.

– На каких системах (аппаратных и программных) строится большинство моделей?

Г.Г.: Аппаратная часть состоит из системного модуля на Intel-совместимой платформе, работающего под управлением ОС Windows и набора периферийных устройств, перечисленных выше и подключаемых по различным шинам у различных брэндов. Сам системный модуль может быть в корпусном и бескорпусном исполнениях. Во втором случае, как правило, используется дорогостоящая специализированная материнская плата с банкоматными “добавками”.

В банкоматах Diebold для связи с периферией используется внутренняя шина Express-BUS, все устройства висят на шине и выборка осуществляется по уникальным адресам. Аналогичная архитектура у банкоматов NCR. В банкоматах WincorNixdorf системный модуль содержит карту мультипортов, что позволяет иметь до 18 портов RS-232, каждое устройство подключено к своему порту и работает по протоколу V.24.

С.X.: У каждого известного производителя банкоматов (WincorNixdorf, Diebold, NCR) имеется собственная программная платформа (Protopas, Agilis, Aptra соответственно). Тем не менее, их функциональность не всегда удовлетворяет требованиям банков, и тогда появляются сторонние разработки. Так к примеру, наша компания разработала ПО IBA SmartATM для банкоматов WincorNixdorf Славнефтебанка (в настоящее время ВТБ-Банк).

– А чем обычно продиктован выбор устройств для построения банкомата?

Г.Г.: Набор устройств в составе банкомата определен перечнем выполняемых функций, выбор архитектуры – прерогатива фирмы-производителя.При этом учитываются соотношение цена/качество, надежность, преемственность и многое другое.

– Возможно ли создание банкомата исключительно на базе белорусских комплектующих и ПО?

Г.Г.: На сегодняшний день это нереально. И основная проблема здесь – создание собственного диспенсера банкнот. Устройство сложное и требует повышенной точности от механики и электроники, повышенной надежности. В России в начале 2000-х годов была осуществлена разработка собственного вакуумного диспенсера. Но кроме выпуска нескольких опытных образцов дальше дело не пошло в силу многих причин.

– Поддерживаются ли белорусскими банкоматами смарт-карты (с чипом)?

С.Х.: Конечно. Практически все банкоматы в РБ могут обслуживать карты с чипом.

– Вы говорили о камерах видеонаблюдения во всех новых банкоматах. Как они используются? Какие ещё средства применяются для физической защиты терминалов?

Г.Г.: Система видеонаблюдения банкомата имеет широкие возможности для активации режима записи. Это могут быть как внутренние события АТМ, так и внешние. Видеоинформация сохраняется по любой операции с карточкой, начиная от момента вставки карты и заканчивая выдачей купюр и карты. Срок хранения видеоинформации определяется банком и обычно составляет несколько месяцев.

Кроме того, для активации системы видеонаблюдения в случаях вандализма в состав системы введен датчик удара, позволяющий сохранить видеозапись камер банкомата длительностью 4-5 сек, предшествующую моменту удара.

– Насколько долго может работать банкомат в автономном режиме? Защищен ли он от пропадания электричества и других техногенных факторов?

Г.Г.: Мощность блока бесперебойного питания АТМ обычно составляет 800–1000 Вт. Ее достаточно для завершения начатой транзакции при пропадании напряжения сети. Далее АТМ переходит в автономный режим работы. При пропадании связи с банком АТМ также переходит в режим Out of Service и автоматически входит в рабочий режим при восстановлении связи.

– В последнее время появлялась информация о мошенниках,устанавливавших специальные "накладки"
для изъятия карточек пользователей. Можете ли посоветовать пользователям, как не попасть впросак при работе с банкоматом?


Г.Г.: Попыток мошенничества в последнее время действительно появляется много. Вы упомянули один из приемов (ливанская петля), позволяющий задержать карту клиента в банкомате, симулируя далее неисправность АТМ, а по прошествии небольшого времени извлечь ее через ту же щель карт-ридера. Но это не самый популярный метод, к тому же без знания пин-кода карты и вовсе – напрасная трата времени.

Наиболее часто применяются устройства, называемые скиммерами (от английского слова skim – «снимать») и устанавливаемые злоумышленниками на лицевой панели банкомата. Скиммер считывает и передает или запоминает информацию с магнитной ленты карты. При помощи скрытой видеокамеры, накладки на PIN-клавиатуру или других уловок устанавливается PIN-код карточки. Затем по изготовленному дубликату злоумышленники крадут деньги со счета пострадавшего. Вернуть свои сбережения хозяин карты уже не может.

Эффективное средство борьбы со скиммингом – установка владельцем банкомата антискимминговых накладок, не позволяющих злоумышленнику установку скиммера либо блокирующих выдачу денег при установке скиммера. В настоящее время вопрос дооснащения банкоматов антискиммингом рассматривается в соответствующих отделах банков. Радикальный способ борьбы со скиммингом – переход на чиповые карты.

Из советов – пользуйтесь, по возможности, одними и теми же АТМ и изучите и запомните форму приемного окна карт-ридера. При наличии в зоне приема карты выступающих, отличающихся по цвету накладок, не пользуйтесь банкоматом. Сравните окно приема карты с другим таким же АТМ. При вводе пин-кода старайтесь максимально закрыть зону обзора клавиатуры от стоящих позади вас.

– Стоит ли ожидать появления банкоматов с дополнительными степенями защиты, например, снимающих отпечатки пальцев пользователей?

Г.Г.: Устройства идентификации по отпечаткам пальцев уже давно стали неотьемлемой частью ноутбуков, например. То есть, с технической точки зрения – это не проблема. Проблема, скорее, организационно-правовая. Для этого необходимо в банках создать и отслеживать огромный каталог отпечатков, организовать к нему онлайновый доступ с банкоматов-терминалов и т.д. Я не думаю,что в ближайшее время данная функция будет реализована в АТМ.

– Вы уже упоминали в начале интервью об оснащении ряда терминалов купюроприемниками, т.е. снабжение их возможностью приёма наличных денег. Планируете ли развивать это направление или, возможно, представлять новые решения в "банкоматной" сфере?

С.Х.: В сфере инфокиосков платежи наличными в нашей стране начинают интересовать все большее количество банков. Думаю, это направление будет развиваться и дальше, но надеюсь, что все-таки основной упор банками будет сделан на превращение банковской пластиковой карты в универсальный платежный инструмент.

Г.Г.: Да, как я уже упоминал ранее, спрос на дооснащение банкоматов купюроприемниками есть. Вопрос цены. При заказе брэндового АТМ с купюроприемником стоимость банкомата увеличивается почти в 2 раза. Поэтому здесь свое слово должна сказать экономика.

– Планируется ли создание автоматических модулей для обмена валюты?

Г.Г.: Опытный образец валютнообменного терминала был создан более года назад нашим предприятием. На образце проведена “обкатка” различных режимов работы, на базе его подготовлен новый конструктив. На сегодня изучается спрос на изделие у потенциальных заказчиков и, в случае востребованности, данный проект имеет право на жизнь.

– Появления каких новых устройств самообслуживания стоит ожидать белорусам в ближайшее время? Планируется ли создание терминалов для оплаты услуг с помощью, например, мобильников?

С.Х.: Радикально новых устройств самообслуживания не предвидится. Но в том, что устройств самообслуживания будет все больше в нашей жизни, можно не сомневаться. Во многих странах с помощью устройств самообслуживания можно проходить регистрацию в аэропортах, делать фотографии на документы, покупать билеты на поезд, менять деньги, приобретать мелкие предметы, вроде банки колы и т.д. Думаю, похожие устройства мы со временем увидим и в нашей стране.

По поводу мобильных устройств Вы совершенно правильно заметили: это сейчас также одна из основных тенденций. В частности, аналитики предрекают мобильному банкингу большое будущее и даже сравнивают мобильник с такой же революционной технологией, какой были банкоматы в 1980 г. К слову сказать, IBA была первой компанией на рынке РБ, предложившей банкам одну из разновидностей мобильного банкинга – полноценный SMS-Банкинг, которым сейчас уже пользуются более 300 тыс. жителей нашей страны. Уверен, что и в развитии других видов мобильного банкинга наша компания будет в авангарде.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

Г.Г.: Активнее использовать платежные терминалы IBA в повседневной жизни – экономьте свое время и нервы!

С.Х.: Больше доступных средств на пластиковых картах!


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-50%
-30%
-23%
-30%
-20%
-10%
-10%
-10%
-26%