Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Мы уже сообщали о том, что с 1 июля на базе кафедры информатики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники открылся первый в республике центр образовательных программ Microsoft. Об этом знаковом для белорусского ИТ-образования событии и о проблемах этой сферы на фоне начала вступительной кампании IT.TUT.BY в очередном интервью по понедельникам побеседовал с руководством Факультета компьютерных систем и сетей БГУИР.
 
На наши вопросы ответили декан ФКСиС Борис Никульшин, заведующий кафедрой информатики Леонид Минченко и заместитель заведующего кафедрой информатики, администратор программы MSDN Academic Alliance Александр Мелещенко.

– Как изменился уровень студентов ФКСиС за последние годы?
Борис Никульшин
Борис Никульшин: Студенты рассматривают получение образования как форму бизнеса. Стало больше прагматизма. Не боятся браться за сложные проекты. Все это на пользу.

– А в целом по вузу о каких тенденциях можно говорить?

Б.Н.: БГУИР самый динамичный и прогрессирующий вуз. Отношение резидентов ПВТ к нам – тому подтверждение.

– Отразились ли на качестве подготовки абитуриентов пертурбации с системой школьного образования?

Леонид Минченко: Отразились. Дело, на мой взгляд, не в том, сколько лет учиться, 11 или 12, а как учиться. Целый ряд современных школ и гимназий (школы 51 и 41, 19, лицеи Минска и областных центров, ряд гимназий) дают великолепную подготовку. Но реальный средний уровень школьной подготовки по точным наукам упал. В официальных отчетах это компенсируется завышением школьных оценок и нам часто доводится видеть школьного отличника и даже медалиста, который не в состоянии получить положительную оценку на первой сессии. Кстати, и нынешнее тестирование выявило крайне слабую подготовку абитуриентов в математике.

Б.Н.: По результатам анкетирования студентов 1 и 4 курса оказалось, что положительных ответов на вопрос «Достаточен ли уровень базовой школьной подготовки для обучения на ФКСиСе?» у абитуриентов 2007 года в два раза меньше, чем у выпускников школ 2004 года.

– Какова в целом ситуация с ИТ-образованием в республике? Компании сетуют, что им хронически не хватает кадров, а качество подготовки имеющихся далеко от потребностей промышленного программирования...

Леонид Минченко Л.М.: Трудно говорить о ситуации в целом. Она очень разная в зависимости от вуза, факультета, специальности. Да, кадров не хватает. Кто-то даже берет на работу второкурсников неинформационных специальностей и сетует на их слабую ИТ-подготовку.

Наша кафедра тесно сотрудничает с крупнейшими компаниями Парка высоких технологий (ЕPAM Systems, IBA, ScienceSoft, TietoEnator, BelHard Group и др.), куда распределяется основная часть выпускников. Я ни разу не слышал от их представителей претензий по подготовке выпускников. Может быть потому, что это были бы отчасти их претензии к самим себе – эти компании построили у нас классы и лаборатории и активно помогают в подготовке студентов, затрачивая на это большие средства. Если говорить о нашей кафедре, большинство преподавателей являются реально работающими программистами и требования к работе студента, как правило, достаточно жесткие.

– А увеличивается ли на фоне дефицита ИТ-специалистов количество мест для студентов, поступающих на соответствующие специальности в БГУИР и конкретно на вашем факультете?

Б.Н.: Нет.

– Какие специальности на вашем факультете сейчас наиболее популярны среди студентов?

Б.Н.: Несколько последних лет разбежка в проходных баллах на специальности незначительна.

– Что вы можете сказать относительно нехватки квалифицированного преподавательского состава? Как идет решение проблем в этой области?

Л.М.: Это очень серьезный вопрос. В преподавании важны, конечно, учебные планы и программы, но «кадры решают почти все». Мы сильно ощущали эту нехватку несколько лет назад. Очень помогли тогда такие люди как создатель TUT.BY Юрий Зиссер, известный специалист IBA Иван Пилецкий, поставившие и читавшие очень продвинутые курсы по управлению разработкой ПО и технологиям программирования. Реальную помощь оказала компания EPAM Systems. Наши преподаватели прошли специальные тренинги EPAM Systems, что позволило нам модернизировать ряд курсов. Я думаю, путь решения этой проблемы – сотрудничество с компаниями, разрабатывающими ПО.

Второй хороший путь – повышение зарплаты преподавателя, скажем до уровня 1500 у.е., и привлечение обратно в сферу преподавания квалифицированных людей, которые в свое время ушли из нее. Но на это трудно рассчитывать.

– Зачастую приходится слышать мнение, что "лучше всего программистов в Беларуси готовят на ФПМИ БГУ". Как бы вы это прокомментировали?

Л.М.: Видимо все зависит еще от того, кто это мнение высказывает и кому. Мне, например, чаще доводилось слышать о преимуществах наших выпускников :)

Мне импонирует дух свободы и уважения к таланту, который присущ ФПМИ, огромная работа ФПМИ по поиску и привлечению талантливых школьников.

Что касается подготовки программистов, мне кажется, в этом отношении ФПМИ и ФКСиС прекрасно дополняют друг друга: их студент имеет более глубокую математическую подготовку, наш – технологичнее и способен быстрее адаптироваться к реальной работе. И ФПМИ и ФКСиС дают хорошую базу, но уровень программиста зависит в первую очередь от него самого, его способностей и стремления непрерывно учиться.

Б.Н.: Наш студент больше сталкивается с инженерными проблемами IT-отрасли. Не боится реальных производственных задач, а значит, более эффективен на данном этапе информатизации экономики.

– Ещё одно расхожее мнение: "зачем мне университеты, я всему прекрасно научусь по книгам и вместо просиживания штанов на лекциях буду зарабатывать деньги"?..

Л.М.: Есть такие и среди студентов. Но абсолютное большинство следит за уровнем своей подготовки и ее разносторонностью. Зачастую бросают хорошо оплачиваемую работу, если она не дает профессионального роста.

Б.Н.: Хочу дополнить. Наш студент ценит время обучения и не стесняется высказывать замечания, "выдвигать иски" если чувствует "халтурящих" преподавателей.

– Насколько сильно отличается качество подготовки студентов, обучающихся по дистанционной и заочной формам обучения от "очников"? Нередко можно услышать нарекания на эти варианты обучения, которые "дискредитируют ценность дипломов"...

Л.М.: Ответ не однозначный. Есть такая парадоксальная, но во многом верная (если только ее не понимать буквально) фраза: «настоящее образование – это самообразование». Соответственно есть люди, которые самостоятельно могут обеспечить любое качество подготовки. Билл Гейтс, например. К сожалению, обычные студенты дистанционного обучения по нашей специальности – это чаще всего отчисленные за неуспеваемость «очники». Иногда выпускники других вузов – например, было двое выпускников Академии физкультуры. Но везде есть и толковые люди.

– Сотрудничает ли ФКСиС с ведущими компаниями-разработчиками Беларуси и в чем это сотрудничество выражается?

Б.Н.: В 2004 г. у нас был открыт первый совместный центр ЕПАМ-БГУИР, включающий лабораторию интернет-технологий, учебный класс и тренинг-центр. Сейчас на факультете таких центров восемь, еще три строятся. Кроме EPAM Systems мы сотрудничаем с IBA, Itransition, крупной европейской компанией TietoEnator, ScienceSoft и многими другими. С третьего курса студенты могут записаться в тренинг-центры и изучать современные it-технологии на углубленном уровне. Имеют возможность проходить производственную практику и дипломное проектирование, участвуя в реальных программных проектах.

– Какой отдачи ожидает университет, факультет и кафедра от участия в программы MSDN Academic Alliance?

Александр Мелещенко Александр Мелещенко: Прежде всего, мы хотели бы поблагодарить Ассоциацию «ИнфоПарк» и ООО «Майкрософт Украина» за большую работу, без которой наше участие в MSDN AA не состоялось бы.

Программа MSDN Academic Alliance ориентирована на технические факультеты и позволяет бесплатно выдавать студентам и преподавателям лицензионное программное обеспечение Microsoft. Единственное условие – это ПО не должно использоваться в коммерческих целях.

В первую очередь, мы ожидаем отдачи от легализации ПО во всех компьютерных классах и лабораториях факультета. Мы хотели бы, чтобы абитуриент, приходя к нам, получал образование с помощью лицензионного программного обеспечения, используя все его возможности.

Кроме этого, Центр Microsoft, созданный на факультете, будет заниматься и другими образовательными проектами. Например, в рамках Microsoft Shared Source Initiative на факультет заказаны учебные курсы «Windows Operating System Internals Curriculum Resource Kit» и «Windows Research Kernel», направленные на изучение ядра Windows и содержащие открытые исходные коды. Мы планируем использовать их в курсах по операционным системам уже в следующем семестре. Студенты смогут воспользоваться программой IT Academy Student Pass, дающей доступ к десяткам интерактивных обучающих презентаций, а преподаватели факультета – получить коды доступа на ресурс Faculty Connection, который объединяет преподавателей информационных технологий во всем мире.

Б.Н.: Студент, таким образом, легализует свои наработки, войдет в цивилизованные отношения с производителями программных продуктов.

– Соглашение заключено сроком на год. Планируется ли его продление?

Б.Н.: Мы серьезно и ответственно относимся к этой программе. Продолжение обязательно будет.

– Какие конкретно продукты и каких версий смогут опробовать студенты? Действуют ли какие-либо ограничения в предложенных продуктах, или это полностью функциональные версии, аналогичные коммерческим?

А.М.: Полный список доступных продуктов Microsoft обновляется ежемесячно. Сейчас в нем 1174 наименований (включая локализации на разные языки), в том числе Visual Studio 2008, Windows Server 2008, Windows XP, Windows Vista и др. Это полноценные лицензионные версии ПО, которые в большинстве своем будут работать без ограничения по времени. Список продуктов и подробную информацию об образовательных программах можно узнать на нашем сайте – www.informatics.by/microsoft.

– Получат ли студенты возможность установки легального ПО Microsoft на собственных компьютерах, или соглашение предусматривает лишь установку на ПК университета?

А.М.: Конечно, студенты и преподаватели могут устанавливать ПО на домашних компьютерах (и уже делают это). Более того, если студенту нужно поставить продукт на второй компьютер (например, на ноутбук), он может обратиться с заявкой и получить второй ключ.

– Есть ли возможность расширить действие программы MSDN Academic Alliance на другие факультеты, весь университет в целом? Рассматривались ли такие перспективы на уровне ректората?

Б.Н.: Решение за Microsoft. Мы только приветствуем расширение сотрудничества.

– С какими ещё производителями ПО факультет наладил или готовится наладить подобное взаимодействие?

А.М.: В настоящее время мы начинаем переговоры о сотрудничестве в области академических программ с Sun Microsystems.

– С коммерческим ПО Microsoft на ФКСиС теперь всё хорошо. А применяется ли у вас для обучения свободное/открытое ПО?

Б.Н.: Студент по своей природе использует все доступное ему ПО.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

Б.Н.: БГУИР готовит специалистов высочайшего уровня в области информационных технологий и радиоэлектроники. Наш выпускник обеспечен европейским уровнем условий труда и зарплатой. Решение за Вами. Ждем Вас!

IT.TUT.BY благодарит Александра Мелещенко за помощь в организации интервью


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-33%
-10%
-20%
-10%
-15%
-10%