Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Логотип компании МТСВ начале мая Апелляционный совет Национального центра интеллектуальной собственности вынес свое решение на предмет спора между компанией МТС и художниками Алесем Рязановым и Виктором Марковцом. Совет согласился с регистрацией товарного знака МТС в виде белого яйца в красном квадрате и признал недействительной регистрацию красного яйца на белом фоне. Обе стороны по-разному отнеслись к данному решению, но дальнейшие действия будут предприняты после получения мотивировочной части решения совета. В настоящее время обе стороны уже получили необходимый документ.
 
О дальнейших действиях МТС корреспонденту «БелГазеты» рассказал директор представительства российского ОАО «МТС» Дмитрий ХОДАС.

– Удовлетворена ли компания МТС мотивировкой решения относительно своих товарных знаков (ТЗ)?

– Вполне. Мы получили две мотивировочные части по решению. Первое нас абсолютно устраивает – относительно белого яйца на красном квадрате. По поводу второго товарного знака, красного яйца на белом фоне… Самое главное, Апелляционный совет постановил, что при разработке логотипа никакого плагиата и заимствования идей «Яйцеквадратов» художников Марковца и Рязанова не было. Относительно того, что, по мнению Апелляционного совета, использование красного яйца в ТЗ может затрагивать чувства верующих, я думаю, что это требует определенного осмысления со стороны МТС. В 2006г. начало ребрендинга как раз пришлось на Пасху, но никому не пришло в голову увязывать наш новый логотип с христианскими ценностями.

Поэтому МТС берет тайм-аут, тем более что решение совета вступит в силу не ранее чем через 6 месяцев. Время для принятия соответствующего решения у нас есть. Но данное решение особо наши интересы не затрагивает, даже если оно вступит в силу, и мы не будем его обжаловать. Использование красного яйца на белом фоне Беларуси в лучшем случае занимает 1% от всего объема рекламной продукции МТС.

– Для чего разрабатывался логотип с красным яйцом, если он так мало используется?

– Пожалуй, это сложилось исторически. Были два равноценных варианта, предложенных МТС как заказчику логотипов, и мы предпочли более широко использовать белое яйцо на красном фоне.

– Представитель художников Татьяна Гаранская уже заявила о том, что их сторона будет обжаловать решение Апелляционного совета. МТС готовы к продолжению тяжбы?

– Честно признаюсь, лично я не знал о существовании «Яйцеквадратов». Поэтому когда Марковец, Рязанов и Гаранская впервые предъявили МТС претензию относительно того, что в разработке ТЗ использована их концепция, я воспринял это сначала как шутку, а потом – как желание заработать на пустом месте.

Наши оппоненты настаивают на том, что английское агентство Volf Olins (очевидно, имеется в виду агентство Wolf Ollins - IT.TUT.BY) могло использовать концепцию «Яйцеквадратов», взяв ее с сайта. Но с таким же успехом мы можем говорить, что агентство использовало собственную разработку 1968г., когда они создали товарный знак тоже с яйцом в квадрате, только квадрат был оранжевым.

– Volf Olins копируют сами себя?

– В сфере интеллектуальной собственности это не запрещено. Охраноспособность ТЗ – всего 10 лет.

– Представитель художников настаивает на том, что они хотят восстановить истину, но не требуют от МТС денег…

– О чем вы говорите! У нас есть письмо за подписью Марковца и Рязанова, где изложены материальные требования художников к МТС. Это письмо было подготовлено еще до подачи искового заявления в суд. Насколько мы поняли из текста письма, требовать выше $4 млн. для художников неудобно, ниже $2 млн. – недостойно.

– Возможно, эта сумма появилась после озвучивания в прессе гонорара, который ОАО «МТС» заплатило Volf Olins, там ведь также речь идет о $4 млн.?

– Не совсем так. $4 млн. МТС в целом затратила на ребрендинг, на замену вывесок, рекламную продукцию и т.п. Сумму гонорара агентства я раскрыть не могу, но, заверяю вас, она была значительно меньше $4 млн. Кстати, мы представляли в Апелляционный совет оригиналы документов по договорам с Volf Olins, эксперты могли убедиться, что там все верно.

– Когда мобильному оператору МТС в перспективе может понадобиться новый ребрендинг?

– Основой для ребрендинга в 2006г. стали совершенно конкретные события. К тому времени в семействе АФК «Система» собралось много разнопрофильных компаний, в т.ч. в мобильной отрасли. Поэтому возникла объективная необходимость показать для потребительского рынка семейственность этих компаний. Между прочим, кроме яйца в квадрате Volf Olins предложили еще несколько вариантов ТЗ, просто МТС остановились на этом. В России также используются не только красно-белые яйца – это сочетание там олицетворяет мобильную связь, яйца в квадратах других цветов обозначают проводную связь, интернет-связь.

Поэтому говорить о том, когда компания станет проводить следующий ребрендинг, сейчас нет смысла. Очевидно, тогда, когда возникнут рыночные предпосылки для него.

– Ожидается, что в сентябре будут выделены частоты для предоставления мобильной связи в стандарте 3G и объявлен конкурс на получение лицензии. МТС неоднократно заявляли о своем желании предоставлять услуги 3G, провели тестовую эксплуатацию сети. Готова ли компания приобрести лицензию любой ценой?

– Компания ожидает условий конкурса. Если цена лицензии позволит в дальнейшем получать прибыль на этом сегменте рынка, конечно, МТС будут участвовать в конкурсе. Мы надеемся, что регулятор не пойдет на выдвижение неадекватных условий конкурса, и они все же окажутся для нас интересны.

– Как намереваетесь конкурировать с Velcom в конкурсе на получение лицензии 3G?

– Это также зависит от регулятора и от количества частот, которые будут выставлены на конкурс, – соответственно, будет определено, сколько может быть выдано лицензий.

«БелГазета» располагает копией текста письма от имени авторов «Яйцеквадратов» руководству МТС относительно возможных вариантов разрешения конфликта сторон:

«Руководству МТС

Выше неудобно, ниже недостойно, поэтому мы предлагаем руководству МТС два варианта выхода из создавшегося положения.

Первый: за использование нашей интеллектуальной собственности – художественной концепции «Яйцеквадраты» – вы выплачиваете нам сумму в 2 млн. долларов.

Второй: вы выплачиваете нам сумму в 4 млн. долларов – и мы предоставляем в пользование компании МТС проект «Яйцеквадраты» в полном объеме, в его универсальной концепции и образцовой форме.

Признаемся, второй вариант нам более импонирует, он более изящен, он обращен в перспективу и к тому же не сужает, а расширяет наши права и возможности, и если вы принимаете наше предложение (в любом его варианте), мы останавливаем «яйцеквадратную» волну в прессе и не втягиваемся – и, соответственно, не втягиваем вас – в юридический процесс. Наоборот, высказываем вам свое творческое почтение.

5 октября 2006

Алесь Рязанов (Цуг, Швейцария) Виктор Марковец (Минск)»

Стиль и орфография источника полностью сохранены


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-22%
-10%
-15%
-20%
-20%
-20%
-60%
-12%