Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Павел Крячков | Фото: IT.TUT.BYКак правило, в массовом сознании Hewlett-Packard ассоциируется у пользователей в первую очередь с принтерами, затем – с ноутбуками и серверами. Что же касается программного обеспечения, совсем немногие осведомлены о том, что в последние годы HP достаточно активно развивает направление, связанное с разработкой и внедрением программных решений. На минувшей неделе Беларусь посетил Павел Крячков – директор департамента программных решений НР СНГ, с которым IT.TUT.BY удалось побеседовать о рынке ПО, а также о программных решениях, которые компания Hewlett-Packard предлагает для управления ИТ-инфраструктурой и оптимизации бизнес-процессов.
 
В беседе также принял участие Вадим Горовой, коммерческий представитель HP по работе с корпоративными заказчиками в Беларуси.

– Что сегодня представляет собой HP Software в СНГ?

Павел Крячков: Департамент программных решений является продуктовым подразделением. Он работает с тремя семействами продуктов: решения BTO (Business Technology Optimization), OpenCall (телекоммуникационные решения для операторов) и BIO (Business Information Optimization – ПО для работы с информацией, её хранения, защиты и т.п.)

Все три семейства продуктов НР представлены в СНГ.

В настоящее время сотрудники НР, относящиеся к департаменту программных решений, есть в Казахстане, Украине и Москве. Поддержка Беларуси в области программного обеспечения, как правило, осуществляется специалистами НР из Украины и Москвы.

– Какое место в мире среди производителей ПО занимает компания HP? Насколько вы "выросли" за последние годы?

– Сейчас HP является номером шесть среди компаний, которые занимаются программным обеспечением. Казалось бы, место не очень высокое, но не нужно забывать, что в этот список включаются такие гиганты как Microsoft, Oracle, SAP – компании, которые занимаются исключительно программным обеспечением.

– HP по-прежнему "is a dead serious about software", как сообщалось еще в 2006 году на HP Software Universe после приобретения Mercury?

– Да, в плане парадигмы ничего не изменилось. Другое дело, что когда это заявление было сделано, процесс с Mercury только начинался. Поэтому портфель BTO-решений был выстроен лишь к 2007 году, когда мы осуществили интеграцию продуктов и получили некую целостную картину.

– Какие вы видите сейчас тенденции на рынке? Правильно ли я понимаю, что крупные компании будут расширять свои портфели решений и увеличивать функциональность продуктов исключительно за счет скупки мелких производителей?

– У нас есть специальные лаборатории, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Однако в большей степени HP сейчас идет путем приобретения готовых бизнесов и предлагаемых ими решений. Из самых больших подобных приобретений вспомним ту же Mercury Interactive, Opsware, SPI Dynamics. В среднем покупается одна компания в неделю. Однако сообщения в СМИ появляются лишь о самых крупных приобретениях.

Стоит отметить, что мы в этом подходе не уникальны, этим занимаются все подобные компании. Я думаю, что это связано со значительным ускорением бизнеса и глобализацией. Жизненный цикл программного обеспечения уменьшается, при этом время на разработку новых решений требуется больше. В таких условиях можно проиграть в конкуренции, сделав даже идеальный продукт, но сделав его слишком поздно…

– Верно ли, что НР делает ставку на ПО для оптимизации бизнес-технологий (BTO)?

– Да, это как раз то, о чем мы разговаривали на семинаре.

– Что это за решения и для каких компаний они предназначены?

– Это программное обеспечение предназначено для всех компаний. Прежние решения HP, HP OpenView, относились лишь к управлению ИТ-инфраструктурой. Сейчас, докупив ряд компаний, мы значительно расширили пакет предложений. За счет этих компаний и продуктов мы смогли связать ИТ-инфраструктуру и её управление с бизнесом.

ВТО – это инструмент для того, чтобы "измерить" ИТ. Причем измерить в деньгах. Мы даем именно эти средства. Важно не только проверить инфраструктуру, но и дать бизнесу средства, позволяющие увидеть, как осуществляются бизнес-процессы. Сейчас в большинстве своём они происходят именно в электронном виде на серверах. Бизнес-процесс можно описать данными средствами, видеть его на экране, поставить точки измерения состояния того или иного бизнес-процесса, иметь визуальное представление о том, где произошла ошибка или сбой, а также предусмотреть средства, которые необходимы для того, чтобы предотвратить подобные сбои. ИТ становится бизнесом, а наше ПО предназначено для связки бизнеса с ИТ.

– В то же время, наверняка эти BTO-средства полезны не только для бизнеса, но и для ИТ. Сотрудники ИТ-отдела могут ведь использовать их для обоснования своих расходов?

– Да, совершенно верно. Наше ПО даёт возможность измерить, а затем на основании этих измерений оценить, сколько денег потеряло предприятие из-за сбоя в системе и по какой причине это произошло. Причина, например, может заключаться в том, что устарел сервер, и его мощности не хватает для обработки текущих бизнес-процессов предприятия. Таким образом, специалист ИТ-отдела может предоставить численное подтверждение тому, что для компании будет выгоднее приобрести новый сервер, а не нести постоянные расходы из-за сбоев и неполадок в работе старого оборудования. В более идеальном варианте можно посчитать, сколько ИТ приносит денег предприятию.

– Но по большому счету, BTO – это, скорее, Enterprise решения… А есть ли у компании в "портфеле" продукты для малого и среднего бизнеса?

– Конечно есть. Безусловно, BTO-приложения – это уровень больших компаний. Когда мы говорим об SMB, то нужно смотреть на ИТ-структуру компании. Если это один сервер, то будет достаточно одного системного администратора для его обслуживания. Если распределенная сеть – ей уже надо управлять. Для таких целей у НР есть стартовые продукты, которые стоят недорого – например, HP Network Node Manager для мониторинга сетей. Естественно, если в компании стоит один коммутатор, то ей такое ПО не нужно.

Только когда компания достигает какого-то определенного уровня, её руководителям имеет смысл задуматься над тем, чтобы управлять своей инфраструктурой, вводить процедуры, вводить формализацию…

– Этот "уровень зрелости" для каждой компании свой?

– Да. Во-первых, эта планка зависит от размера ИТ-инфраструктуры, во-вторых – от критичности приложений. Есть определенные приложения, работоспособность которых для той или иной компании очень критична.

Между тем, во многих компаниях всё определяет не уровень её развития, а уровень понимания – который зачастую довольно-таки низкий. "А мы так привыкли", "работает себе и работает", "сколько-сколько стоит? Да я за такие деньги столько администраторов найму!" – в таких случаях я просто рекомендую коллегам не тратить время. Человек или научится сам со временем, или набьёт шишки, либо его просто заменят. Потому что один администратор, который держит всё в голове и по сути является незаменимым для предприятия – это большой риск.

– Много ли в Беларуси компаний, использующих программные решения HP? Это сотни, десятки, единицы предприятий?

– Мы работаем с корпоративными заказчиками, следовательно разговор следует вести скорее о десятках компаний. В первую очередь, это банки и телекоммуникационные операторы.

Уровень розничного ПО – это не наш фокусный рынок.

– Можете ли подвести итоги прошедшего семинара "Программные решения НР для руководителей и специалистов ИТ-подразделений"? Довольны ли вы результатами?

– Я оцениваю итоги семинара очень высоко. Количество участников превысило наши ожидания, что на мой взгляд подтверждает как большой интерес к нашим решениям, так и тенденции развития рынка Беларуси в сторону средств автоматизации управления ИТ инфраструктурой.

Спектр компаний, принявших участие в этом семинаре, довольно широкий. Также нас порадовала активность аудитории и большое количество заданных вопросов.

– Сложно ли продавать ПО, причем столь "нерозничное"?

Вадим Горовой: Да, тяжелее, чем продавать серверы или устройства хранения данных. У нас есть ещё над чем трудиться в плане способностей местных компаний интегрировать ПО в текущую инфраструктуру, а также над тем, как правильно прийти к заказчику, правильно пообщаться, правильно позиционировать продукт, указав на болевые точки, правильно внедрить и правильно сопровождать.

Есть проблемы и со стороны заказчиков – люди не понимают, что им вообще такие решения нужны. Ну это уже моя работа, убеждать их.

Павел Крячков: Я бы ещё дополнил, что всё-таки оборудование как "ящик", это "commodity" (товар) с набором четких измеряемых параметров, его можно потрогать руками. Программное обеспечение же это нечто другое, оно не существует без проектов, поэтому его и продать сложнее.

Вадим Горовой: Да, мы всегда честно говорим нашим заказчикам, что купить решение это только половина дела. Для того, чтобы внедрить тот или иной программный продукт, "заточить" его под конкретную структуру каждой компании, нужны дополнительные ресурсы со стороны заказчика. Прежде всего, это людские ресурсы: сотрудники необходимы на этапе внедрения ПО, а также на протяжении всего дальнейшего функционирования данного программного обеспечения.

Таким образом, необходимы не только деньги на сам продукт, на внедрение, но ещё и время команды ИТ-специалистов компании на запуск проекта, на его поддержку. Не бывает такого, чтобы внедрили программный продукт, нажали одну кнопку и всё заработало: необходимо эту систему поддерживать.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

Вадим Горовой: Пожелали бы всегда делать правильный выбор при покупке программного обеспечения и правильно использовать его!

Павел Крячков: И всегда идти в ногу с последними тенденциями в области ИТ и ПО. ИТ-инфраструктурой нужно управлять, управлять с умом, для этого есть средства, чтобы быть в курсе, что и где происходит.