Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайтаЧерез три года в Беларуси появится электронный регистр населения – база данных, которая будет содержать основные сведения о каждом из нас.
 
Сегодня подобные системы существуют в большинстве развитых стран и, в целом, подтвердили свою экономическую, политическую и социальную целесообразность. С их помощью генерируются статистические отчёты, формируются различного рода социальные программы, планируются изменения в налогообложении, социальном страховании, здравоохранении и т.д. У нас ничего столь масштабного до последнего времени не было. Существовали лишь небольшие локальные аналоги. Самые доступные из них – телефонные справочные системы "185" и "109" (номера приведены для Минска). В силовых структурах это комплекс АС "Паспорт", база данных ГАИ. Другие ведомства страны тоже имеют свои информационные центры. Есть они у налоговиков, в Министерствах юстиции, статистики. Но, всё это разрозненные источники информации, которые никак не связаны между собой, а обмен информации между ними зачастую осуществляется при помощи бумажных носителей – справок, анкет, писем и прочей макулатуры, которая только осложняет жизнь гражданам и организациям.

С целью объединения всех баз в единое целое и придания им статуса официального источника информации разработан и подписан президентом закон "О регистре населения". По словам директора Национального центра законодательства и правовых исследований Валерия Мицкевича, документ позволит систематизировать все существующие в республике электронные базы данных и собрать их в один программно-аппаратный комплекс, который будет обладать всей необходимой информацией о гражданах.

Официально цель нового закона – сократить потери времени при обращении физических лиц и хозяйствующих субъектов в государственные органы и различные структуры. Не секрет, что в республике действует более 700 административных процедур, описывающих порядок выдачи гражданам различных справок и документов. По мнению Мицкевича, новый закон даст возможность ускорить работу с обращениями, значительно сократить их число, усовершенствовать деятельность государственных органов в рамках принципа одного окна и повысить качество услуг для населения.

Руководитель сообщил, что сведения, полученные из регистра, подтверждать уже не потребуется – достаточно будет предъявить паспорт. Благодаря этому значительно упростится процедура выдачи документов, начисление пенсий, регистрация места жительства и актов гражданского состояния, регистрация индивидуальных предпринимателей, подача налоговых деклараций, проведение опросов и выборов.

Электронная база данных позволит совершенствовать планирование и реализацию мероприятий по социальной защите и охране здоровья населения, оптимизировать работу организаций торговли, бытового обслуживания, здравоохранения и учреждений образования.

С её помощью проще будет распределять доходы бюджета между аминистративно-территориальными единицами и по основным сферам экономического развития государства. Появление регистра даст возможность сократить бумажный документооборот между государственными органами и иными организациями. По мнению разработчиков, создание объединённой базы данных окажет положительное влияние на реализацию прав и свобод белорусских граждан.

Всё это время будет вестись разработка программно-аппаратной части системы и сбор недостающей информации. Это сложный процесс, и пройдет он в два этапа. На первом будет вестись систематизация и объединение данных, содержащихся в системе МВД "Паспорт", с теми, которые собраны органами, регистрирующими гражданское состояние. На втором в регистр будет внесена информация из других источников – Министерства по налогам и сборам, кассационной комиссии, местных распорядительных органов. В базу попадут не только сведения о гражданах республики, но и о лицах без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси.

В основе цифровой анкеты будет идентификационный номер, фамилия, имя и отчество, год рождения, цифровой фотопортрет, сведения о гражданстве, данные о регистрации по месту жительства и пребывания. В базу поступит информация о смерти или объявлении гражданина умершим, пропавшим без вести, недееспособным.

Будет и дополнительная информация – сведения о родителях, опекунах или законных представителях, группе крови, образовании, учёных званиях, налоговых обязательствах, отношении к воинской повинности и т.д.

Разумеется, доступ к этой информации будет строго ограничен. Любой гражданин сможет запросить данные о себе или о том, чьи интересы он представляет (с письменного разрешения последнего либо в соответствии с нормами законодательства). Информация из регистра будет предоставляться, в основном, в виде справок. Бесплатно её можно будет получить только один раз в год. Работникам государственных организаций и нотариусам допуск будет разрешён в рамках их компетенции. В рамках системы будет налажен обмен информацией с более чем полутора тысячами сельских советов.

Валерий Мицкевич отметил, что закон разрабатывался не на пустом месте. Он соответствует принятой в Совете Европы конвенции "Об автоматической обработке баз данных", а при создании концепции проекта использовался опыт соседней Латвии, где регистр действует уже давно.

А как же с безопасностью информации? Ведь многие базы данных, например, из госструктур соседней России, предназначенные только для служебного пользования, свободно можно приобрести на любом компьютерном "развале". Существует, наконец, целый интернет-ресурс radarix.com, учредители которого утверждают, что им удалось добыть персональное "досье" на большинство граждан СНГ.

На вопрос о том, как будут организованы хранение и доступ к информации, ответил один из разработчиков будущего программно-аппаратного комплекса, заместитель начальника отдела по вопросам автоматизации правоохранительных органов НПО УП "Агат-Систем" Валерий Бурчалов.

По его словам, комплекс будет создаваться на основе существующего в МВД информационного центра. Серверы установят там же, под надёжной охраной. Регистр будет работать под какой-то из ОС семейства "*nix" (конкретно уточнить не удалось), в качестве основной базы данных для него разработчики выбрали Oracle. Информацию планируется защитить от копирования всеми известными на сегодняшний день способами. Во-первых, данные будут зашифрованы, во-вторых, к системе невозможно будет подключиться без помощи специального ПО. Доступ к информации будет сегментирован. То есть, практически никто, за исключением нескольких лиц с особыми полномочиями, не сможет воспользоваться всей базой сразу. У тех, кто будет допущен к какой-либо её части, будет специальный электронный ключ, заверенный цифровой подписью (например, в виде чипа с USB-разъёмом). Серверы будут подключены к защищённым каналам связи МВД (никакого выхода в интернет система иметь не будет).

Стоит отметить, что белорусскому ведомству внутренних дел с 1994 года и по сегодняшний день успешно удавалось защитить от копирования большую часть данных с собственных информационных комплексов. В основном, это стало возможным благодаря тому, что число людей, так или иначе связанных с ними, было невелико, и все они находились под жёстким контролем. Удастся ли в новых условиях сберечь информацию, покажет будущее. Ведь даже сами чиновники МВД в частных беседах говорят, что украсть, в принципе, можно всё.

Ещё несколько слов скажу о стоимости проекта. Из средств программы "Электронная Беларусь" на его реализацию выделено 45 млрд руб. Впрочем, Бурчалов сообщил, что разработка программного обеспечения обошлась значительно дешевле, а основная часть средств вообще пока не освоена. Скорее всего, они будут истрачены на сбор и систематизацию необходимых данных, а также на разработку системы работы с этой информацией в стране. По словам Бурчалова, сейчас готовится ряд тендеров по закупке необходимого для комплекса оборудования. А на все работы по созданию и запуску комплекса законом отведено три года.

Эдуард ТРОШИН


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-20%
-20%
-15%
-25%
-20%
-30%
-20%
-10%
-10%