СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

BeST Investment: от создания до продажи


Логотипы БеСТНаше правительство можно поздравить с блистательной сделкой: на этой неделе оператор мобильной связи «БеСТ» был продан за ошеломительную сумму в полмиллиарда долларов. Тем самым создались предпосылки для прекращения свободного падения «в штопор» одного из самых амбициозных государственных проектов последних лет.
 
Рожденный летать...

В конце 90-х годов прошлого века мобильная связь начала свое триумфальное шествие по миру, а затем и по Беларуси. В те времена немногочисленные владельцы «мобильников» выглядели нескромными белыми воронами, всяческие демонстрируя окружающим свою респектабельность и вызывая черную зависть и, соответственно, прилив негатива окружающих – в офисах, торговых залах магазинов, да и просто на улицах. Впрочем, к середине первого десятилетия нового века число абонентов мобильной связи в Беларуси возросло настолько, что отсутствие мобильного телефона стало восприниматься как признак несостоятельности или, в крайнем случае, безнадежного консерватизма. Абонентский пирог GSM-телефонии был поделен между полугосударственными операторами – velcom и МТС. «Мобилизовались» практически все, кто хотел, и у операторов вдруг обнаружились огромные балансовые прибыли. Неудивительно, что наше государство, увидев, что, оказывается, хорошие деньги может приносить не только промышленное производство, но и услуги, решило тоже подключиться к дележу пирога прибыльного высокотехнологичного бизнеса. Притом никто явно не составлял никаких бизнес-планов: просто взяли и объявили о создании государственного оператора. Совсем как о посевах кукурузы при Хрущеве.

Хотя куда уж было увеличивать долю государства на рынке мобильной связи – не очень понятно, поскольку на тот момент все работающие в Беларуси операторы мобильной связи имели большую долю государственного капитала, представленного РУП «Белтелеком», а следовательно, государство и без того получало огромные дивиденды от развития этого рынка. Жар загребался преимущественно чужими руками, поскольку огромные инвестиции в инфраструктуру, позволившие в короткие сроки покрыть почти всю страну вполне качественной и надежной связью, исходили именно от иностранных партнеров. Как утверждают источники «Е:Сети», один из операторов даже компенсировал государству миллионы долларов лишь за саму возможность использования радиочастот, ранее занимаемых силовыми структурами, таким образом профинансировав замену устаревшего оборудования у силовиков. В то же время дивиденды делились соответственно долям в уставном фонде, а огромные налоги исправно поступали в бюджет. Напомним, что и сегодня доля государства в «МТС» составляет 51%, а velcom даже после продажи входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. Несмотря на все это, под громкие торжественные речи с большой помпой в 2005-м году был открыт на 100% государственный оператор – «БеСТ».

...ползать не может

Ввиду насыщения рынка и острой конкуренции между velcom и «МТС» было очевидно, что «БеСТ» ждет весьма нелегкая судьба, действуй он рыночными методами. Новичок был поставлен в жесточайшие конкурентные условия. Между тем вся государственная поддержка свелась к китайскому кредиту, размеры которого изначально были, по-видимому, недостаточны. Дело в том, что при входе на высококонкурентный рынок новичок вынужден вкладывать огромные средства сразу в трех направлениях: во-первых, в создание инфраструктуры и сервисов, по качеству и количеству не уступающих конкурентам; во-вторых, в дотирование демпинговых предложений потребителям, позволяющих привлекать новичков и переманивать абонентов других операторов (по-видимому, именно таким образом будет вести себя обновленный «БеСТ»); в-третьих, огромные средства должны вкладываться в маркетинг, чтобы новичок как можно быстрее занял достойное место в ряду предпочтений потребителей.

Однако никто не верил в то, что наше государство пойдет рыночным путем. Глядя на мощный пафос и стартовую пропагандистскую господдержку, эксперты предполагали, что для поддержки новичка будет широко задействован административный ресурс. Активно циркулировали слухи о том, что все государственные предприятия в приказном порядке заставят перевести все свои служебные мобильные телефоны на БеСТ, а конкурирующих операторов обяжут сдавать свою инфраструктуру (прежде всего ретрансляторы) новому оператору в аренду за символические деньги или вообще бесплатно. В этом случае БеСТ мог бы бесплатно заполучить самую прибыльную в стране клиентскую базу, бизнес-«сливки». Да и не пришлось бы вкладывать сотни миллионов долларов в строительство «вышек» по всей стране.

Как ни странно, прогнозы не оправдались. Младенец изначально был брошен в рыночную стихию, из которой ему без помощи иностранного капитала оказалось не выбраться. Покрытие сети и число абонентов на порядок ниже, чем у конкурентов. Роуминга нет. Кредитные деньги кончились. Административный ресурс не заработал, и младенец захлебнулся в океане несбыточных надежд среди таких китов, как velcom и МТС.

Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что национального оператора не поддерживали намеренно: выплывет – хорошо, нет – продадим.

Маркетинг

Отдельно следует рассказать о маркетинге, который изначально был связан со скандалами. Так, на идею логотипа «БеСТ» был публично объявлен конкурс, и у него был победитель, которого даже успели наградить. Однако очень скоро обнаружилось, что на конкурсе победил плагиат, «позаимствованный» у египетского оператора Click, входящего в империю известного западного оператора Vodafone. В результате все-таки пришлось заказать разработку логотипа рекламному агентству.

Но на этом тема плагиата не закончилась: когда логотип все-таки был утвержден и сотрудники управления маркетинга ЗАО «БеСТ» давали подробные разъяснения по его поводу в виде интервью на сайте Онлайнер, один из посетителей форума заметил высокую степень сходства ответов представителей компании на более ранние пояснения директора по маркетинговым коммуникациям ОАО «Вымпелком» относительно логотипа российского оператора мобильной связи «Билайн», которые легко обнаружить в интернете. Некоторые фразы совпали практически полностью. Чехарда плагиатов стала достоянием интернет-форумов и долго вызывала здоровый смех профи от маркетинга.

А в прошлом году в «БеСТ» провели ребрендинг. Обычно такие затратные и в некоторых случаях даже рискованные мероприятия обычно проводится с какой-либо важной стратегической целью – например, при смене собственника требуется привести бренд в соответствии с новыми бизнес-реалиями. Однако, как полагают эксперты, проведенный ребрендинг ничем не был обусловлен и абсолютно ничего не дал компании. В целом неэффективность маркетинговых мероприятий, проводимых ЗАО «БеСТ», доказывается прежде всего незначительным объемом и темпами прироста клиентской базы, полагают эксперты. Все эти факторы, взятые вместе – отсутствие господдержки в виде специальных указов и «телефонного права», убожество маркетинга и катастрофическая нехватка финансирования – и стали причинами краха «БеСТ».

Богатенький Буратино

В официальном пресс-релизе крупнейшего турецкого оператора мобильной связи сказано, что он считает сделку удачной потому, что приобретает третьего по величине белорусского оператора, что при уровне проникновения мобильной связи в 65% (по нашим сведениям – 76,5%, хотя в Москве эта цифра достигает 140% – И.П.) и высоком уровне образования белорусов дает надежду на многократный рост выручки «БеСТ», составившей в 2007 году смехотворные 1,6 млн долларов. О графике и суммах предстоящих выплат было достаточно написано, поэтому остановимся на менее известных деталях. Например, в этом документе упоминается об условии, согласно которому турецкий инвестор получает гарантированную возможность приобрести оставшиеся 20% акций в течение 5 лет после первого этапа сделки, а общий объем средств, необходимых для реанимации «утопленника», оценивается еще в 500 млн долл. Интересно, предусматривает ли эта сумма необходимость возвращения в 2009 году многомиллионного китайского кредита, некогда взятого на приобретение в Китае оборудования для создания ретрансляционной сети.

Но самый туманный и загадочный пункт в пресс-релизе турецкого оператора посвящен тому, что «БеСТ» получит некие «выгодные определенные инвестиционные стимулы». Что за стимулы – не сказано. Впрочем, эксперты полагают, что это будет первая в стране лицензия на 3G. Вот, оказывается, чем можно объяснить последний пункт из списка инвестиционных выгод, где утверждается, что для «БеСТ» созданы «условия, обеспечивающие честную конкуренцию». Не зря инвестор заплатил за «пустышку» сумму, сопоставимую с прошлогодней покупкой успешной velcom австрийцами. А если рассчитать, в какую цену обошелся каждый абонент, получится фантастическая для аналогичных сделок сумма в 3300 долл. Не исключено, что мы стали свидетелем самой дорогостоящей в мире покупки абонентов мобильной связи.

Эксперты полагают, что так вовремя подвернувшийся богатый инвестор в состоянии реанимировать «БеСТ». Их суждения основываются на успешном опыте экспансии Turkcell в соседней Украине, где довольно поздно появившая на свет «дочка» – оператор Астелит, продвигающий услуги под товарным знаком life:), – заняла достойное место на рынке. Кстати, международный фондовый рынок уже оценил покупку «БеСТ»: на следующий же день акции Turkcell на Нью-Йоркской фондовой бирже поднялись с 16,5 до 19,5 долл, или сразу на 18,2%. Тем более удивительно, что на официальном сайте ЗАО «БеСТ» о сделке до сих пор нет ни слова.


Информация по делу: Хронология БеСТ – от идеи до продажи

30 июня 2004. Объявлен тендер на третью GSM-лицензию в Беларуси.

11 августа 2004. А. Лукашенко высказался о необходимости создания 100% государственного GSM-оператора. «Создание третьего предприятия-оператора GSM может окупиться примерно за 3 года», – отметил президент.

7 октября 2004. Тендер закрыт, принято решение выдать лицензию государственному, «социальному» оператору.

5 ноября 2004. Зарегистрировано ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» (БеСТ). Учредители – РУП «Белтелеком» (25%) и НИРУП «НИИ средств автоматизации» ГНПО «Агат» (75%).

18 марта 2005. БеСТ выдана соответствующая лицензия Минсвязи РБ №02140/0184183 сроком на 5 лет. По её условиям БеСТ обязан приступить к началу обслуживания абонентов до 17 сентября 2005 года, а также выполнить ряд социальных требований (покрытие, наличие социальных ТП для малообеспеченных слоев населения)

16 мая 2005. БеСТ объявил открытый конкурс на создание логотипа.

9 июня 2005. Выбран логотип-победитель конкурса.

27 июня 2005. Дисквалифицирован логотип-победитель (плагиат с Vodafone Egypt, Click GSM), выбран логотип, занявший второе место.

29 июня 2005. Объявлен победитель конкурса на поставку оборудования и ПО для создания инфраструктуры оператора – китайская Alcatel Shanghai Bell Co., Ltd.

11 июля 2005. Китайский «Эксимбанк» выделил БеСТ кредит 150 млн. на поставку оборудования для строительства сети.

19 июля 2005. Представлена третья и финальная версия логотипа БеСТ, выполненная РА «Просто».

17 сентября 2005. Подписан последний документ генерального контракта с Alcatel Shanghai Bell Co., Ltd. Стоимость контракта превышает 234 млн долларов.

23 сентября 2005. БеСТ не запустил сеть в коммерческую эксплуатацию, Минсвязи недовольно: «коммерческая деятельность ЗАО “Белорусская сеть телекоммуникаций” не начата исключительно по причинам, связанным с организацией менеджмента в компании».

24 октября 2005. Сеть БеСТ начала работу в тестовом режиме.

2 ноября 2005. Открылся официальный сайт БеСТ, www.best.by

21 декабря 2005. Началась коммерческая эксплуатация сети БеСТ.

1 августа 2006. Количество абонентов достигло 10000.

14 сентября 2006. БеСТ объявил о запуске сети в Гомеле, тем самым закончив охват всех областных центров страны.

18 декабря 2006. У БеСТ – 50000 абонентов.

22 декабря 2006. Оператор начинает публичное тестирование GPRS.

20 февраля 2007. Абонентская база БеСТ достигла 100000.

1 марта 2007. Мобильный интернет-доступ предоставляется на коммерческой основе.

12 апреля 2007. Лукашенко сообщил, что ему поступило предложение о продаже БеСТ за 500 млн долларов.

15 ноября 2007. БеСТ провел ребрендинг.

25 января 2008. Оператор испытывает серьезную нехватку оборотных средств, базовые станции БеСТ отключаются по причине задолженности за аренду, зарплата сотрудникам задерживается.

29 февраля 2008. Turkcell подтверждает заинтересованность в приобретении БеСТ.

4 марта 2008. Лукашенко встречается с руководством Turkcell.

29 июля 2008. Официально объявлено о продаже 80% акций БеСТ турецкой Turkcell за 500 млн долл. Дополнительный бонус в 100 млн будет выплачен по выходу БеСТ на прибыльность. Turkcell собирается инвестировать в БеСТ порядка 500 млн долл.

IT.TUT.BY: Все новости о "БеСТ" на IT.TUT.BY

Показатели GSM-операторов по состоянию на 1 июля 2008


Оператор СООО «МТС» ИП «Велком» ЗАО «БеСТ»
Абонентская база, контрактов 4 026 000 3 200 000* 186 700
Радиопокрытие, % территории страны 90,2 86** 26,3
Количество базовых станций 3656 2364** 438


* По данным на 15 мая 2008 года
** По данным на 1 января 2008 года


Игорь ПРОВОДНИКОВ


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY