Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайта www.kthy.netВ конце нынешнего года билет на автобус можно будет заказать через Интернет, а в следующем году его покупка в Сети должна стать для нас обычным делом. Купленный билет можно распечатать на принтере и смело идти с ним на посадку.
 
Проект реализации систем продажи и бронирования билетов через Интернет родился в Министерстве транспорта несколько лет назад – в 2005 г. Примеров готовых разработок аналогичного характера уже тогда было немало. Сейчас они работают на большинстве транспортных систем государств Европы, а с недавних пор появились даже в соседней Прибалтике. Существуют электронные комплексы продажи билетов и у нас, в Беларуси. Но они уже морально и физически устарели и не обеспечивают необходимого функционала. К примеру, в Минске вы можете приобрести билет на проезд только из Минска, но никак не из Бреста, и наоборот. Надёжной взаимосвязи – информационной и финансовой – между автовокзалами нет. Поэтому и была создана рабочая группа, которая занялась разработкой нового программно-аппаратного комплекса, предназначенного для объединения всей транспортной сети в общую систему. Изначально планировалось, что с его помощью можно будет продавать билеты сразу на все виды транспорта – самолёты, поезда и автобусы. Но здесь белорусы столкнулись с серьёзной проблемой – дело в том, что железнодорожные билеты сегодня реализуются при помощи системы "Экспресс-2", созданной в России. Это действительно универсальный комплекс, обеспечивающий возможность продажи или бронирования билетов из любого уголка России или Беларуси. Разработчики из РФ обещали помочь коллегам из Минска технологиями и оборудованием, но запросили за свои услуги, ни много ни мало, $990 тыс. А ведь это не всё – белорусам пришлось бы оплачивать и техническое сопровождение комплекса, и его совершенствование, и ремонт, что многократно увеличило бы расходы. Средства такие изыскать ни тогда, ни сейчас оказалось невозможно, и транспортникам пришлось рассчитывать на собственные силы.

В результате система, конечно, была создана, и обошлась она значительно дешевле, чем предлагали россияне, – всего в 660 млн руб. Правда, пока она "заточена" под продажу билетов только на автобусы. Для этого рабочее место кассира оборудуется специальным устройством, включающим компьютерный модуль с клавиатурой и блок для считывания информации с магнитных карт либо банковских карточек с чипом, а также пакетом программ и линией связи с сервером. Стоимость набора устройств для одной кассы составила порядка $700. Экономили разработчики буквально на всём. К примеру, вместо дорогих табло стоимостью в 100 млн руб. для отображения информации о движении транспорта, номерах маршрутов, времени отправления и наличии свободных мест решили использовать обычные телевизоры с диагональю в 52 дюйма, которые обходятся ровно в 10 раз дешевле.

Запись разговора билетного кассира с пассажиром в белорусском комплексе ведётся не через линии связи и концентратор на центральный сервер, а прямо на жёсткий диск (или флэш-память) компьютера кассира, что также значительно удешевляет всю систему. Но, самое главное, при разработке был использован модульный принцип – т. е вокзал покрупнее может приобрести для себя серьёзный комплекс оборудования с большими возможностями – собственной базой данных, мощными серверами. Для небольшой автостанции будет достаточно нескольких модулей, подключённых к линии связи. Всю информацию они будут "запрашивать" у систем на крупных областных автовокзалах. Кстати, именно последние и станут, по замыслу разработчиков, центрами, аккумулирующими базы данных о перевозках.

Пассажир сможет приобрести или, наоборот, сдать билеты на поездку, скажем, из Бреста в Гомель, находясь в Минске (сейчас это невозможно). Средства на счёт вокзалов будут зачисляться по предоставляемой в рамках системы информации.

Работа над созданием новой системы находится в завершающей фазе. К концу этого года планируется организовать бронирование билетов на автобусы через Интернет. Для этого создаётся сайт, который будет доступен по адресам www.poezdka.by или www.autovokzal.by (варианты рассматриваются Минтрансом).

А в следующем году транспортники собираются наладить продажу билетов через всемирную сеть, для чего ведут переговоры с банками по адаптации для этих целей их систем безналичных платежей. При помощи банковских платёжных систем со временем планируется избавить вокзалы и станции от необходимости вести перерасчёт средств и исключить встречные финансовые потоки. Внедрение банковских технологий даст возможность продавать билеты и при помощи платёжных терминалов или "инфокиосков". Всё это в перспективе сведёт к минимуму затраты времени на покупку билетов, а со временем приведёт к внедрению в стране так называемого "электронного билета", как это уже сделано за рубежом. Перед поездкой его можно будет либо распечатать у себя дома, при помощи обычного принтера, либо получить в агентстве или инфокиоске. Полноценный электронный билет внедрить вряд ли удастся, поскольку в таком случае на каждой станции придётся ставить турникет для идентификации личности пассажира. Кроме того, по нашему законодательству наличие билета, являющегося договором на оказание услуг между пассажиром и перевозчиком, обязательно.

В ходе разработки интернет-проекта по продаже и бронированию сразу же возникли сложности. К примеру, что будет, если какой-нибудь недобросовестный гражданин или юный подражатель Митника забронирует билеты на весь автобус? Выход из положения транспортникам подсказал Мингорисполком, который предложил им использовать собственную систему верификации паспортов для того, чтобы исключить проделки хакеров. Правда, если эту технологию внедрить, то иностранный гражданин по своему паспорту забронировать билет уже не сможет. Поэтому поиск приемлемого и удобного для всех варианта бронирования пока не закончен.

Выгоды внедрения подобных технологий очевидны. Стоимость одного инфокиоска (от 8 и более тыс. долларов) примерно равняется годовой зарплате кассира, правда, платёжный терминал, приобретённый за эту сумму, будет работать пять лет, не требуя отпускных и не нуждаясь в больничном листе.

Кроме того, система создаст проблемы и нелегальным перевозчикам. Привлечь клиентов, которые будут иметь возможность купить билеты на автобусы, не выходя из дома, или в любой сберкассе, станет значительно сложнее.

В планах разработчиков – строительство собственной корпоративной сети передачи данных. До сих пор собственные каналы имела только Белорусская железная дорога, для которой автономная связь – одно из основных условий безопасности движения поездов. Транспортникам приходилось пользоваться общедоступными каналами, что не давало возможности строить на их основе мало-мальски серьёзных сетей.

Один из главных подрядчиков, реализующих проект, – компания "Банковско-финансовая телесеть", которая сегодня предлагает довольно выгодные для транспортников условия – удобный корпоративный тариф и высокую пропускную способность канала.

Возможно, в дальнейшем, на базе вычислительного центра, принадлежащего департаменту по авиации, будет оборудован и единый программно-аппаратный комплекс по бронированию билетов. Авиационное ведомство единственное в стране обладает вычислительным центром на базе мощных блейд-серверов и уже сегодня предлагает пассажирам электронные билеты.

Правда, нерешённых проблем у нового проекта пока хватает. Для организации продажи и бронирования билетов на все виды транспорта из "одного окна" разработчикам проекта недостает миллиона долларов.

Не ясно, и кто будет оплачивать услуги электронных "кассиров" и эмиссию банковских платежных систем. В среднем, эта сумма составит около 1000 рублей с одного билета и, скорее всего, будет включена в его стоимость.

Пока идут споры, подходит время внедрения проекта на всех станциях и вокзалах республики в течение двух лет – система должна быть внедрена к концу следующего года (разработчики говорят, что процесс может затянуться до 2011 года). Будет ли она действительно удобной и универсальной, покажет будущее.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-30%
-20%
-25%
-10%
-30%
-40%
{banner_1133}