Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Автобус МАЗНа общественный транспорт принято жаловаться. В часы пик в салоне не продохнуть. Контролеры хамят. Водитель прямо перед носом пассажира захлопывает дверь. Ожидая автобус, можно полчаса простоять на остановке… Под этими жалобами, уверена, подпишется любой горожанин. Однако наказать водителя, прибывшего не по расписанию, до сих пор было проблематично. Поди проверь, кто прав — человек за рулем или пассажир. Теперь разобраться в щекотливых ситуациях будет проще: в Могилеве движение автобусов стали контролировать через спутник.
 
…В диспетчерской автопарка № 1 на мониторах компьютеров — электронная карта города и данные всех автобусов.

— Видите, красная стрелочка движется по проспекту Мира — это автобус, — объясняет мне принцип работы спутникового слежения инженер по диспетчеризации Елена Мурашко. — На нем установлен электронный модуль системы передачи данных, через который к нам поступает информация. Мы видим, с какой скоростью движется автобус, в какое время прибывает на остановку, сколько "отдыхает" на конечной. Допустимое отклонение от расписания — плюс-минус 2 — 3 минуты. Если какой-то водитель опаздывает или, напротив, торопится, мы тут же с ним связываемся. В случае поломки отправляем на маршрут другой автобус — на замену.

— Теперь водитель сто раз подумает, стоит ли нарушать график, — уверен начальник отдела перевозок и маркетинга автопарка Александр Абушкевич. — Спрашиваем за это строго. Недавно один время перепутал: с конечной минут на 10 раньше положенного времени отбыл. Диспетчер его быстро вычислил, "притормозил". Но возвращать машину обратно не будешь, хоть и пострадали пассажиры. Недисциплинированного водителя лишили половины премии. Кстати, теперь можно контролировать и расход топлива. Так что от привычки "отскочить" на своем автобусе домой на обед водители тоже отказались.

В могилевском автопарке 199 автобусов. Спутниковые навигационные системы установлены на 160. Около двухсот миллионов рублей на оборудование выделил горисполком.

— Без нареканий не обходится, но пассажиры уже меньше жалуются на сбои в графике движения транспорта, — утверждает директор автопарка Виктор Лазаренко.

Да и разрешить конфликт между пассажиром и работником автопарка стало проще.

— Недавно могилевчанин жалобу прислал, что якобы из-за водителя он опоздал на поезд, — рассказывает Александр Абушкевич. — Уверял, что "единица" прибыла на железнодорожный вокзал не в 6.24 утра, как положено, а в 6.35. Мы заглянули в электронную базу: автобус под номером 1 в то утро ходил как часы. Ни на одной остановке от графика не отклонился и на вокзале появился строго по расписанию.

— Вот если бы пассажиры еще сами могли отслеживать график движения общественного транспорта, — с надеждой "закидываю удочку" транспортникам. — Знала бы, что нужный мне "двенадцатый" прибудет через 15 минут, не теряла бы времени на остановке, добиралась с пересадками…

— Это реально, — нисколько не удивился моему пожеланию главный специалист отдела транспорта и связи Могилевского горисполкома Александр Сидоренко. — По световым табло, появившимся на автобусах, люди издали видят, куда идет транспорт. А сейчас собираемся установить светодиодные табло, оснащенные системами связи, на городских остановках. На экране каждые 5 секунд будет обновляться бегущая строка с информацией о движении автобусов, троллейбусов, маршрутных такси: сколько времени осталось до прибытия "семерки", "десятки", "единицы"… Так что любой горожанин сможет не только контролировать своевременность прибытия общественного транспорта, но заодно и экономить свое время, выбирая наиболее быстрый и удобный маршрут.