
Оператор также напомнил о численности собственной абонентской базы по итогам квартала – 4,026 млн. пользователей против 3,945 млн. кварталом ранее, то есть прирост за II квартал составил 81 тыс. против 145 тыс. – за I. Как уже отмечалось, такое падение темпов "подключений" объяснимо оттоком "новогодних" абонентов – исключением в апреле из базы МТС сим-карт "на выговор", полученных абонентами в рамках рождественских акций. Впрочем, даже без учета "провального" апреля с 15 тыс. новых пользователей, результаты мая и июня + 34 тыс. и + 32 тыс. на фоне достижений основного конкурента не впечатляют. В итоге за квартал МТС потерял 0,6% рынка – доля оператора снизилась с 53% по итогам первого квартала до 52,4% – в целом, предсказуемый результат, учитывая ценовое лидерство основного конкурента. Velcom, напомним, за тот же период увеличившего свою долю белорусского мобильного пирога на те же 0,6%.
Однако снижение рыночной доли МТС с лихвой компенсировал ростом выручки - при 2% роста абонентской базы финансовые поступления оператора выросли на целых 11% (при том, что у velcom - только на 7%, и это после изменения тарификации (!)). Учитывая, что ARPU крупнейшего белорусского оператора вырос "только" на 9% (против 6% у конкурента), кроме роста цены минуты и собственно числа абонентов, у МТС нашлись еще некоторые резервы для роста. Также следует отметить, что ARPU МТС с максимальной на рынке абонентской естественно, ниже чем ARPU догоняющего velcom - $9,58 против $10,8 (6,9 евро по среднему курсу второго квартала 1 к 1.56) - velcom не учитывает доходы от роуминга. Но ниже лишь на 12%, при том, что число абонентов выше практически на 20%. В числе причин первенства МТС по выручке, кроме упомянутого ценового лидерства, еще, похоже и рост доходов от интерконнекта. velcom, предлагая своим пользователям вызовы в другие сети по 99 рублей в минуту, еще и, как следствие, увеличивает ARPU конкурента.
В целом, результаты ожидаемо позитивны для компании, – сохранению рыночной доли МТС предпочел рост выручки. При этом прогноз на ближайший квартал – тот же – при сохранении тенденций выручка как velcom так и МТС будет расти, но у последнего – расти более высокими темпами. И если МТС не предпримет больших чем сейчас усилий в продвижении – его рыночная доля подолжит снижаться, хотя и более низкими, чем 0,6% за квартал, темпами. – Подарков конкуренту в виде массового исключения из базы "сим-карт" на выговор в III квартале не будет.
Показатель | 2007 г. | 1 квартал 2008 г. | 2 квартал 2008 г. | Итого с начала 2008 года |
Количество абонентов (тыс.) | 3800 | 3945 | 4026 | 4026 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млн руб. | 843 254 | 219 553 | 245 787 | 465 340 |
ARPU с интерконнектом, без гостевого роуминга (USD/абон.) | 9,38 | 8,75 | 9,58 | 9,18 |
ARPU с интерконнектом, с гостевым роумингом (USD/абон.) | 9,58 | 8,94 | 9,8 | 9,38 |
MOU (мин./абон.) | 456 | 503 | 473 | 488 |
Капитальные вложения (млн руб.) | 236 829 | 37 526 | 39 736 | 77 262 |