Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Константин Леонов | Фото: HPБуквально через неделю компания НР официально презентует свой обновленный белорусский бизнес. Как уже известно, на смену формальному присутствию НР в Беларуси пришел полноценный офис, который стратегически будет ближе и понятнее рядовым покупателям решений НР.
 
О новом подходе к старому рынку Нewlett-Packard расскажет на грядущей презентации, но для etc/Сеть глава новоявленного ООО «Хьюлетт-Паккард Бел» Константин Леонов сделал исключение и досрочно поделился информацией о планах, проектах и перспективах IT-гиганта в Синеокой.

– Какими вы видите перспективы компании НР в Беларуси? Очевидно, что на белорусском рынке компания присутствует очень давно и фактически не нуждается в дополнительном стимулировании продаж со стороны представительства. Так ли это?

– Перспективы НР в Беларуси прекрасные. По многим причинам. Одна из ключевых – сложившаяся в стране благоприятная экономическая ситуация, которая в настоящий момент обуславливает рост ВВП и доходов населения, а также возможность развития бизнеса как в реальном секторе, так и в сфере услуг. Растет бизнес наших заказчиков, а значит, возрастают требования к информационным системам. Следовательно, появляется насущная необходимость в создании не представительства, а полноценной белорусской компании «Хьюлетт-Паккард Бел» с правом хозяйственной деятельности, счетами и локальным офисом. При этом деятельность ИООО «Хьюлетт-Паккард Бел» нацелена не на стимулирование продаж или рыночное давление, а на экспертную поддержку решений, необходимость в которых уже диктует рынок.

За последние два-три года тому есть множество примеров. Это крупные проекты и заказы, реализация которых вряд ли была бы возможна без серьезной поддержки штаб-квартиры НР. Изменение структуры спроса меняет систему ведения бизнеса, требуя большей поддержки. Кроме того, есть заказчики, которые требуют гарантий соблюдения конкретных временных рамок для восстановления работоспособности систем. И им неважно, что является причиной сбоя, главное, чтобы в кратчайшие сроки все снова работало. Удовлетворение таких потребностей, которые в том числе адресуются непосредственно производителю, – функция номер два или даже один белорусского офиса НР.

– Мы говорим не о представительстве, а о предприятии?

– Да. «Хьюлетт-Паккард Бел» – не представительство иностранной компании в терминах Гражданского кодекса Республики Беларусь, а иностранное общество с ограниченной ответственностью, учрежденное двумя нидерландскими подразделениями компании НР. На практике полноценное предприятие означает, что мы можем завезти склад запчастей и сами их растаможить, например. Раньше у партнеров эта процедура вызывала определенные трудности, потому что нужно было оплатить таможенные сборы, НДС и так далее. При этом было непонятно, когда и как эти затраты будут компенсированы.

Учреждение ИООО «Хьюлетт-Паккард Бел» позволит решать такие неоднозначные ситуации, которых до сих пор было довольно много.

– Каким вы видите белорусское представительство НР через 10-20 лет? Можно ли будет говорить о серьезном центре влияния на бизнес-процессы, качество обслуживания?

– На локальном уровне мы ничего не изобретаем. В России в офисе НР работает больше тысячи человек. В Венгрии и Румынии штат локальных офисов измеряется сотнями сотрудников. Причем значительная часть персонала занимается технологическим и бизнес-консультированием.

Я думаю, что через 10 лет большинство сотрудников компании НР в Беларуси будут заниматься сервисами, консалтингом и, может быть, аутсорсингом. Как вы знаете, мы недавно приобрели известную аутсорсинговую компанию EDS (Компания EDS (Electronic Data Systems) основана в 1962 г., занимается аутсорсингом бизнес-процессов и информационных технологий, а также предоставляет услуги ведущим промышленным и финансовым компаниям, предприятиям здравоохранения, связи и энергетики. – А.Н.).

Думаю, у нас скоро будет реорганизация внутри компании, вызванная интеграцией нового бизнеса. Вполне возможно, что даже раньше, чем через 10 лет, белорусский офис будет насчитывать 50 сотрудников, из которых непосредственно поддержкой продаж будут заниматься человек десять. Остальные будут работать у заказчиков, принимая участие в конкретных проектах. Если смотреть на бизнес НР глобально, то структура продаж компании выглядит очень сбалансированно: одна четверть – принтеры, четверть – персональные системы, четверть – серверы и системы хранения данных и, наконец, услуги. Это очень устойчивая конструкция, которая, естественно, на развивающихся рынках имеет некий логичный перекос. В Беларуси за профессиональные услуги люди пока не готовы платить, и потребуется некоторое время для того, чтобы отечественный бизнес увидел для себя в этом ценность.

Что касается осуществления контроля над бизнес-процессами партнеров со стороны белорусского офиса HP, а также обозначения центра влияния, то здесь ситуация будет идентична той, что сложилась на других рынках, где присутствует компания. НР всегда и везде работает через партнеров и всюду имеет собственный бизнес в области консалтинга. Трудно дать партнеру право продавать свой консалтинг под брендом НР – это нонсенс. Осуществлять профессиональные услуги от имени НР может только HP, в данном случае – новое белорусское предприятие «Хьюлетт-Паккард Бел». Тем более что оно имеет возможность привлечь ресурсы из разных точек мира, например, из Индии или из Австралии. Кстати, такие прецеденты в Беларуси уже были.

Я знаю как минимум три белорусских проекта, основная часть которых реализовывалась усилиями сотрудников HP, приглашенных из других стран. Наши партнеры по-прежнему будут продвигать те решения НР, которые способны удовлетворить потребности их заказчиков. Они все так же будут поставлять все «железо», программное обеспечение и услуги по поддержке под своим именем, заниматься системной интеграцией, разработкой. В этом смысле изменений в свете создания «Хьюлетт-Паккард Бел» нет. До открытия иностранного предприятия консалтинговый бизнес НР в Беларуси представлен практически не был, точнее, представлялся через нидерландские подразделения НР. Сейчас же получить профессиональные услуги HP можно за белорусские рубли без уплаты так называемых роялти за услуги иностранных предприятий.

– Существует ли в Беларуси свой особый потребительский менталитет? Можно ли выделить продукты НР, которые, пусть и с натяжкой, можно назвать народными, белорусскими?

– У нас нет белорусского потребительского менталитета. Скорее есть менталитет пока не богатой страны и развивающегося рынка. Народный продукт – принтер за 100 долларов. Наш спрос формируется в low-end сегменте, в который попадают, по сути, дешевые, но не самые качественные товары. Потребительский менталитет у нас до недавнего времени определялся больше потребительским бюджетом. Сейчас же структура потребительского спроса меняется, и в определенных сегментах бизнеса НР наблюдается бум.

Объяснить его на уровне экономики просто, долгое время на белорусском рынке доминировали так называемые «самосборы» – компьютеры из соседнего подвала. Почему? Потому что были довольно дешевыми. Но в экономике эти «самосборы» описываются как худший товар. При росте располагаемых доходов потребитель не увеличивает потребление «самосборов», а переходит на более качественный товар-заменитель. Поэтому с ростом средних доходов населения у большинства покупателей появится возможность приобрести качественный компьютер. Спрос на «самосборы» резко упадет, и они больше не будут владеть массовым рынком. По этой причине для нас есть смысл делать акцент на развитие бизнеса, направленного на розничный сегмент. Ожидается всплеск интереса к качественному товару – белорусский потребительский менталитет изменится.

– Вы сами пользуетесь продуктами НР? Какое устройство из линейки НР вам ближе всего или нравится?

– Мне ближе всего ноутбук НР, за которым я провожу по 12 часов в день. Последние 15 лет я работаю на технике НР.

– Можете описать вашу мечту как главного рулевого бизнеса НР в Беларуси: например, что через десяток лет в каждой белорусской квартире будет стоять принтер НР или что-то другое?

– Моя мечта не о квартирах и принтерах. Я верю в то, что в своей новой должности смогу оставить след в истории страны. При правильном ведении бизнеса эта мечта достижима. Условно говоря, повысить ВВП страны на какой-то процент вполне реально.

– Ваше отношение к техническим инновациям? Вы предпочитаете революцию или эволюцию в ИТ-индустрии?

– Мое личное, как Константина Леонова, отношение к техническим инновациям положительное. В компании НР к инновациям тоже относятся замечательно, но не к их экстремальным вариациям. Экстрим свойственен небольшим компаниям, которым необходим быстрый старт. Я лично предпочитаю синтез эволюции и революции. Важен системный, масштабный подход.

– Может ли, на ваш взгляд, наступить коллапс в развитии ИТ-индустрии и что, по-вашему, может его
вызвать?


– Все может быть. Я в пятницу прилетел из Ташкента, куда прибыл за несколько часов до землетрясения. Вроде бы все без последствий. Но в ИT-системах коллапс произошел. Для того чтобы у телекоммуникационного оператора «упали» системы, оказалось достаточно одного толчка. Нагрузка на сеть увеличилась в 10 раз из-за всплеска телефонных звонков абонентов. Все бегали как ужаленные, «поднимая» системы. Но это – лирическое отступление. На любой форс-мажор нужно ориентироваться и закладывать его возможность. Может произойти и всемирный экономический кризис, который коснется всех рынков, или нечто иное, от чего радикальным образом пострадает бизнес нашей компании.

Думаю, в будущем отношение к ИT-индустрии будет более спокойное. Например, когда на рубеже 19-20 веков произошла техническая революция, связанная с переходом на электрическую энергию, чуть ли не в каждой крупной компании существовала очень важная должность вице-президента по электрификации. Где они сейчас? Понятно, что все устоялось и к электрической энергии мы привыкли. Революция в ИT началась десятки лет назад и вечно длиться не будет. Рано или поздно она к чему-то приведет. ИT займут свое заслуженное место стабильной инфраструктурной технологии и будет вызывать такой же интерес в глазах среднего обывателя, как и электрическая розетка на стене.

Александр НИКОЛАЙЧУК


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-20%
-10%
-10%
-10%
-10%
-37%
-15%
-30%
-30%
-40%