Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Игорь Сукач | Фото: Атлант ТелекомВ преддверии горячего осенне-зимнего сезона белорусские провайдеры спешат познакомить своих настоящих и будущих клиентов с новыми предложениями и возможностями. Кто-то акцентирует внимание на ценах, кто-то – на скорости, а один из крупнейших коммерческих провайдеров Беларуси, ИП «Альтернативная цифровая сеть» (ТМ «Атлант Телеком» и «Шпаркi Дамавiк»), проводит свою рекламную кампанию под девизом «Надежная связь».
 
О пресловутой надежности, планах и перспективах развития рынка интернет-провайдинга в традиционном интервью по понедельникам IT.TUT.BY беседовал с главой компании, Игорем Сукачом.

– Игорь Николаевич, «надежность», на которой вы акцентируете внимание в нынешней рекламной кампании, понятие уж очень многогранное. Что вы в него вкладываете?

– В моем видении «надежность» несколько шире технической надежности. Да, техническую надежность можно высчитать, есть определенные параметры (три девятки, четыре, пять девяток…) Надежность – не только это.

«Надежный партнер». «Надежная компания». «Надежная связь»… Для меня это неразрывные составляющие того, что я представляю для себя как «надежность». И, безусловно, свою компанию я вижу именно такой.

– Какова стратегия вашего оператора в отношении «надежности»?

– Как я уже сказал, надежность я воспринимаю несколько шире и все задачи, которые мы решаем, в каждом из этих направлений решаются по-разному. Если говорить о технических аспектах, то мы прикладываем все усилия для того, чтобы обеспечить максимальное качество услуг. Это заключается и в приобретении соответствующего оборудования, которое способно выдержать нагрузки нашей сети и рассчитана на крупных операторов передачи данных. Не маловажен и круглосуточный мониторинг нашей сети с помощью специальных аппаратных и программных решений. Причем это не только какой-то технический комплекс, но и организационные мероприятия – дежурство технических специалистов, которые в любой момент, круглосуточно, 365 дней в году готовы отреагировать на любые проблемные ситуации.

Следующий аспект надежности – качественный сервис, сюда бы я включил круглосуточный call-центр: если у клиента что-то случится, пусть даже и не в нашей сети, у него всегда есть куда позвонить и ему помогут.

Ну и не менее важно и доверие к партнеру, если говорить о корпоративном сегменте то очень важно быть уверенным в партнере. Любая компания должна быть уверена в том что оператор передачи данных, у которого она берет интернет, надежен в том смысле, что с рост потребностей этой компании как в расширении текущей услуги, так и в появлении новых будет мгновенно удовлетворен ее партнером. В этом смысле «Атлант Телеком» надежен: мы развиваемся, как я считаю, быстрее рынка. Мы готовы предложить нашим клиентам, нашим партнерам во многом, те услуги, которые сейчас ещё даже не осознаны, но мы к ним готовимся. И в этом смысле мы тоже надежны: это целый комплекс мероприятий и мер, которые постоянно проводятся компанией.

– Нынешняя рекламная кампания связана с какими-то новейшими внутренними изменениями (мы стали наиболее надежными), либо же вы просто решили сакцентировать на этом аспекте внимание клиентов в данный момент?

– Повторю, что повышение надежности происходит постоянно. Это не просто акция, которая у нас проходит и мы решили о ней заявить рынку. Нет, ни в коем случае.

Но мы, действительно, сейчас решили сделать акцент на этой своей составляющей и я подчеркиваю, что нами она понимается несколько шире, чем просто техническая надежность. И я считаю что этот акцент важен, важен для наших клиентов и важен для нас.

– Существуют ли вовсе «безгрешные» в плане технической надежности поставщики услуг?

– На самом деле, любая «девятка» говорит только о том, что в какой-то части вероятен сбой. Абсолютной надежности любой сложной системы, а особенно – технической системы, где задействован как человеческий фактор, так и техническое обеспечение, не может быть абсолютно надежной. Даже космические корабли иногда терпят аварии, к сожалению. Я не знаю абсолютно надежных операторов, но я знаю операторов, которые к этому стремятся.

– Можете ли вы рассказать об инвестициях вашей компании в надежность: в техническое обеспечение, в организационные моменты...

– Я бы вопрос разбил на три равноценные составляющие: наличие порта подлкючения к абоненту, общая инфраструктура сети оператора и «надежность». Если использовать эту терминологию, достаточно грубое деление, но все же, я бы сказал что треть инвестиций «Атлант Телекома» идет на надежность, и эти цифры очень немаленькие.

– Есть ли у вас внутренняя информация, какие-то показатели, согласно которым вы оцениваете доступность технических сетей?

– Мы сейчас говорим о технической надежности, верно?

– Да.

– Эту величину мы измеряем, однако её точное значение получить достаточно сложно – это всё равно статистика. Для различных клиентов, подключенных по различным технологиям, находящихся в различных районах цифра может быть иной. Например, сбой произошел на какой-то конкретной станции и пострадала часть клиентов именно на этой станции. Если говорить о цифре, когда все клиенты провайдера испытывают определенные неудобства, то здесь мы приближаемся к «четырем девяткам».

– Как часто влияют на надежность обстоятельства, напрямую от вас не зависящие, скажем, проблемы у ваших партнеров?

– Если оценивать по неудобствам, которые испытывают наши абоненты, то я бы сказал что соотношение 50/50.

Действительно, к сожалению, не все зависит от тех решений, которые используем мы. Естественно, бывают форс-мажоры – вы наверное помните случай два года назад, когда нам порвали оптику экскаватором. Можно ли с этим бороться?

С одной стороны, нет. С другой – да, можно. Например, использовать кольцевые структуры – мы «закольцевали» оптику по всем направлениям. Можно, получается.

Можно выбирать партнеров, которые своей репутацией доказали свою надежность, в этом направлении мы тоже работаем.

С другой стороны, и у самых надежных провайдеров могут быть сбои, и сбои могут быть на всём участке цепи – интернет ведь мировая инфраструктура и доступ к отдельному ресурсу не можем гарантировать ни мы своими усилиями, ни даже «Белтелеком» – очень много составляющих инфраструктуры.

– Как часто «Атлант Телеком» сталкивался с серьезными проблемами в области надежности?

– Нам уже восемь лет и я скажу что мы пережили два переломных момента когда, к сожалению, наша общая надежность несколько падала. Но мы научились с этим работать. Мы научились использовать те технические решения, которые априори подразумевают большую загрузку, чем существующие. Те решения, которые априори надежнее. Наши действия направлены «на опережение» – в компании делается очень многое, чтобы мы впоследствии с данными проблемами не сталкивались. Именно поэтому большие компании более надежны: у них есть понимание того, как строить бизнес.

– Возможность прямого соединения сетей, которую может разрешить новая редакция закона «Об электросвязи» отразится ли как-то на надежности сетей?

– Закон ещё не принят и мы сейчас можем лишь теоретизировать. Я считаю, что общая надежность в таком случае увеличится. Готов это проиллюстрировать на существующих полулегальных домашних сетях. Те, кто знает, как они строятся, понимают, что определенной надежности от них ожидать сложно.

Возможность же выстраивать многоуровневые схемы, легализовать домашние сети – такая ситуация может только поднять надежность, я в этом уверен.

– Приведут ли эти возможные изменения законодательства к созданию крупных межпровайдерских (либо вовсе независимых) ЦОД, аналогичных датацентру «Белтелекома»?

– С уменьшением интернет-тарифов операторы неизбежно сталкиваются с необходимостью наличия белорусского контента, каждый сейчас решает это по-своему: медиаресурсами, которые есть у каждого оператора, игровыми ресурсами… Безусловно, возможность подключения сетей операторов напрямую активизирует деятельность в этом направлении.

То, что датацентров очень мало в Беларуси имеет свои экономические предпосылки. Ведь если я внутри себя организую некоторый сегмент интернета, ориентированный не только на моих пользователей, но ещё и на «мир», то мне нужно обеспечить к этому сегменту канал из «мира». А это, опять-таки, упирается в стоимость внешнего канала, который я имею. Он у нас безумно дорог для операторов – мне просто экономически нецелесообразно создавать датацентр, который ориентирован на мир, чего и не происходит фактически ни у одного оператора, кроме «Белтелекома».

– Можете ли вы поделиться своими планами на ближайший осенне-зимний сезон?

– Сейчас уже сложились два рынка предложений: один рынок для частных пользователей и другой рынок для компаний. Скажу что в республике именно «Атлант Телеком» положил традицию разделения рынков, представив отдельный бренд именно для частных пользователей.

Думаю, на рынке предложений для сегмента частных пользователей основные игроки свои цены уже откорректировали и ценовых изменений я не ожидаю.

В корпоративном сегменте цены скорее всего ещё будут изменяться. В то же время я неоднократно говорил и говорю, что цены, которые сложились на рынке Беларуси для корпоративного сегмента ещё в тот период, когда основные операторы не разделяли тарифные планы для частного и корпоративного сектора, сложились исторически. И для корпоративного сегмента наши цены значительно ниже, чем у наших соседей.

Одна составляющая любого тарифа – это ARPU, тот платеж, который оплачивает компания. Вторая часть – «за что» платит компания. И эта часть зависит от многих факторов. Например, от того, где расположен контент. У нас расположен, к сожалению, далеко – не в Беларуси. И при этих условиях, к сожалению, это наполнение тяжело обеспечить.

Но вернемся к ARPU. Со всей ответственностью говорю, что ARPU в Беларуси, как в частном, так и в корпоративном сегменте, ниже, чем у наших соседей.

Я ожидаю, что какие-то изменения для компаний последуют, возникнут новые тарифы… Но провоцировать на рынке дальнейшее изменение цен на корпоративном рынке Атлант Телеком не будет. Но если такие изменения придут извне, мы на них ответим адекватно.

– Если говорить не о ценовых, а о технологических вопросах? Недавно ваша компания получила право на оказание голосовых услуг…

– В ближайшее время (2009 год) я не ожидаю больших технологических прорывов. Да, появятся новые услуги – например, голосовые. «Атлант Телеком» рассматривает их исключительно как нишевые, как дополнительные. Возможно, пойдет расширение сети Wi-Fi, которой сейчас занимается только «Белтелеком». Я не ожидаю, что будут высвобождены частоты по всей Беларуси для WiMAX или 3G – опытные зоны будут организованы, но по всей Беларуси этот вопрос не будет решен.

С другой стороны, над тем, чтобы такой прорыв мог произойти, работает, и очень сильно, ассоциация «Белинфоком», в которую мы входим. Я думаю, это принесет результат и технологический прорыв безусловно последует.

– Довольны ли вы, как один из учредителей «Белинфоком», положением дел в Ассоциации, какие у неё есть планы, насколько эффективна и полезна для вас и для других участников рынка деятельность Ассоциации?

– Очень полезна, крайне эффективна, даже «чрезвычайно» эффективна. При этом я уже упомянул направление обеспечения технологического прорыва в будущем – его нужно готовить. Готовить посредством снятия законодательных барьеров и работы над нормативными вопросами. Ни один оператор, даже такой мощный, как МТС или Velcom, на сегодняшний день самостоятельно с такими вопросами не справился. В рамках Ассоциации, где мы формируем консолидированное мнение, к нам прислушиваются и это чрезвычайно полезно для рынка в целом – не только для членов Ассоциации.

– Как будет развиваться рынок провайдинга в Беларуси? Какие тенденции вы видите?

– Глобальных операторов, действующих в объемах республики, будет немного – их и сейчас немного. Возможно, их будет трое – не думаю, что больше. Нишевые – да, они будут. Те, которые сейчас достаточно заметны на рынке со временем тоже могут уйти в нишу. Общее количество операторов в ближайшие три-четыре года будет расти. Потом, на этапе консолидации, их число будет сокращаться, но в любом случае их будет достаточно много.

– Ваше пожелание нашим читателям?

– Надежных партнеров, надежной связи.

Досье: Игорь Сукач

Игорь Сукач родился в 1965г. в Риге. В Минск приехал в 1972 г. В 1989г. окончил Будапештский технический университет, в 1993г. – аспирантуру Минского радиотехнического института на кафедре ЭВМ. Работает в «Атлант Телекоме» с его основания. С 2000г. – директор. Женат, двое детей.


Нужные услуги в нужный момент