Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Константин Горбатиков | Фото предоставлено КонстантиномДержа в уме изменения местного законодательства и глобальный финансовый кризис, многие пользователи всерьез задумываются о том, насколько сильно подорожают компьютеры и комплектующие в нашей отдельно взятой стране.
 
О «железном» рынке Беларуси и его перспективах в этот понедельник IT.TUT.BY беседует с Константином Горбатиковым, директором молодого, но очень активного дистрибьютора Айти-тай (IT-Tai), получившего в конце лета «авторизацию» Samsung.

– Константин, как бы вы оценили нынешнее состояние рынка компьютеров и комплектующих в Беларуси? Прослеживаются ли какие-то тенденции в последнее время? Можете ли оценить суммарный объем рынка компьютеров и (или) комплектующих за минувший год (в деньгах) и сделать прогноз на год нынешний?

Вот наиболее очевидные цифры: IT-рынок «железа» Беларуси на протяжении последних 5 лет увеличивается на 15-20% ежегодно. Наибольший положительный тренд к общему росту рынка происходит в сегментах сетевого оборудования и ноутбуков. Основным драйвером роста «железного» рынка в штучном выражении являются ноутбуки. Рост продаж стационарных компьютеров в 2008 году по сравнению с предыдущим годом могу оценить в 8% и для ноутбуков в 30%. Судя по исследованиям, можно утверждать, что объем продаж ноутбуков в Беларуси уже в 2010 году сравняется с объемом продаж стационарных компьютеров.

Наиболее продаваемы бюджетные модели ноутбуков стоимостью $600-700, их доля составляет 70% от всего объема продаж. Предполагаю, что к концу текущего года удельный вес ноутбуков в общем объеме продаж компьютеров в РБ составит приблизительно 28%.

Таким образом, к концу текущего календарного года можно ожидать, что будет продано около 240-260 тыс. компьютеров, из них 70-80 тыс. ноутбуков. Около 3% от общей величины продаж придется на различное серверное оборудование. Количество продаваемого периферийного оборудования и компьютерных комплектующих можно узнать из официальной статистики или используя метод коэффициентов. Объем «железного» рынка в деньгах также легко посчитать, если воспользоваться приведенными выше цифрами. Таким образом, очевидно, насколько сегмент ИТ мал в масштабе экономики страны с 50 млрд. ВВП.

– Вы говорите что «железный» ИТ сегмент в ВВП мал. В то же время ваш коллега, глава компании «Компьютеры и периферия» Дмитрий Якимахо считает, что доля ИТ рынка в ВВП могла бы сильно возрасти с перекрытием "серых" каналов поставок. Насколько вы разделяете это мнение? Вообще, каково ваше отношение к "серым" поставкам?

– С Дмитрием мы знакомы давно, и к его мнению стоит прислушиваться т.к. он один из старожилов нашего «железного» ИТ рынка.

Влияние «серых» да и «черных» поставок на размер ВВП, с точки зрения макроэкономики обсуждать не корректно, т.к. этот товар находит там свое числовое отражение. Обращаю ваше внимание на существенное различие в понятиях «железный» ИТ рынок компьютеров и «IT-индустрия».

Из каких составляющих получилось 1,5% ВВП, т.е. 750 млн. долларов США, мне не известно. Возможно, здесь применен кумулятивный расчет: учтена розничная ИТ торговля, дистрибуция (оборудование, комплектующие и ПО), корпоративные поставки (оборудование и ПО), собственное производство компьютерной техники, реализация «коробочного» ПО собственных разработок, разработки индивидуальных проектов (ERP, CRM), строительство сетей и телекоммуникаций, ИТ обучение, техобслуживание и т.д.

Мое отношение к «серому», т.е. официально ввезенному в страну товару из других регионов – терпимое. Проясню позицию: чаще всего такой товар появляется в стране из-за двух основных причин – либо слабого и ленивого дистрибутора, либо алчного менеджера у вендора, который создает ценовую дискриминацию на соседних рынках.

Компания Айти-Тай начала свой бизнес с чистого листа и занимается «белой» торговлей только официально ввезенного товара и будет продолжать работать в правовом поле нашего государства.

– А нынешняя ситуация с ростом легального компьютерного розничного бизнеса – это случайная цепочка событий или устойчивая тенденция?

– Если посмотреть на заслуживающие уважения макроэкономические достижения РБ за последние 5 лет, то понятно, почему растет фактическое благосостояние населения и почему стали появляться современные торговые сети, которые хотят работать и зарабатывать стабильно долго. Мой ответ на вопрос – время пришло для стабильного развития торговых сетей.

– Можете ли вы дать свой прогноз относительно развития «железной розницы» в Беларуси? Будет ли происходить медленное развитие белорусских розничных сетей, либо в страну придут крупные международные либо российские компании?

– По данным официальных источников, в 2007 году торговыми организациями розничной сети Беларуси было продано 6,5 тыс. компьютеров, и это на 72% больше по сравнению с 2006 годом. Разумеется, что эти цифры у экспертов могут вызвать самые разные эмоции.

Я считаю, что в ближайшие года «подстриженные» белорусские ИТ компании не смогут нарастить достаточные ресурсы, чтобы развиться и создать значительные барьеры для входа иностранным игрокам.

Конечно, было бы очень хорошо для развития нашего общества, чтобы у руля ведущих розничных ИТ компаний были именно соотечественники, инвестирующие свой опыт, знания и средства в развитие Беларуси, а не заграничные партнеры, у которых только одна мотивация – заработать деньги.

– Кстати, можно ли говорить об интересе зарубежных игроков к белорусскому розничному рынку, если даже крупные российские ритейлеры к нам, мягко говоря, не спешат?

– Да, можно, так как интерес у иностранного капитала к ИТ сегменту Беларуси существует, однако многих смущают некоторые местные особенности. Между прочим, обратите внимание на примере АФК «Система», РУСАЛ и Альфа Групп, на каком уровне следует прорабатывать проекты, чтобы получить определенные гарантии. При успешной реализации инвестиционных проектов такого уровня, через пару лет подтянется к нам и нишевый зарубежный бизнес. Кстати, в розничной торговле его уже достаточно много.

– Ожидаете ли вы каких-то масштабных, революционных изменений на рынке компьютерного «железном» ИТ-рынке Беларуси, или он будет развиваться скорее в эволюционном ключе?

– Надеюсь на динамичное эволюционное развитие ИТ Беларуси, ведь любая «революция» – это зло, и пусть даст нам бог ума и выдержки избегать таких проявлений.

Также рассчитываю на грамотное отношение министерств и различных ведомств к регулированию экономики.

– Скажите, а как влияет сейчас и как может повлиять в ближайшем будущем мировой финансовый кризис на работу белорусских поставщиков «железа»?

– Кризис зацепил всех. Для предприятий он проявляется возросшей стоимостью денежных ресурсов. К примеру, в Москве ставки подскочили выше 22% годовых! Многие наши банки несут серьезные нагрузки, наигравшись на Форексе и фондовом рынке России. Когда все обсуждают обвал рынка акций США (1,2 трлн. долларов за один день, т.е. Dow Jones потерял 7%), предлагаю обратить внимание на масштаб проблемы у соседей: конфликт с Грузией, падение цен на нефть, общий отток капитала в связи с кризисом. Результат – фондовый рынок России упал на 48 процентов! Теперь сделайте сами вывод, кто больше всех в мире пострадал за последние два месяца и куда ориентирован промышленный экспорт Беларуси. Разумеется, все эти события еще долго будут оказывать негативное влияние на объемы продаж ИТ.

– Что ждать пользователям и поставщикам компьютерного оборудования от постановления Минэкономики N183, отменившего печально известное N179? Изменится ли ситуация с нового года?

– Серьезных оснований для беспокойства нет, здравая логика берет верх. Решения принимают люди, а в Министерстве Экономики работают одни из самых компетентных специалистов нашей страны. Хотя, если откровенно говорить, то на их месте я бы не хотел сейчас оказаться.

– Т.е. колебания цен не превысят среднесезонных?

– На изменение среднерыночной цены на компьютерные комплектующие влияние оказывают две величины: колебание спроса и объем суммарного предложения. Спрос в ближайшей перспективе сохранится в предсказуемых границах, так как основные риски для экономики прогнозируемы, в том числе исключаем и ценовой шок на энергоносители. Предложение комплектующих, как и весь ИТ-товар, будет, безусловно, государством регулироваться через доступные ему механизмы.

Хотя компьютерные комплектующие – это импортный товар, оказывающий влияние на внешнеторговый баланс страны, однако именно этот товар очень необходим для развития экономики и ее конкурентоспособности в современном мире передовых технологий. Вывод – в краткосрочном периоде для волнений нет причин.

– Константин, а какое значение придает ваша компания подписанному с Samsung Electronics соглашению?

– Поскольку продукты Samsung входят в группу товаров образующих наш базовый портфель, то подписание контракта имеет важное значение для развития компании.

– Айти-тай, прямо скажем, сравнительно молода. Как же ей удалось стать третьим официальным дистрибутором одного из крупнейших ИТ-брендов всего за год работы?

– Если взглянуть на суровую статистику, то оказывается, что до своего 10-летия доживают не более 4% компаний, особенно в Беларуси. Однако надо учитывать, что Айти-Тай – это в первую очередь люди, со своими знаниями и сформированным уровнем авторитета. В компании подобралась именно сбалансированная команда, у которой есть и опыт и желание серьезно развиваться. Эти ключевые факторы и лежат в основе понимания представительством Samsung Electronics нашей роли в развитии белорусского рынка информационных технологий.

– Хорошо. А на какие продуктовые группы Samsung вы будете делать ставку в первую очередь?

– Основное внимание будет уделяться мониторам, ноутбукам и принтерам. Однако это не значит, что приводы и жесткие диски останутся без внимания. Совершенно точно могу сказать, что и с менеджерами, отвечающими за эту группу товаров, проводятся конкретные обсуждения по содержанию и планированию действий в выбранном направлении.

– NEC, Logitech, Samsung... Кто следующий? Есть ли у IT-Tai планы по количественному и качественному наполнению «портфеля брендов»?

– Да, будут еще несколько корректировок, и к ноябрю текущего года этап формирования базисной группы будет практически завершен. Портфель будет состоять из десяти вендоров.

– А по какому из брендов у вас сейчас наибольшие объемы продаж? Какую марку вы считаете для себя наиболее перспективной?

– Поскольку по основным продуктовым группам портфель компании становится достаточно сбалансированный, то и явного фаворита сложно выделить. Мотором нашей торговли в ближайшем будущем будут перечисленные в предыдущем вопросе вендоры.

– Какое место Айти-тай, по вашим оценкам, занимает среди белорусских дистрибуторов компьютерной техники сейчас? И каковы ваши планы в этом отношении?

– Отвечая на этот вопрос, необходимо уточнить «систему координат». В Беларуси «чистых» ИТ дистрибуторов несколько, этот вид торговли накладывает на компанию большие риски и ответственность при низкой маржинальности.. Айти-Тай – это компания, которая действительно молодая, и, тем не менее, в некоторых сегментах играет уже значительную роль. За период своего существования компания уже была отмечена несколькими наградами за вклад в развитие ИТ-рынка РБ.

– Хорошо, переформулирую вопрос так: в каких сегментах ваша компания уже играет значительную роль и в каких бы вы хотели ещё "подрасти"?

– Компания довольно хорошо зарекомендовала себя в сегменте аксессуаров, акустики, комплектующих и периферии. В ближайший год основной рост ожидается в сегменте периферии.

– Повлияет (повлияло) ли недавнее открытие официального представительства HP на вашу работу с этой компанией? Вообще, имеет ли значение наличие белорусского офиса того или иного производителя для качественной работы дистрибьютора?

– НР – это вендор, который присутствует на нашем рынке очень давно и, конечно, у нас сформирован определенный уровень сотрудничества. Появление компании «Хьюлетт-Паккард Бел» с правом хозяйственной деятельности и полноценным офисом – это, конечно, ответственный шаг. Насколько именно такие инвестиции необходимы НР на данном этапе, да и куда смещается роль дистрибуторов – время покажет.

– Спасибо за интересную аналитику и цифры, финальный вопрос вам: что пожелаете нашим читателям?

– Хочу пожелать всем читателям IT.TUT.BY стремиться создавать в своей жизни различные блага не только для себя, но и для окружающих людей.

Константин Горбатиков о себе

Родился и вырос в Беларуси. Имею техническое и экономическое образование. С 1999 года связан с ИТ бизнесом. Люблю слушать качественную инструментальную музыку. Увлекаюсь охотой.


Нужные услуги в нужный момент