• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  2. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  3. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  4. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  5. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  6. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  7. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  8. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  9. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  10. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  11. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  12. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  13. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  14. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  15. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  16. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  17. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  18. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  19. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  20. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  21. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  22. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  23. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  24. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  25. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  26. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  27. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  28. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  29. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  30. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке


Изображение с сайтаСостоявшаяся на прошлой неделе конференция «Деловой Интернет» сделала несколько прозрачнее рынки онлайновой рекламы, поисковой оптимизации и сопутствующих услуг. Круглые столы, посвященные интернет-рекламе и оптимизации, породили вокруг себя массу ожиданий накануне конференции и еще больше впечатлений после нее.
 
Признаться, от круглого стола по рекламе многие ожидали большего. Видимо, в зале собрались слишком уж авторитетные гуру белорусского маркетинга. Как говорят американцы – «overqualified». Говорили они такие вещи, что, с одной стороны, придраться особо было не к чему, а с другой – чего-то нового услышать также не пришлось.

Реклама: цифры и структура

Было повторено, что рынок интернет-рекламы в Беларуси составит в этом году около 6 млн долларов, что вдвое выше прошлогоднего показателя. Более того, это очередной психологический рубеж: он означает, что интернет-реклама перегонит по объемам рекламу на радио.

В этой сумме контекстная реклама занимает весьма незначительную долю, в отличие от многих развитых рынков, где она на равных конкурирует с традиционными баннерами (медийная реклама). С одной стороны, любой рекламный рынок – зеркало экономики, а контекстная реклама в частности – зеркало малого бизнеса и конкуренции. С другой стороны, традиционные рекламодатели в «контексте» – интернет-магазины – сосредоточены на двух площадках: shop.by и shop.tut.by. Наконец, с третьей стороны – баннер купить зачастую проще и при этом сравнительно недорого даже на самых популярных площадках.

Понять, сколько белорусские рекламодатели тратят на контекст, помог «Яндекс»: по словам руководителя «Яндекс.Директ» Евгения Ломизе, при доле белорусов в 1,8% на поиске Яндекса их доля в доходах компании – 0,2%. Получается, что белорусы потратили на «Директ» около 320 000 долларов (доходы «Яндекса» за 2007 год – около 160 млн). Кое-что тратится белорусскими компаниями и на Google AdWords, и на Бегун, но, по оценкам автора, эти суммы намного меньше. Скорее всего, суммарная цифра едва дотягивает до 0,5 млн долларов в год.

Доходы площадок

Парадоксально, но факт: отечественные сайты зарабатывают на контекстной рекламе больше, чем тратят на нее рекламодатели. Возможно, даже в разы. Как такое может быть? Дело в том, что в основном на наших сайтах размещается российская реклама.

Автор берет на себя смелость утверждать, что белорусские сайты получают более 0,5 млн долларов в год с контекстной рекламы. Методика расчета проста.

Белорусских сайтов, размещающих у себя Яндекс.Директ, около 150. Из статистики по рекламным кампаниям наших клиентов (мы остановились на 13) в Яндекс.Директе были выбраны те площадки, где показывалась реклама. Всего таких площадок оказалось 6490. Далее этот список был соотнесён с каталогом сайтов — таким образом мы получили перечень белорусских сайтов (не только в домене .by), которые размещают у себя Яндекс.Директ. Их оказалось 193. Можно было пойти и другим путем – например, запустить скрипт, который бы обошел все сайты каталога и проверил на них наличие кода рекламной сети: цифры будут практически идентичны. Согласно официальным данным «Яндекса», средний партнер рекламной сети «Яндекса» зарабатывает в месяц 7000 российских рублей (около 260 долларов).

Таким образом, суммарный доход белорусских сайтов составляет 150*260=50 000 долларов в месяц или 600 000 в год. Владея точной цифрой по доходам TUT.BY как члена рекламной сети «Яндекса», можно не сомневаться, что результат достаточно близок к реальности. Добавим к этому доходы вебмастеров от аналогичных систем – Бегун, Google Adsense, Блогун и проч. Впрочем, результат вряд ли дотянет до миллиона.

Еще один важный источник дохода для площадок – размещение платных ссылок, которые покупают оптимизаторы, чтобы улучшить позиции в выдаче продвигаемого сайта. «Сводничество» площадок и заказчиков обеспечивают так называемые биржи ссылок. Крупнейшая из них – sape.ru. По нашим оценкам, через них продают ссылки не менее 1200 сайтов (это только те, которые широко известны), реально же эта цифра может быть гораздо выше и доходить до 5-7% от общего числа сайтов в Байнете. Вычислить объем этого рынка в деньгах – задача нетривиальная, но, скорее всего, он вполне сопоставим с доходами площадок от размещения контекстной рекламы. Наиболее успешные из них зарабатывают 1000 долларов в месяц и более.

Поисковая оптимизация

Круглый стол по поисковой оптимизации (SEO) — это антипод рекламной дискуссии, на котором нашлось место и дебатам с залом, и ожесточенным спорам. Важный итог собрания – его участники, по сути, сошлись на том, что оптимизаторы зарабатывают около миллиона долларов в год на белорусских заказчиках. Если же включать в этот рынок экспорт услуг (российские и западные заказы), то эта цифра может оказаться в десять раз больше. Дело в том, что специализированные компании, работающие с западными заказчиками, решают задачи совершенно иного порядка и уровня сложности.

Да и специалисты-фрилансеры работают больше на себя, продвигая не сайты заказчиков, а собственные сайты, подключенные к партнерским программам зарубежных интернет-магазинов, казино, туристических компаний и проч. В таких схемах доходы могут достигать десятков тысяч долларов в месяц. Три успешных фрилансера-манимейкера – миллион в год. Правда, к рынку поисковой оптимизации в полной мере их отнести уже нельзя.

Справка etc/Сеть

Увлекшись подсчетом денег в чужих карманах, мы совершенно забыли сказать об аудитории белорусского интернета, которой была посвящена целая секция. Марина Соловьева представила данные компании Gemius. Данная компания провела в августе установочное исследование интернет-аудитории в Беларуси и выяснила, что 28% наших сограждан в возрасте от 15 до 74 лет хотя бы раз в месяц пользуются интернетом. Благодаря этому в скором времени мы сможем наблюдать статистику посещаемости сайтов в разрезе социально-демографических характеристик их посетителей (пол, возраст, доход). Кроме того, онлайн-панель для исследования аудитории Байнета готовит лаборатория «Новак». Первые результаты по обоим исследованиям ожидаются к концу текущего года.

Александр ЧЕКАН


-15%
-5%
-50%
-30%
-20%
-20%
-70%
-10%
-30%
0068422