• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама

Белорусские интернет-рынки: растем!


Изображение с сайтаСостоявшаяся на прошлой неделе конференция «Деловой Интернет» сделала несколько прозрачнее рынки онлайновой рекламы, поисковой оптимизации и сопутствующих услуг. Круглые столы, посвященные интернет-рекламе и оптимизации, породили вокруг себя массу ожиданий накануне конференции и еще больше впечатлений после нее.
 
Признаться, от круглого стола по рекламе многие ожидали большего. Видимо, в зале собрались слишком уж авторитетные гуру белорусского маркетинга. Как говорят американцы – «overqualified». Говорили они такие вещи, что, с одной стороны, придраться особо было не к чему, а с другой – чего-то нового услышать также не пришлось.

Реклама: цифры и структура

Было повторено, что рынок интернет-рекламы в Беларуси составит в этом году около 6 млн долларов, что вдвое выше прошлогоднего показателя. Более того, это очередной психологический рубеж: он означает, что интернет-реклама перегонит по объемам рекламу на радио.

В этой сумме контекстная реклама занимает весьма незначительную долю, в отличие от многих развитых рынков, где она на равных конкурирует с традиционными баннерами (медийная реклама). С одной стороны, любой рекламный рынок – зеркало экономики, а контекстная реклама в частности – зеркало малого бизнеса и конкуренции. С другой стороны, традиционные рекламодатели в «контексте» – интернет-магазины – сосредоточены на двух площадках: shop.by и shop.tut.by. Наконец, с третьей стороны – баннер купить зачастую проще и при этом сравнительно недорого даже на самых популярных площадках.

Понять, сколько белорусские рекламодатели тратят на контекст, помог «Яндекс»: по словам руководителя «Яндекс.Директ» Евгения Ломизе, при доле белорусов в 1,8% на поиске Яндекса их доля в доходах компании – 0,2%. Получается, что белорусы потратили на «Директ» около 320 000 долларов (доходы «Яндекса» за 2007 год – около 160 млн). Кое-что тратится белорусскими компаниями и на Google AdWords, и на Бегун, но, по оценкам автора, эти суммы намного меньше. Скорее всего, суммарная цифра едва дотягивает до 0,5 млн долларов в год.

Доходы площадок

Парадоксально, но факт: отечественные сайты зарабатывают на контекстной рекламе больше, чем тратят на нее рекламодатели. Возможно, даже в разы. Как такое может быть? Дело в том, что в основном на наших сайтах размещается российская реклама.

Автор берет на себя смелость утверждать, что белорусские сайты получают более 0,5 млн долларов в год с контекстной рекламы. Методика расчета проста.

Белорусских сайтов, размещающих у себя Яндекс.Директ, около 150. Из статистики по рекламным кампаниям наших клиентов (мы остановились на 13) в Яндекс.Директе были выбраны те площадки, где показывалась реклама. Всего таких площадок оказалось 6490. Далее этот список был соотнесён с каталогом сайтов — таким образом мы получили перечень белорусских сайтов (не только в домене .by), которые размещают у себя Яндекс.Директ. Их оказалось 193. Можно было пойти и другим путем – например, запустить скрипт, который бы обошел все сайты каталога и проверил на них наличие кода рекламной сети: цифры будут практически идентичны. Согласно официальным данным «Яндекса», средний партнер рекламной сети «Яндекса» зарабатывает в месяц 7000 российских рублей (около 260 долларов).

Таким образом, суммарный доход белорусских сайтов составляет 150*260=50 000 долларов в месяц или 600 000 в год. Владея точной цифрой по доходам TUT.BY как члена рекламной сети «Яндекса», можно не сомневаться, что результат достаточно близок к реальности. Добавим к этому доходы вебмастеров от аналогичных систем – Бегун, Google Adsense, Блогун и проч. Впрочем, результат вряд ли дотянет до миллиона.

Еще один важный источник дохода для площадок – размещение платных ссылок, которые покупают оптимизаторы, чтобы улучшить позиции в выдаче продвигаемого сайта. «Сводничество» площадок и заказчиков обеспечивают так называемые биржи ссылок. Крупнейшая из них – sape.ru. По нашим оценкам, через них продают ссылки не менее 1200 сайтов (это только те, которые широко известны), реально же эта цифра может быть гораздо выше и доходить до 5-7% от общего числа сайтов в Байнете. Вычислить объем этого рынка в деньгах – задача нетривиальная, но, скорее всего, он вполне сопоставим с доходами площадок от размещения контекстной рекламы. Наиболее успешные из них зарабатывают 1000 долларов в месяц и более.

Поисковая оптимизация

Круглый стол по поисковой оптимизации (SEO) — это антипод рекламной дискуссии, на котором нашлось место и дебатам с залом, и ожесточенным спорам. Важный итог собрания – его участники, по сути, сошлись на том, что оптимизаторы зарабатывают около миллиона долларов в год на белорусских заказчиках. Если же включать в этот рынок экспорт услуг (российские и западные заказы), то эта цифра может оказаться в десять раз больше. Дело в том, что специализированные компании, работающие с западными заказчиками, решают задачи совершенно иного порядка и уровня сложности.

Да и специалисты-фрилансеры работают больше на себя, продвигая не сайты заказчиков, а собственные сайты, подключенные к партнерским программам зарубежных интернет-магазинов, казино, туристических компаний и проч. В таких схемах доходы могут достигать десятков тысяч долларов в месяц. Три успешных фрилансера-манимейкера – миллион в год. Правда, к рынку поисковой оптимизации в полной мере их отнести уже нельзя.

Справка etc/Сеть

Увлекшись подсчетом денег в чужих карманах, мы совершенно забыли сказать об аудитории белорусского интернета, которой была посвящена целая секция. Марина Соловьева представила данные компании Gemius. Данная компания провела в августе установочное исследование интернет-аудитории в Беларуси и выяснила, что 28% наших сограждан в возрасте от 15 до 74 лет хотя бы раз в месяц пользуются интернетом. Благодаря этому в скором времени мы сможем наблюдать статистику посещаемости сайтов в разрезе социально-демографических характеристик их посетителей (пол, возраст, доход). Кроме того, онлайн-панель для исследования аудитории Байнета готовит лаборатория «Новак». Первые результаты по обоим исследованиям ожидаются к концу текущего года.

Александр ЧЕКАН


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY