Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайтаВопросов к «Белтелекому» у пользователей интернетом и телефонной связью – великое множество. А с появлением новой услуги – IP-телевидения – стало еще больше. «Интерактивное телевидение» заинтересовало любителей различных новшеств, тем более что IPTV имеет ряд функций, не свойственных обычному телевидению.
 
На вопросы обозревателя портала www.interfax.by о возможностях и перспективах IP-телевидения в Беларуси, а также о развитии интернета и телефонной сети в нашей стране ответил генеральный директор РУП «Белтелеком» Константин Тикарь.

– Насколько экономически целесообразен запуск IPTV в Беларуси? Ведь в России, где IPTV развивается с 2001 года, число абонентов достигло лишь 240 тысяч – в преломлении на нашу страну, население которой в 13 раз меньше, наш «потолок» на данный момент составляет 20 тысяч абонентов...

– О масштабах России говорить не стоит. IPTV активно развивается лишь в Москве и Санкт-Петербурге как в показательных городах, где есть спрос. К тому же не во всех случаях операторы предлагают интерактивные возможности телевидения, хотя бы простую «паузу» и «смещение во времени». Даже сейчас не все операторы способны предложить хоть какой-то минимальный интерактив.

IPTV становится окупаемым проектом при абонентской базе в 50 тысяч. Это вполне реальная база. Для Беларуси реально и большее число абонентов, однако на такие сложные и недешевые услуги она не формируется за 1 день, это нормально. А, так называемый «потолок», это техническая возможность, которая расширяется по мере модернизации оборудования и сети.

– Какими способами планируется пополнять базу абонентов?

– Шаги по продвижению, новые маркетинговые предложения, новые пакеты программ плюс совершенствование сети передачи данных и улучшение качества «последней» мили – все в комплексе увеличит нашу абонентскую базу цифрового интерактивного телевидения IPTV.

– Качество услуги по трансляции IPTV изначально вызвало немало нареканий у абонентов. Есть проблемы и сейчас, однако «Белтелеком» еще до устранения проблем поспешил предложить продукт в регионах, сопроводив это массированной рекламной кампанией. С чем связана такая спешка?

– Массированная рекламная кампания на самом-то деле еще даже и не начиналась. «Белтелеком» с июля только знакомит абонентов с новым сервисом. Что касается технической составляющей, то мы знаем, что у абонентов к нам высокие требования и ожидания. Да, есть случаи, где абонентская линия – медная пара, к которой мы подключаем телефон, интернет – не в идеальном состоянии, и могут возникать определенные проблемы. К тому же сервис, который предлагается, сложный и отточить все нюансы можно только при его транслировании на массовую аудиторию. Вопросы с качеством абонентской линии решаются ее тестированием и заменой.

– Подключиться к IPTV может далеко не каждый – существуют определенные технические проблемы. Сколько процентов жителей Беларуси даже при желании не смогут стать абонентами?

– Как было сказано выше, все зависит от состояния абонентской линии и удаленности абонента от АТС. И это не относится к категории технических проблем, это особенности абонентской линии. Для того чтобы обеспечить качественную передачу сигнала, необходима скорость не менее 4 Мбит/с, а лучше – больше, чтобы была возможность параллельно пользоваться доступом в интернет и звонить. Для таких скоростей расстояние от абонента до АТС не должно превышать 800 метров. Поэтому рассматриваются все заявки на наличие технической возможности. Учитывая, что услуга не социальная и ей никогда не станет, IPTV не претендует на роль единственной возможности смотреть более 4 телеканалов. Хотя во многих случаях, куда кабельные операторы не добрались и не доберутся, наше IPTV такой возможностью как-раз-таки является. Мы уже имеем подключения даже в населенных пунктах, где 3-4 тысячи жителей.

– Почему в пакет «Премьера», предлагаемый абонентам, входят далеко не самые популярные телеканалы? Едва ли это способствует росту популярности IPTV в Беларуси, так как практически все эти телеканалы входят в пакеты операторов кабельных сетей...

– Давайте не будем мыслить шаблонно! Много ли вы знаете альтернативных «популярным» телеканалов? Смотреть десятилетиями одно и то же, это еще не значит смотреть самое лучшее. Мы ставили своей задачей предложить не просто цифровое интерактивное телевидение, а предложить альтернативные существующим телеканалы. На стадии развития и внедрения услуги мы прислушиваемся к абонентам и корректируем список телеканалов. Новые каналы наоборот способствуют популяризации IPTV, кроме того привычные всем белорусские и российские каналы в нашем предложении есть. Кроме того, мы выбираем телеканалы, которые не боятся вещания в интерактивном формате. Многие производители, по известным только им причинам, не торопятся с наделением своих продуктов интерактивностью.

– Возникает вопрос с рекламой – останутся ли на телеканалах, транслирующихся IPTV, «родные» рекламные блоки или же они будут заменяться «Белтелекомом» и ваше предприятие будет продавать рекламное время? И как относятся рекламодатели к тому, что одним из главных достоинств IPTV считается возможность «перемотать» рекламу?

– Мы покупаем у правообладателей эфир и транслируем его в своей сети. Мы даже не занимаемся составлением сетки вещания для каждого канала. Каждый канал транслируется нами таким, каким он к нам и поступает, поэтому вопросы о содержании, в том числе и наличии рекламных роликов, должны решаться, как минимум, на уровне правообладателя, представляющего канал в Беларуси.

По поводу того, что можно перемотать рекламу – ну это немного спорный вопрос. Вы же не станете ставить на паузу эфир только для того, чтобы через минуту промотать его? Перемотка, как вы знаете, возможна только назад с настоящего момента, и назад и вперед, если трансляция состоялась определенное время назад. Машину времени, чтобы проматывать эфир вперед, еще не изобрели. Тем более реклама, как известно, двигатель прогресса, и за рекламные деньги создаются фильмы и шоу, которые так любят зрители.

– Когда будет возможность воспользоваться всеми возможностями IPTV?

– Не существует урезанной версии IPTV. Цифровое интерактивное телевидение имеет много функций, которые устанавливаются исходя из потребностей пользователей. Сочетание функций может быть предложено в разных комбинациях. Приведенный вами российский пример в начале 2000-х годов имел в себе единственную возможность – смотреть телевидение так же, как вы это делаете в случае с обычным ТВ. «Белтелеком» уже на первом этапе предлагает вполне оправданный функционал: электронная версия программ телепередач, пауза, перемотка назад, отложенный просмотр, родительский контроль. При только растущей абонентской базе это замечательный набор функций. Тем более с точки зрения развития услуги, она не может содержать в себе все сразу, иначе не будет задела для развития, и не будет конкуренции на рынке среди операторов IPTV. Ведь именно добавление возможностей позволит абонентам выбирать более подходящего поставщика услуг.

Мы знаем, что многих волнует вопрос «видео по запросу» или «виртуальный кинозал». Для этих сервисов необходимо иметь актуальную базу абсолютно легальных лицензионных фильмов. IPTV имеет конкретный план развития, поэтому новые дополнительные сервисы обязательно появятся среди возможностей IPTV.

– Ни для кого не секрет, что интернет в Беларуси, пожалуй, самый дорогой в Европе. С чем это связано и не является ли следствием того, что «Белтелеком» является монополистом на этом рынке?

– К сожалению, самые продвинутые и информированные пользователи сети, умеющие считать свои деньги, не учитывают, что в стране живет около 10 миллионов человек, и практически все они пользуются, пожалуй, самой дешевой в Европе стационарной телефонной связью.

Кроме того, необходимо учитывать, что цена на услуги находится в прямой зависимости от величины абонентской базы. Проводя параллели с Европой, стоит сравнить тогда не только цены, но и величину абонентских баз, а заодно и длительность пребывания услуг на европейских рынках и на нашем. На белорусском рынке активное развитие услуг широкополосного доступа началось несколько позже, поэтому мы пока отстаем и по количеству абонентов, и по уровню цен. Ведь чем больше абонентов, тем больше возможностей снизить цены, что Белтелеком регулярно и делает. При этом стоит отметить, что цена на доступ в интернет постоянно падает, несмотря на то, что стоимость стационарной телефонной связи мы удерживаем на очень доступном уровне.

Вот, для примера, возьмем страны, схожие с Беларусью по населению и телефонной плотности: Чехию, Грецию, Венгрию, Португалию, Швецию. Население этих стран от 9,1 млн. (Швеция) до 11,1 млн. (Греция), а плотность телефонных аппаратов от 20,5% (Чехия) до 52,8% (Швеция). Средняя телефонная плотность по этим странам 35,5% (в Беларуси порядка 37%) При этом на начало 2008 года всех видов широкополосного доступа было в Греции 1 млн., а в Швеции 2,8 млн., в остальных странах в районе 1,5 млн. абонентов. В Беларуси в январе насчитывалось всего 120 тысяч абонентов всех видов ШПД, а к концу года уже только «Белтелеком» придет с базой в 150 тысяч, а суммарная база операторов будет более 250 тысяч. То есть за год количество абонентов выросло в 2 раза. Однако в упомянутых выше европейских странах ситуация иная – там нет таких темпов прироста, их рынки близки к насыщению, конкуренция лежит уже не в ценовой плоскости. Их абонентские базы позволили операторам опустить цены практически до нижнего предела. В Беларуси же острая конкурентная борьба развернулась только в середине 2006 года. У нас еще колоссальный запас для роста абонентских баз операторов, и колоссальный запас для улучшения предложений для абонентов. Отсюда вывод: с ростом количества абонентов снижается стоимость доступа либо улучшаются условия работы в сети в рамках существующих ценовых предложений.

– Развитие Wi-Fi в нашей стране оставляет желать лучшего, хотя за рубежом беспроводной интернет уже обычное явление. У нас же, скажем, в областных городах имеется всего по 5-6 точек доступа. Да и в Минске не все ладно. С чем связан слабый прогресс Wi-Fi в нашей стране?

– Как уже отмечалось, в нашей стране развитие телекоммуникационных технологий идет с некоторым опозданием. Это относится и к технологии Wi-Fi. Говоря о слабом прогрессе Wi-Fi в нашей стране, не стоит забывать о том, что этим пока занимается только «Белтелеком», а также о том, что коммерческое использование этой технологии началось только в 2008 году. Вопрос получения другими интернет-операторами прав на коммерческое использование радиочастотного ресурса находится за пределами компетенции «Белтелеком». Однако мы считаем, что это дело времени, и в будущем в нашей стране появятся другие операторы Wi-Fi.

И еще один нюанс. Не только операторы развивают Wi-Fi сети, но и сами объекты, заинтересованные в Wi-Fi на своей территории. В мировой практике кафе, гостиница или вокзал покупает у интернет-оператора канал доступа, ставит точку доступа, рассчитывается с оператором за услуги и делает свободный доступ для своих клиентов. Операторы, как правило, доступ в свои сети предоставляют с помощью скрэтч-карт.

«Белтелеком» продает скрэтч-карты с логином и паролем. Также логин и пароль за аналогичную картам стоимость можно получить через смс-запрос в сети сотового оператора МТС. Кроме того, для абонентов byfly проходит акция по предоставлению100Мб бесплатного трафика ежемесячно. И стоит ли говорить, что у нас самый дешевый Wi-Fi доступ хотя бы по сравнению с нашими соседями? Если час нашего Wi-Fi стоит 1600 рублей, то у российского Комстар 15 500, у Петерстар 16 000, у Мегафона 9000, у литовского телекома 5000, у Латтелекома 4500 в пересчете на наши рубли. Поверьте, для тех, кому необходим беспроводной интернет, он уже стал обычным явлением. В центре столицы в удобных местах есть точки доступа и ими пользуются. На многих объектах «Белтелеком» приступает ко второму этапу установки точек доступа. Их количество увеличится в несколько раз. В Беларуси общее количество точек доступа превысило 160.

– У клиентов «Белтелекома» возникают вопросы со службой техподдержки. Что делается для того, чтобы сервис соответствовал ожиданиям клиентов?

– Техподдержка для любой компании это сложная задача. Проблем у техподдержки не возникает там, где нет серьезной клиентской базы. Конечно, пик нагрузки на нашу службу приходится на акции, во время которых динамика подключений увеличивается, и на периоды работы с сетью, либо во время редких технических сбоев. Оптимизация работы с абонентами заключается как в увеличении количества операторов, так и в минимизации количества причин обращений к операторам. Мы работаем и в том, и в другом направлении. А ошибки и вопросы не возникают только там, где не работают.

– «Белтелеком» активно занимается подключением абонентов к фиксированной сети. Насколько необходимо расширение фиксированной сети в условиях тотальной «мобилизации» населения, ведь сотовые телефоны есть практически у всех, включая деревенских бабушек? Кстати, а сколько стоит подключение стационарного телефона?

– Мобильных телефонов может быть сколько угодно, даже больше чем людей, проживающих в стране. Но мобильная связь не даст в дом или офис то, что доставляется по фиксированной сети. Расхожее выражение «закапывать деньги в землю» комично, т.к. придумали и повторяют его дилетанты. Фиксированная сеть – это основа телекоммуникационных услуг. Из одного источника (телефонной розетки) к вам в дом или офис подается и телефония, и доступ в интернет, и цифровое интерактивное телевидение, и охранная сигнализация. Фиксированная сеть – это гарантированная скорость, и именно ваша скорость, а не поделенная на количество абонентов в зоне действия базовой станции, как это у мобильных операторов. Wi-Fi точка доступа также подключена к фиксированной сети. Так что сотовые телефоны не мешают темпам подключению домашнего телефона. Подключение стоит 60 420 белорусских рублей для населения.

– Каковы планы по развитию IP-телефонии?

– Этот вопрос в компетенции регулятора отрасли.

– Какие планы по созданию «зеркал» популярных файловых ресурсов?

– Наверное, стоит напомнить, что Белтелеком – это оператор связи. И как оператор связи, мы уже внесли важный вклад в развитие белорусского сегмента сети интернет, создав современную хостинг-площадку, открыв для абонентов byfly гостевой доступ на интернет-ресурсы, размещенные в ней, а также на собственные внутренние ресурсы. Однако создание новых файлообменных серверов, или «зеркал» существующих предполагает постоянный контроль за их содержимым и ответственность за него, так как существует риск, что содержимое этих серверов в какой-то своей части будет носить противоправный характер или нарушит авторские права. Поэтому Белтелеком готов предоставить мощности своего Дата-центра для создания такого проекта, однако ответственность за его содержимое будет нести создатель файлового ресурса, а не дата-центр.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-10%
-10%