Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Олег ВЕРЕМЕЙЧИК.26-27 ноября на V Международном форуме по банковским информационным технологиям «Банк ИТ’08» в Минске состоялся обмен опытом в области разработки и продвижения современных информационных технологий в финансово-кредитной сфере Беларуси.
 
– Олег Владимирович, чем характеризуется нынешнее состояние информатизации банковской системы страны?

— Банки прошли основные этапы автоматизации: внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети. Но не всегда этим элементам доставало согласованности: часть из них приобреталась, часть — разрабатывалась собственными силами, а часть — создавалась сторонними разработчиками. В результате ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован. В некоторых случаях затрачены достаточно большие ресурсы.

То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны. Негативным моментом сегодняшнего состояния информатизации в банках является их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно.

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для исправления ситуации?

— В первую очередь — обеспечить интеграцию действий банковского сообщества. Только при объединении усилий Нацбанка, банков и Ассоциации белорусских банков во внедрении новейших банковских информационных технологий, зачастую достаточно высокозатратных, может быть получен реальный эффект. Для каждого банка и банковской системы в целом.

Одним из направлений такого объединения усилий является применение унифицированных ИТ-решений, что позволяет снизить совокупные затраты и соответственно затраты отдельного банка. Другое направление — создание в банковском секторе специализированного информационного портала, предназначенного как для получения информации, так и для его наполнения каждым из участников. Важная задача — централизация баз данных по ключевым бизнес-процессам, создание централизованных электронных архивов.

Как свидетельствует мировой опыт, дальнейшее внедрение информационных технологий невозможно без широкого использования в практике юридически значимого электронного документа. Назрела острая необходимость создания в банковской системе единой инфраструктуры открытых ключей, способной не только скоординировать разрозненные усилия банков по формированию на территории республики единого пространства обращения юридически значимых электронных документов, но и обеспечить взаимное доверие между банками как участниками информационного обмена.

Учитывая общность задач, стоящих перед всеми финансовыми организациями по интеграции унаследованных систем в единую информационную систему, появляется потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях. При этом существенное значение приобретает создание универсальной системы гарантированной доставки информации, организация оперативного, надежного и безопасного доступа удаленного клиента к современным банковским услугам.

Решая задачи транспортной составляющей создания межбанковской системы информационного взаимодействия, Национальный банк совместно с рядом банков уже начали работы по организации пилотного проекта такой системы. Хотелось бы, чтобы к этому процессу активнее подключались и остальные.

Надо признать, что созданный при главном банке страны Координационный совет по банковским информационным технологиям еще не стал активно используемым инструментом. Его потенциал недостаточно востребован и банками, и Ассоциацией белорусских банков, и производителями банковских информационных продуктов.

Сейчас банки объединяют усилия через проект создания единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Реализация этого проекта станет решением серьезной не только банковской, но в целом государственной задачи.

– Какие основные подходы заложены в ЕРИП? Что это даст клиентам банка?

— Ключевая задача ЕРИП — унификация правил и процедур совершения платежей. До появления ЕРИП работа шла по схеме: 1) банк заключает договор с производителем услуг и при этом организует работу в точках обслуживания плательщиков и информационный обмен с производителем; 2) осуществляет прием платежей по информации от производителя или вводя информацию о плательщике вручную; 3) формирует и передает отчеты для производителя; 4) доставляет квитанции в банк производителя; 5) перечисляет деньги за принятые платежи. В реальной жизни на уровне республики производителей услуг порядка 300, и со всеми нужно организовать и поддерживать взаимодействие, описанное выше. К этому добавляются задачи организации работы с клиентами банка через различные каналы продаж: кассы, инфокиоски и банкоматы, мобильный и интернет-банкинг. Поддержка этих связей требует затрат и тормозит развитие банковских сервисов.

Не менее сложная ситуация и у производителей услуг. Они должны иметь отдельные договоры с каждым банком, которых более 30. Умножая 300 на 30, получаем 9 тыс. договоров. Объединяя всех участников расчетов в ЕРИП, мы заменяем 9 тыс. договоров на 330 при одинаковом объеме платежей с использованием различных инструментов платежей и каналов продаж. Например, заплатив половину суммы квартплаты сегодня в Приорбанке в Минске, завтра вы сможете заплатить в ЕРИП вторую, неоплаченную, половину квартплаты в любом банке в любой точке страны.

– Обеспечивают ли ИT-компании банки необходимыми качественными технологиями?

— Несмотря на количественный рост банковских ИT-решений, качественно рынок меняется медленно. Банкиры уверенно называют недостатки работы ИT-компаний и констатируют наличие сервисов и услуг, востребованных с их стороны, но пока не предоставленных им. Яркий пример тому — материалы различных конференций, семинаров, форумов, в том числе и «Банк-ИТ».

Открытым остается ключевой вопрос: как банку оценить отдачу от инвестиций в информационные технологии. То, что их внедрение дает дополнительные конкурентные преимущества, — факт. Но куда важнее вопрос, насколько полученные преимущества соответствуют объемам затраченных средств. Причем отсутствие методологий оценки инвестиций в информационные технологии не столько не позволяет определить эффективность финансовых затрат, сколько в целом не позволяет руководству банков активнее принимать решения о внедрении новейших технологий и выделении необходимых на это ресурсов.

Оперативное внедрение новых банковских технологий и услуг сдерживает чрезмерная регламентация одних банковских бизнес-процессов и отсутствие правовой базы для других. Это, например, сказывается на возможностях широкого применения электронных документов, а также внедрения современных мобильных и интернет-технологий.

Подводя итог, можно констатировать, что банковский сектор вступил в период прямой зависимости результатов своей работы от качества используемых информационных технологий.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-15%
-20%
-25%
-30%
-40%
-85%
-15%