СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

ByCamp 2008: в погоне за модой


Изображение с сайтаБайкемп-2008, прошедший в Минске 20-21 декабря, можно смело ассоциировать с новогодним утренником. Наверняка организаторы и некоторые участники упивались предвкушением праздника, представляли, как они, нарядные и красивые, придут и спляшут под гирляндами в такт аплодисментам родителей. Но под елкой в сувенирных мешочках оказались сплошь карамельки, а не шоколадные фигурки с Дедом Морозом. Да и сам дедушка хоть и пришел вопреки прогнозам скептиков, пребывал подшофе, не пел песенок, а в итоге оказался дворником дядей Федей с наклеенной бородой.
 
Еще до начала «утренника» нашлись люди, которые показушно хмурились при слове «баркемп» в отношении родной Беларуси. Баркемпы организуются в среде фанатиков социальных коммуникаций в интернете, увлеченных компьютерщиков и подобной публики. В Беларуси таких людей – считанные на пальцах одной руки десятки.

У нас не принято каждые пятнадцать минут писать в Twitter, большая часть пользователей Байнета никогда не слышала про Facebook или del.icio.us и не готова дискутировать о преимуществах наноблогинга перед микроблогингом. Наверное, оно и к лучшему: меньше высокотехнологичного трепа и больше дела. Подавляющее большинство белорусских адептов интернета преследует в нем свои вполне меркантильные интересы, а не просто наслаждается духом «вебдваноля».

Идеология баркемпа подразумевает максимум свободы и неформального общения. Но как бы ни старался Институт журналистики БГУ в лице передового доцента Александра Градюшко идти навстречу модным тенденциям, подобное сообщество фанатов по меркам сегодняшнего дня является контркультурным.

Конфликт интересов налицо: государственной организации как огня стоит бояться наплыва идеологически невыдержанных элементов, а баркемпу необходимо сбросить все возможные оковы коммуникаций. На баркемпе не должно быть цензуры, а в стенах БГУ ее не может не быть. Хмурые сотрудники университета с беджиками «Охрана», бдительно вылавливающие курильщиков в туалетах, – лучшая иллюстрация.

Это – баркемп, взятки гладки

Баркемп – отличный формат, чтобы попробовать себя в качестве организатора публичного мероприятия, ведь все промахи и недочеты можно свалить на принципы проведения баркемпов. Этим можно объяснить и развал журналов 2007 года издания на столике с раздаточным «спамом», и рукописные беджики на шеях участников. Действительно, как можно было подготовить и распечатать бумажки аж для полутора сотен участников? И это с учетом того, что, помимо собственно регистрации, от участников потребовали за пару дней до мероприятия подтвердить свое участие. «Непотвержденных» обещали не пускать, но кто хотел – тот пришел.

Порадовал глаз маркетинговый размах. Opera Software пала жертвой: компанию «раскрутили» и на майки для задорных студентов специальности «веб-журналистика», и на раздаточный материал – пакеты-диски-ручки-блокноты. Пообщаться с представителями Opera было действительно интересно, хотя фанаты Firefox в аудитории явно преобладали.

За маркетинг и пиар организаторам можно поставить крепкое «отлично»: о байкемпе судачили задолго до старта, информационные партнеры выстроились в длиннющей колонке на официальном сайте, спонсоры сами давали о себе знать, и дух пресс-конференций проникал даже сквозь закрытые двери. Объективно говоря, разговоры на публику удались лучше всего.

Контент – король

Но даже первоклассная организация не сделает мероприятие удачным без толковых докладов. И как раз здесь принцип акынов в духе «что вижу, то пою», совмещенный с принципами «вебдваноля», подвел. На каждый временной интервал в расписании приходилось по четыре тематических доклада. Как правило, народ рассредоточивался всего по двум секциям, а иногда и вовсе стремился попасть в одну. Но, даже выбрав звучную тему доклада, можно было попасть впросак и мучительно выбирать между вариантами «выйти посреди выступления» или «досидеть из вежливости».

Отдельно хочется упомянуть доклад Владимира Несмашного про юридические аспекты предпринимательской деятельности в Сети, собравшего полную аудиторию и с трудом отбившегося от дополнительных вопросов в кулуарах. Жаркие споры вызывал и вопрос инвестиций в интернет-проекты. Трудно не написать про харизматичного куратора специальности «веб-журналистика» Александра Градюшко, который яро убеждал аудиторию в грядущей смерти классических СМИ к 2040-м годам. В пример, кстати, приводились издания серии ETC, хотя показательные прогнозы из прошлого века а-ля «театр умрет» почему-то не рассматривались.

Вспомним и круглый стол, посвященный молодым интернет-проектам, где семеро далеко не последних в Байнете специалистов пытались обсуждать малоизвестные ресурсы и рекомендовать им пути к развитию. Но начинание вышло несколько скомканным, хотя и перспективным. Наверное, получилось бы неплохо, если бы времени было немного больше, а «всезнаек» в аудитории – чуть меньше.

ByCamp как сборище чудиков

Лист ватмана, на который в режиме реального времени вписывались новые темы докладов, уже к обеду пополнился опросом «Все ли серии House M.D. одинаковы?». Палочки «Да»/«Нет» проставляли быстрее, чем появлялись утром темы докладов. Видимо, для нашего сообщества «продвинутых интернетчиков» сейчас сериалы не менее важны, чем «Web 2.0 & social media». Тогда напрашивается вопрос: а зачем упорно пытаться копировать зарубежные аналоги, если вместо сплоченного сообщества у нас есть лишь горстка чудиков?

Если бы уважаемые организаторы поставили перед собой цель организовать именно конференцию, а не «баркемп», наверное, получилось бы лучше, полезнее, информативнее. Но, к сожалению, совсем не так модно.



К сведению

Баркемп – пришедший с Запада формат тематических неформальных конференций, проводимых энтузиастами для энтузиастов. Выступить на баркемпе с докладом может любой желающий – расписание формируется на месте. Мода на баркемпы в 2007-2008 годах захлестнула и страны бывшего СНГ, начиная от Латвии и заканчивая Кыргызстаном. Наиболее крупные конференции в этом формате – блогкемпы – проходили в Киеве и Риге.

Комментарии

Елена Барткевич, представитель оргкомитета ByCamp 2008:

– Конечно, недостатки были, но они были очень и очень незначительны в сравнении с результатом: гуру, само собой, нашли не очень много полезного в мероприятии, но от молодых специалистов и начинающих авторов проектов я слышу только позитивные отзывы. Для меня это самое главное, потому что именно они – подрастающее поколение Байнета, те, кто придет на смену нашим сегодняшним гуру. Очень важно помогать им развиваться и подсказывать, указывая на недочеты и оплошности. Кстати, представители проектов, которые представляли на круглом столе, бесконечно рады такой возможности, полны идей и энтузиазма. Теперь они знают, куда им развиваться и как расти, – вот для чего все это и затевалось.

Алексей Жуков, заместитель главного редактора KOSHT.com:

– Во времена СССР были пионерские лагеря и стройотряды, где молодые люди могли познакомиться с девушками, а также помечтать о будущем и посчитать звезды. Организации исчезли, но потребность в лагерях осталась. Потому девяностые получились эдаким временем «разгула неформалов», от традиционных хиппи и панков до ролевиков и реконструкторов, которые летом уезжали в леса, где не только бегали с дюралевыми мечами в «древних» одеждах, но и занимались традиционными пионерскими делами.

В XXI веке одной из форм пионерского лагеря, конечно же, стали «не-конференции».

С этой точки зрения мероприятие получилось отличным: люди познакомились, пообщались, отдохнули. Но чтобы подобные встречи имели смысл, стоит завести не только «тайм-стоппера», который следит за временем, но и «человеко-стоппера», который будет сообщать докладчику открытым текстом, что он не умен, а его идея – дурацкая. А так вместо потенциально интересных дискуссий приходилось иметь дело с обсуждением очередного «хомячка». Но если вы истинный наследник анонимус, то на Байкемпе можно было потроллить и получить лулзов не меньше, чем в ином топике или треде.


Анатолий АРСЕНЬЕВ


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY