В Беларуси


Изображение с сайта webantiphon.comГосорганы республики переходят на электронный документооборот в работе с гражданами. Какие проблемы предстоит решить на местах?
 
Несколько лет назад новость о создании службы «одного окна» прогремела на всю страну. Было сказано «нет» очередям и хождению и кабинетам. Пришел в исполком, подал бумаги в окошко – и получил оперативный ответ. Либо документ… И вот очередная новация: вскоре в Беларуси любую справку можно будет получить за день-другой. Обновленное «одно окно» полностью меняет техническую начинку и уходит в Интернет.

Мнение специалистов

— Проект №11 программы «Электронная Беларусь» направлен на дальнейшую дебюрократизацию госаппарата. Сейчас разрабатывается и создается общереспубликанская база данных для обмена информацией между госорганами. В первую очередь речь идет об обращениях граждан по выдаче справок и других документов по принципу «одного окна». Если сейчас на это по закону отводится 15 дней, то новая система позволит сократить сроки до одного-двух, — рассказывает «Р» Ирина Петрова, куратор проекта, заместитель начальника Управления Единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции Беларуси. – В столице и Минской области уже действует пилотная зона, в которую вошли 24 организации. Инспекции по налогам и сборам, отделы по труду и соцзащите, управления ЖКХ, городской архив ЗАГС… — здесь уже установлен новый программный комплекс. Он позволяет госслужащим запрашивать, получать и обмениваться документами в режиме реального времени. Речь идет об электронном документообороте и электронной подписи. Больше никаких бумажных носителей, печатей и почтовой пересылки. Вместо двух недель ожидания и ручной работы – один-два дня и монитор компьютера.

— Программный комплекс представляет собой Интернет-сайт, состоящий из двух частей. Первая – открытая: свод законодательства, последние новости и изменения. Вторая – закрытая: посредством ключ-пароля специалист может войти в систему и переслать коллеге из любого региона запрошенный документ. Причем абсолютно любой: от копий лицевого счета, пенсионного удостоверения и справки из БРТИ до актов гражданского состояния и решения о приватизации, — говорит Михаил Луговиер, ведущий инженер компании «Белсофт», разработчик программы. – Пока система реально работает только на объектах Минска и области. С 1 марта мы начинаем плотно работать с Брестом и Могилевом, на очереди – остальные регионы. Всего нам предстоит охватить новым ПК более 1000 организаций страны. Параллельно создается электронное хранилище документов, из которого в течение считанных минут можно запросить необходимый человеку документ.

Версия журналиста

Плюсы новинки очевидны: сокращение времени на получение нужной бумаги: простота и удобство в работе специалистов. Если, скажем, человеку нужен документ из Бреста или Гомеля, а живет он в Минске, то отсылать письменный запрос в другую область больше нет нужды. Все сделают на месте – по Интернету. С другой стороны, есть ряд технических сложностей, которые предстоит решить на местах. Первый нюанс – оплата услуг Интернета, который теперь во всех сель-, гор-, рай– и облисполкомах должен быть подключен, как минимум, с 9.00 до 18.00. Второй – неравномерность развития IT-инфраструктуры в регионах. В одном компьютеризация идет семимильными шагами, в другом – по остаточному принципу. Отсюда – предсказуемые проблемы с установкой оборудования и обучением специалистов на местах. Третий, пожалуй, самый сложный вопрос – увязка и взаимодействие баз данных между собой. И, наконец, последнее. Временное отставание по срокам ответов тех областей, где новый комплекс еще не будет установлен. А это значит, пока новое «окно» не охватит всю Беларусь, говорить о сокращении нынешнего 15-дневного срока не приходится.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-17%
-20%
-50%
-20%
-11%
-10%
-20%
-11%
-15%