Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Логотип diallogБелорусский CDMA-оператор "БелСел" (торговая марка Diallog) намерен в 2011 г. запустить в коммерческую эксплуатацию беспроводную сеть на основе технологии LTE (Long-Term Evolution).
 
О намерении предоставлять в Белоруссии услуги, используя один из стандартов беспроводной связи четвертого поколения (4G) – LTE, ComNews заявил генеральный директор "БелСела" Андрей Соборов: "За последние полгода в технологии CDMA, по которой работает "БелСел", все очень сильно изменилось. Я имею в виду перспективы ее развития. Если до недавнего времени GSM/UMTS как технология шла своим путем, а CDMA – своим, то уже к 2011-2012 гг. все придут к LTE. Производители оборудования переверстали роудмэпы, и уже с этого года будут предлагаться базовые станции с поддержкой LTE".

Основным поставщиком сетевого оборудования для белорусского оператора является китайская компания Huawei. В середине февраля 2009 г. на Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне Huawei уже представил унифицированное решение LTE с поддержкой дуплексной передачи с разделением по частоте и времени (FDD/TDD). Месяцем раньше, в январе, китайская компания подписала контракт на развертывание сети LTE с TeliaSonera. Еще раньше, в 2008 г., канадские операторы связи Telus и Bell выбрали Huawei для реализации первой в Северной Америке сети HSPA, ориентированной на стандарты LTE.

В группу "энтузиастов LTE" входят также американские Verizon и AT&T, японский сотовый оператор NTT DoCoMo, наметивший коммерческий запуск сети LTE на 2010 г. К тестированию LTE NTT DoCoMo приступил еще в июле 2006 г., а в конце прошлого года компании Panasonic Mobile Communications и Nokia Siemens Networks объявили о подписании партнерского соглашения, согласно которому будут совместно работать над базовыми станциями сетей LTE для японского оператора (см. статью в журнале "Стандарт" в №12(71) 2008 г.). В октябре 2008 г. Nokia Siemens Networks организовывала демонстрационную зону решения LTE и в Белоруссии. По прогнозам компании, тестовые сети LTE появятся в мире уже в 2009 г., а в 2010 г. начнется их коммерческая эксплуатация. "Большинство мировых производителей сейчас решают вопрос о выпуске базовых станций с одновременной поддержкой CDMA2000 и LTE, в том числе и на частоте 450 МГц. Вопрос о поставщиках терминального оборудования с поддержкой LTE остается открытым, поскольку пока разработаны лишь опытные образцы, а массовое производство, возможно, начнется не ранее 2011 г.", – говорит Виктор Новиков, заместитель генерального директора, начальник технического управления "БелСела". "Прежде всего необходимо оборудование, которое производители будут готовы поставить, но его еще не существует в природе. Пока есть только лабораторные наработки", – заочно соглашается начальник управления электросвязи министерства связи и информатизации Белоруссии Юрий Шпак.

Виктор Новиков отмечает, что сама технология LTE сертифицирована, но пока не стандартизирована для конкретного частотного диапазона. "В случае стандартизации технологии в частотном диапазоне 450 МГц, в отличие от GSM-операторов, нам не потребуется больших капиталовложений в модернизацию сети, равно как и получение дополнительных лицензий. Тогда переход на LTE для "БелСела" будет выглядеть как обычное программное обновление", – заключает начальник технического управления "БелСела".

Об эксклюзивности услуг, которые белорусский оператор намерен предлагать, пока говорить рано, отмечают в компании. "Скоростной мобильный Интернет – это наше конкурентное преимущество. Эта позиция сохранится и в дальнейшем, причем не важно по какой технологии будут предлагаться эти услуги (LTE, EV-DO Rev.A или Rev.В). Практическое применение таким технологиям очень широкое: мобильное интерактивное интернет-ТВ, видеотелефония, on-line вещание, удаленное видеонаблюдение, видеоконференции, – говорит Виктор Новиков. – Важно, чтобы своевременно подключились и другие участники рынка для работы в единой связке: контент-провайдеры, генерирующие трафик, производители оборудования, способного обеспечить передачу данных на соответствующей скорости". Виктор Новиков понимает, что для успешности LTE-проекта также необходимо преодолеть инертность клиента. "В основной своей массе потребитель не готов в полной мере воспользоваться тем, что доступно сейчас. Например, услуга удаленного видеонаблюдения есть уже сегодня, однако, по нашим оценкам, совсем незначительная часть населения готова ее использовать", – отмечает Виктор Новиков.

Не берется "БелСел" прогнозировать и сроки окупаемости проекта. "Пока об этом говорить рано. По прогнозам UMTS-Форума, к 2015 г. общий доход операторов сетей связи стандарта LTE составит $150 млрд (примерно 15% доходов мирового рынка услуг сотовой связи), а число их абонентов по всему миру превысит 400 млн", – говорит Виктор Новиков.

О заинтересованности к LTE говорят и белорусские GSM-операторы. "Эволюция мобильной связи от GPRS к LTE будет той перспективой развития сотовых сетей, которая позволит нам открыть для наших абонентов новые возможности и опыт в пользовании мобильной связью", – уверен генеральный директор СООО "Мобильные ТелеСистемы" Владимир Карпович. По словам директора группы по техническому развитию Mobilkom Austria Group (владелец белорусского GSM-оператора "Велком") Йохана Пихлера, в октябре прошлого года компания уже провела тестирование новой технологии и планирует осуществить запуск LTE в ближайшее время. "Компания "Велком", как один из операторов группы, сможет использовать наш опыт в обеспечении быстрого и надежного запуска новой технологии в Белоруссии", – говорил Йохан Пихлер на прошлогодней презентации решения Nokia Siemens Networks. О конкретных сроках и намерениях в белорусских МТС и "Велком" пока не говорят.

Аналитик ComNews Research Артем Акчурин полагает, что все разговоры о внедрении сотовой связи четвертого поколения (в частности LTE) можно отнести к PR. "Даже министр связи и информатизации Белоруссии скептически отнесся к планам некоторых операторов закупить оборудование Nokia Siemens Networks c поддежкой LTE. Покупка данного оборудования сейчас фактически эквивалента затратам на PR и маркетинг. Вопрос целесообразности подобных инвестиций весьма сомнителен", – уверен Артем Акчурин.


Нужные услуги в нужный момент