Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Перемотка назад24 февраля на заседании Президиума Совмина с повесткой дня "Итоги работы экономики Беларуси в январе и ожидаемое выполнение показателей в первом квартале 2009 года" глава белорусского правительства вдруг обратил внимание на повышение тарифов белорусскими мобильными операторами.
 
Более того, Сергей Сидорский обмолвился, что накануне даже "дал поручение разобраться в этих вопросах". И, либо разобраться во всем успели за сутки, либо вовсе без разбирательства последовало заявление, что "Правительство Беларуси предлагает операторам сотовой связи, повысившим в январе и феврале тарифы на свои услуги, вернуться к прежним ценам".

Более того, Минэкономики "уже направило письма операторам сотовой связи, где предлагает им пересмотреть цены на оказываемые услуги и вернуться к прежним тарифам [...] а в противном случае к ним будут применяться нормы антимонопольного законодательства"...

В контексте роста инфляции

Вообще говоря, контекст, в котором поднята проблема – рассмотрение прогнозируемого уровня инфляции. "Хотелось бы, чтобы инфляция по итогам 2009 года не превысила 9-11%. Пока задел января особого оптимизма не вселяет", – отметил Сергей Сидорский (цитаты по government.by). Премьер напомнил, что в январе инфляция в Беларуси составила 4,2%. "У нас давно таких крутых виражей не было", – сказал глава Правительства, добавив, что высокое значение инфляции сложилось в результате как объективных, так и субъективных факторов. В частности, рост цен произошел из-за девальвации национальной валюты, подорожания услуг ЖКХ и импортируемых энергоносителей.

Вместе с тем отдельные предприятия преднамеренно "взвинчивали цены" на свою продукцию. В результате проверок Министерства экономики и контрольных органов искусственно завышенные цены были постепенно снижены и восстановлены на прежнем уровне. По словам министра экономики Беларуси Николая Зайченко, Минэкономики подготовило план антиинфляционных мер. В соответствии с документом, выход на прогнозный показатель инфляции в 2009 году предусматривается обеспечить путем реализации мер монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства, увеличения объемов потребительских товаров и услуг и насыщения потребительского рынка.

И далее – собственно о сотовой связи. В связи с изложенным выше, Правительство Беларуси предлагает операторам сотовой связи, повысившим в январе и феврале тарифы на свои услуги, вернуться к прежним ценам. "У меня серьезные претензии к работе операторов сотовой связи. В течение января-февраля они необоснованно подняли цены на услуги более чем на 18%. Вчера я дал поручение разобраться в этих вопросах", – сказал Сергей Сидорский. При этом он подчеркнул, что рентабельность работы сотовых операторов составляет 40% и выше, а их услуги оплачиваются в белорусских рублях.

Минсвязи vs Минэкономики

Получивший далее слово министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей сделал некоторые пояснения.

Во-первых, глава профильного ведомства объяснил повышение тарифов тем, что "сотовые компании осуществляют инвестиции на приобретение нового дорогостоящего оборудования в иностранной валюте".

Во-вторых, было отмечено, что вопрос неоднократно обсуждался с Минэкономики и, в частности, "было согласовано, что предельный уровень 0,16% в общей копилке инфляции допустим", (цитата по ИА "Интерфакс").

В-третьих, руководитель Минсвязи также напомнил, что предпринятое в 2008 году GSM-операторами снижение тарифов также вызывало критику правительства, которое указывало на недопоступление доходов в бюджет в этой связи. Министр также отметил, что "у нас тарифы на мобильную связь ниже, чем в остальных странах СНГ".

Впрочем, Премьер также предложил сравнить тарифы на услуги мобильной связи в Беларуси и других странах СНГ и заявил, что "у нас тарифы ни в какие рамки не лезут" и упомянул, что "на этих примерах мы будем каждого учить в стране. Да, мы отпустили цены, да регулированием не будем заниматься, но мы будем искусно использовать антимонопольное законодательство и в правительстве и на местах" (цитата по ИА "Интерфакс"). Минэкономики уже направило письма операторам сотовой связи, где предлагает им пересмотреть цены на оказываемые услуги и вернуться к прежним тарифам. В противном случае к ним будут применяться нормы антимонопольного законодательства.

Вне контекста

Точку зрения главы белорусского Правительства, безусловно, можно понять. Связь, в том числе и сотовая, является инфраструктурной отраслью, и повышение ею тарифов неизбежно скажется на издержках практически всех отраслей экономики – потребителей услуг. Что, соответственно, будет способствовать росту как индекса цен производителей, так и – через некоторое время – индекса потребительских цен (ИПЦ), то, есть дальнейшему раскручиванию инфляционной спирали. Наверное, именно эта составляющая, а не собственно влияние позиций "Абонементная плата за пользование услугами сотовой подвижной электросвязи (за 1 месяц)" (строка 392) и "Плата за разговор по сотовому телефону в пределах города (за 3 минуты), пересылка SMS сообщений (за 1 сообщение)" (строка 393), учитываемых при расчете ИПЦ достойна наибольшего внимания.

Корректны, в этом смысле, действия флагмана отрасли МТС, заявившего о сохранении действовавших цен для корпоративных потребителей. В целом, оператор повысил собственные тарифы в среднем лишь на 10% (при 20% уровне девальвации в начале года и ее продолжении в настоящее время) и предпочел путь поиска компромиссов. Практически повышены лишь тарифы на внутрисетевые вызовы, так что большую часть издержек понесли многоговорящие абоненты из числа физических лиц. Из-под удара были полностью выведены абоненты специальных, предназначенных для социально-незащищенных категорий населения, тарифных планов.

Вообще говоря, будучи оператором с контрольной долей государства, лидер белорусского сотового рынка МТС в любом случае не мог и не может оставить без внимания мнение собственного же соучредителя. И соответственно, в арсенале белорусского государства был и остается гораздо более действенный механизм управления сотовыми тарифами, нежели критика на коллегии Совмина и письмо от Минэкономики.

Даже конкурирующий velcom, 100% частное предприятие, объявившее о повышении всех своих тарифов на 18%, по некоторой информации, рассматривает вопрос о возврате к прежнему уровню тарифов для корпоративных потребителей.

Разбирательство по поручению

Даже с учетом отмеченной важности вопроса, логика действий главы правительства не совсем понятна. 23 февраля дать "поручение разобраться в этих вопросах", и уже 24-го предпринять некие действия, основываясь лишь на эмоциях в связи с уровнем рентабельности в "40% и выше", на том, что "у нас тарифы [на услуги мобильной связи] ни в какие рамки не лезут" и что "на этих примерах мы будем каждого учить в стране". Особенно сомнителен посыл о необходимости кого-то учить на примерах публичной порки: речь все-таки о крупнейших белорусских действующих проектах с участием иностранных инвесторов. В условиях необходимости этих самых инвесторов привлечения...

Однако, коль скоро поручение "разобраться" дано, мало ограничиться лишь сказанным министром связи. Это – лишь часть картины.

До 90% операционных затрат белорусских сотовых компаний – валютозависимы. Пять наиболее значимых и сопоставимых между собой по величине составляющих: расходы на аренду каналов и интерконнект, оплату частотного ресурса, арендную плату за тысячи площадок, где установлено оборудование по всей республике и десятки офисных и торговых помещений, а также оплату услуг технической поддержки.

Понятно, что, например, аренда внешних каналов и оплата услуг технической поддержки валютозависима по определению. Но в числе упомянутых факторов есть и те, привязка которых к валютному курсу очевидно никак не обоснована. Издержки арендодателей никак не изменились вследствие изменения валютного курса, однако уже по итогам января они получили с сотовых операторов оплату с учетом премии от девальвации. Несмотря на некие действия упомянутого Минэкономики лишь немногие из тысяч собственников арендуемых операторами помещений согласились пересмотреть условия аренды, и практически ни один из них не согласился вернуться к уровню оплаты декабря 2008 года в рублевом эквиваленте. Более того, речь во многих случаях идет об оплате аренды за размещение оборудования на крышах зданий и сооружений. То есть площадей, не представляющих интереса ни для одного иного арендатора, кроме связистов. И только лишь в вопросе оплаты частотного ресурса – еще один фактор того же рода – наметились подвижки – директор МТС Владимир Карпович на пресс-конференции 6 февраля упомянул, в частности, о достигнутом накануне с Минсвязи (получателем платежей) взаимопонимании.

40% и выше...

Конечно, даже с учетом роста затрат уровень рентабельности в "40% и выше" на фоне показателей иных отраслей кажется фантастическим. Однако, во-первых, некоторая часть рентабельности существует только на бумаге, благодаря национальным особенностям расчета амортизации оборудования. Таковое первоначально учитывается именно по "исторической стоимости" и, исходя из действующих норм и темпов морального устаревания, просто не успеет "амортизироваться" полностью. Во-вторых, как это ни парадоксально, чуть меньший уровень рентабельности – даже не менее фантастические 30% – в телеком-бизнесе либо быстро поставит оператора на грань банкротства, либо просто парализует его деятельность.

В отсутствие упомянутых министром связи инвестиций в оборудование для обслуживания растущего числа абонентов и трафика, качество услуг достаточно быстро упадет вплоть до абсолютно неприемлемого. Но в белорусских реалиях вероятнее все-таки первое.

Учитывая сложившийся в телекоммуникациях период отсрочки платежа, составляющий от полугода до года, из получаемой сейчас в соответствии с упомянутым уровнем рентабельности прибыли планировалось оплачивать то оборудование, которое устанавливалось в течение стабильных первых трех кварталов 2008-го года. В том числе, и установленное в соответствии с госпрограммой развития и возрождения села.

Сроки окупаемости такого оборудования по оптимистичным оценкам составляют до 40 лет. Кстати, в наступившем году действующие операторы с целью минимизации издержек в такого рода благотворительных проектах начнут совместное использование уже не только башен связи (что практиковалось и ранее), но и всего остального оборудования. Так что затраты снизятся.

Но сейчас – выбор прост. Либо операторы оплачивают то, что закуплено ранее, либо применятся "нормы антимонопольного законодательства"... С очевидными дальнейшими перспективами.


Нужные услуги в нужный момент