Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Директор компании «Ирсен Компьютерс» Алексей Юрченко | Фото: Ирсен КомпьютерсПосле январского внезапного потребительского бума, вызванного девальвацией рубля, февраль оказался гораздо спокойнее. Паническая скупка всей доступной техники прекратилась, спрос заметно снизился. Как будет развиваться ситуация дальше? Чего стоит ожидать от рынка компьютеров и комплектующих в Беларуси? Об этом мы беседовали с директором компании-дистрибьютора «Ирсен Компьютерс», Алексеем Юрченко.
 
– Алексей, Вы могли бы оценить нынешнее состояние рынка компьютеров и комплектующих в Беларуси?

– Устойчивые тенденции`2009 на рынке компьютеров и комплектующих можно будет оценить, скорее всего, к середине года. На сегодняшний день наблюдается сужение рынка, снижаются объемы реализации.

– А об итогах 4 квартала и 2008 года в целом можно уже говорить?

– По итогам 4-го квартала 2008 года мы, конечно, не достигли запланированных показателей. При возникновении проблемы такого глобального масштаба обороты упали где-то на 30% от ожидаемых на рынке. А на сегодняшний день многие компании довольствуются и 50% от плановых достижений. Не могу говорить о рынке во всем его многообразии, но в дистрибуции компьютерного оборудования цифры примерно такие.

– Какие ещё тенденции прослеживаются в последнее время?

– Как я уже сказал, на рынке складывается тенденция уменьшения объемов продаж. Компании, занимавшие активные позиции на рынке, продолжают работать и в нынешних рыночных условиях. Их активность, конечно, снизилась, но с рынка они не ушли.

Делается упор не на количество, а на качество. Мы говорим о качестве продукции и качестве обслуживания клиентов. Очень важным фактором, например, для нашей компании становится оперативность реагирования на запросы партнерской сети, внедрение инноваций, активность на рынке, расширение партнерской сети в регионах.

Ещё одной тенденций я бы назвал «акцент» на товары отечественного производства. Наша компания, в частности, делает ставки на продукцию собственного производства. Это компьютеры торговой марки Z-Tech. Мы поставляем эти компьютеры в розничный и корпоративный сегмент.

– К слову об «отечественном производстве». Недавно был анонсирован «белорусский ноутбук», в прошлом году мы узнали о «белорусских сотовых телефонах»… Неужели белорусская сборка может быть дешевле китайской? А если нет, то о какой конкурентоспособности можно говорить?

– Все мы знаем, что, например, отечественные мониторы «Интеграл» и «Горизонт» у нас в стране отлично продаются. И это логично, ведь идет активная кампания в поддержку белорусских производителей. Однако тенденции мировой экономики никто не отменял. Поэтому я считаю, что сам рынок расставит приоритеты и продуктовые предпочтения потребителей, которые будут основываться на таких факторах как качество, цена, функциональные характеристики.

– Окей, перейдем теперь к одному из главных вопросов любой повестки дня: кризис, кризис, кризис... Насколько серьезно он уже повлиял на рынок и как будет развиваться ситуация в дальнейшем?

– Кризис, безусловно, затронул все компании ИТ-рынка, кого-то в большей, кого-то в меньшей степени. В числе его последствий – девальвация белорусского рубля, снижение активности предприятий государственного сектора, приспосабливание поставщиков к новым рыночным условиям, сложности с поставками и введение новых правил по осуществлению валютных платежей. Но я всё-таки спрогнозировал бы дальнейшую ситуацию следующим образом: укрепление позиций, достижение стабилизации в работе.

– То есть, крупным поставщикам кризис пока нипочем?

– «Нипочем» – громко сказано. Чтобы остаться на плаву, нужно провести ревизию на предприятии. Отличный повод улучшить подход к бизнесу, сделать его более качественным и конкурентным.

– А какие «антикризисные меры» принимает ваша компания? Какова вообще стратегия? Согласуется ли она с тем, что предпринимают ваши коллеги-конкуренты, работающие на этом рынке?

– Меры, на самом деле, очень просты. Мы не расслабляемся, продолжаем активно работать: наращиваем мощности собственного производства, занимаемся продвижением компании и ее товарного ассортимента на рынке РБ, недавно открыли представительство ООО «Ирсен Компьютерс» в Могилеве, увеличили штат сотрудников, разрабатываем программу обучения персонала, реализуем меры по улучшению качества обслуживания наших клиентов, совершенствуем внутренние организационные процессы и т.д.

Одним из наших конкурентных преимуществ является наш сервисный центр, который оказывает не только гарантийный ремонт, но и ряд сервисных услуг, предлагает гибкие формы сотрудничества юридическим лицам, включая выезд специалиста, абонентское обслуживание.

Помимо этого в нашей компании работает корпоративный отдел. Он осуществляет разработку и внедрение инфраструктурных ИТ-решений для корпоративного рынка: государственных структур, промышленных предприятий, телекоммуникационных компаний, финансовых учреждений, коммерческих организаций и предприятий малого и среднего бизнеса.

Одним словом, мы не стоим на месте.

– Какие бренды предлагает в республике ваша компания?

– Во-первых, это компьютеры Z-Tech. А также продукция HP, которая занимает в продуктовом портфеле около 30%. Это ноутбуки, серверы, принтеры, многофункциональные устройства, сканеры и т.д. По результатам работы в 2008 году компания HP присвоила нам партнерский статус HP Preferred Partner Gold. Мы также работаем с D-Link, LG, Xerox, Logitech, CSX и др. брендами.

– Продолжится ли рост белорусской ИТ-розницы?

– Навряд ли. Во-первых, снизилась покупательная способность населения, которое теперь покупает в первую очередь товары первой необходимости, а ИТ-продукты все-таки таковыми не являются. Во-вторых, изменилась активность производителей оборудования, как на мировом ИТ-рынке, так и на белорусском. Возможно, через определенный период, когда мы сможем говорить о стабилизации на рынке, тогда появится постепенный рост в сегменте розничных продаж ИТ-товаров.

– И когда вы ожидаете «стабилизации»? Далеко ли ещё до «дна»?

– На сегодняшний день трудно предположить, где оно – дно. Снижение покупательной способности напрямую связано с ростом курса. Однако, существуют прогнозы, что с марта ситуация начнет стабилизироваться.

– В связи со всем вышеозвученным, как изменится рынок дистрибуции в Беларуси?

– В последние годы благодаря либерализации экономики (в частности за счет снижения таможенных пошлин) «белые» товары получили возможность успешно конкурировать с «серыми».

К сожалению, в условиях кризиса возможно возрождение старых схем, а это может отрицательно сказаться на официальном канале продаж.

– Какие группы ИКТ-товаров в ближайшей перспективе будут дешеветь, какие будут дорожать?

Я считаю, что товары из сегмента low-end (дешевая техника и комплектующие) будут продолжать дешеветь в валютном эквиваленте, а товары high-end сегмента (узкоспециализированная техника либо продукт высоких технологий, не имеющий конкурентов) будут дорожать или останутся на прежнем уровне по цене. Должен установиться стабильный спрос, а в последующем – рост спроса на ИТ-товары белорусского производства.

– А всё-таки, по сегментам, что будет дешеветь и что будет дорожать?

– В связи с кризисом крупные производители ИТ-товаров приостанавливают или сокращают производство, что ведет к дефициту товара на рынке. Некоторые производители, следовательно, подняли цены на товары. Но, например, поставщики мониторов решили снизить цены на них.

Память дешеветь пока не будет в связи с закрытием завода по производству чипов. Тенденция по падению стоимости, а правильнее – по увеличению объема памяти за те же деньги, останется. Что касается других продуктов, думаю, стоит говорить об удешевлении производства ЖК-матриц, что поспособствует удешевлению соответствующей продукции.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Пожелаю читателям больше оптимизма, мобилизации и выбора правильной стратегии ведения бизнеса в нынешних рыночных условиях. Ведь кризис – это еще и новые шансы для компаний. До сих пор в истории не было мировых масштабных кризисов, не было рекомендаций и схем по их преодолению. Поэтому все в наших руках!

Алексей Юрченко о себе

Родился в 1981 году. Женат, воспитывает сына. Образование техническое. В ИТ-бизнесе с 2002 года, в компании «Ирсен Компьютерс» – с 2005 года в должности директора. Увлечения: музыка, спорт, автомобили.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-20%
-10%
-35%
-20%
-20%