• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Изображение с сайтаПорвать «всемирную паутину», оказывается, очень просто. Достаточно, чтобы напортачил провайдер в отдельно взятой стране. Подобная история произошла в середине февраля в Чехии. Но растиражировали новость информагентства только сейчас. Вопрос, который поднимался и до этого поистине планетарного ЧП, теперь встал ребром. Можно ли всерьез рассчитывать на столь хрупкий интернет? Ведь для многих корпораций, предприятий, да и обычных пользователей сеть сейчас — основа основ.
 
В одном из чешских городов техник небольшой компании SuproNet занимался отладкой несущего сервера. Видимо, не разобрался в документации к своему устройству и ввел нетипичное значение для одного из параметров. Мелочь? Отнюдь. В результате этих манипуляций «легла» система практически во всем мире. Перебои почувствовали в Западной Европе, Америке, Африке и Азии. Не отправлялись электронные письма, не проходили платежи, «висли» странички... Многие пользователи, в том числе и у нас, терялись в догадках, почему трафик скачет. А системные администраторы в учреждениях и организациях сидели на телефонах, вызванивая своих провайдеров и уточняя, что же случилось. Ответа, как правило, никто не получил.

Для того чтобы «положить» интернет, понадобилось каких–то восемь минут! Восстановить работу удалось, лишь отключив виновника. Так что же сделал чешский оператор, если последствия оказались столь масштабными? Чтобы разобраться, вкратце напомним технологию работы «мировой паутины». В частности, маршрутизаторов. Известная аналогия: интернет — как почтовая эстафета, которая доставляет большие книги постранично, то есть пакетами. Маршрутизатор (или роутер) — специальное сетевое приспособление, железяка, которая на основе различных данных принимает решение о пересылке пакетов. Образно говоря, роутер — это курьер.

В процессе пересылки используются так называемые таблицы маршрутизации — дорожные карты. В них содержится информация о маршрутах: адрес сети получателя, адрес следующего узла, которому следует передавать пакеты и т.д. Одним из важных атрибутов является автономная система (AS) — список сетей, которые придется пересечь, чтобы добраться до искомой цели. Главная задача маршрутизатора — выбрать оптимальный, кратчайший путь к точке назначения. Когда в расчет вкрадывается ошибка, начинаются проблемы. Так и произошло в случае с SuproNet.

* * *

— Сейчас для достижения любого адреса в сети в среднем хватает маршрута из четырех AS, — рассказывает в своем сетевом блоге один из руководителей компании Renesys Эрл Змиевски. — Но в этот раз молодая компания анонсировала заведомо длинные маршруты для того, чтобы гарантировать прохождение трафика исключительно через сети своего основного провайдера. SuproNet повторил свой AS около 255 раз. Это и стало первопричиной коллапса.

Дело в том, что соседние маршрутизаторы постоянно обмениваются информацией друг с другом. Таким образом, данные по извилистой цепочке расходятся по всему миру. Но в этот раз путь, указанный «соседом», оказался столь длинным, что остальные его не поняли. То есть, говоря проще, наши курьеры–почтальоны сбились с пути.

Результат — тотальный «бедлам», как назвали произошедшее зарубежные специалисты.

— 16 февраля возникла ситуация, напоминающая переполнение буфера обмена, — продолжает Эрл Змиевски. — Часть маршрутизаторов восприняли длинные анонсы как ошибочные и прекратили связь со всеми, кто эти «неправильные» обновления присылал. Они принялись искать другие маршруты, страшно перегружая сеть. Перенося эту ситуацию на весь мир, с его тысячами роутеров, можно оценить масштаб проблемы. Да, в идеальном интернете подобный трюк, возможно, и не имел бы особых последствий. Но у нас пока нет совершенного интернета...

* * *

Кто виноват и что делать? Ведь эксперты уже назвали этот сбой едва ли не крупнейшим в истории сети. Казалось бы, все бочки нужно катить на несчастную чешскую компанию. Не исключено, напортачившему провайдеру даже придется выплатить компенсацию. Но, как считают эксперты, не все так однозначно. По идее, предохранить человека от ошибки должны были сами «железяки». Как выяснилось, в некоторые программы вкралась неизвестная доселе ошибка. Да и устаревшее оборудование во многих странах сыграло свою роль...

На одном из форумов кто–то привел такое сравнение: «Интернет — как автомобиль, построенный сто лет назад. Функцию еще выполняет, периодически ремонтируется, интересен археологам и коллекционерам, но требованиям нового времени не соответствует».

Анализируя англоязычные сайты, можно сделать вывод: настала пора вводить лицензирование операторов на «права» по маршрутизации в интернете. Нужно это для того, чтобы водители–неумеки не лихачили по информационным магистралям. Ведь никто не может гарантировать, что подобных критических ошибок (или других, похожих) не возникнет в будущем.

А в США и Японии на фоне коллапса активизировались разговоры о том, что нам нужен совсем другой — новый интернет. Нынешний — морально устарел. Специалисты, ратующие за новации, предостерегают: серии масштабных катастроф не за горами. В ход идут такие метафоры, как «цифровой Перл–Харбор»...

«Все больше инженеров и специалистов в области безопасности приходит к пониманию того, что единственный путь справиться с существующими проблемами интернета — начать все заново, — пишет «Нью–Йорк Таймс». — Как должна выглядеть новая сеть, пока еще в деталях неизвестно. Одна из точек зрения такова: создать сообщество, в котором пользователи пожертвуют своей анонимностью и определенной свободой в угоду безопасности. Возможно, это в какой–то мере противоречит духу, идее «всемирной паутины». Но сейчас именно излишняя свобода в основе всех интернет–проблем».

В наших краях столь глобальными категориями пока не обеспокоены — разобраться бы с ценой за пользование интернетом, провести его во все школы. Да и общество пока не созрело для каких–либо самоограничений.

Разумеется, идея о менее свободном, но более безопасном интернете имеет право на существование, — считает топ–менеджер портала TUT.BY Кирилл Волошин. — По крайней мере, добропорядочные пользователи, которые не пишут на форумах оскорбления, не скачивают нелегальный контент, были бы только «за». Но, чего душой кривить, таковых на постсоветском пространстве немного.

— Основная проблема в том, что интернет очень большой. И обновить его чрезвычайно сложно, ведь это затрагивает интересы многих и многих, — рассуждают в компании «Открытый контакт». — Это равнозначно тому, если бы хотели реконструировать огромное ветхое здание, не имея возможности его снести. Впрочем, выход есть: обновлять сеть постепенно, за счет внедрения новых протоколов, современных технологий. Активизироваться должно и взаимодействие крупных международных организаций. А вообще, проблема модернизации некоей огромной системы касается не только интернета — примерно то же самое происходит сейчас и с мировой финансовой структурой.

Воистину, мы живем в век системных кризисов... Может ли стагнирующая система принимать в расчет интерес своего миллиардного элемента, конкретного человека? Нужно ли вообще нам с вами заглядывать в глубину этих сложнейших процессов? Однозначного ответа быть не может. А вот разумное недоверие к коммуникационным магистралям не помешает. Причина коллапса, как показывает практика, может быть смешной и нелепой: несколько лет назад кабель, проходящий по дну Черного моря, перерезали сборщики металлолома. Хотя провайдерам было не смешно...

Количество информации, передаваемой по каналам связи, нынче стремительно растет. Взять хотя бы видеоблоги, которые становятся все более популярными. Увы, вместе с этим растет и наша с вами зависимость от все усложняющихся технологий. Надо бы иметь про запас альтернативу, но таковой на информационном горизонте пока не видно.

Николай КОЗЛОВИЧ


{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-80%
-30%
-60%
-21%
-15%
-10%
0063371