Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Юрий Зиссер | Фото: IT.TUT.BYНе так давно на форумах и в блогах отгремела словесная «гроза» над новым рекламным проектом TUT.BY и MAIL.RU под названием «Веб Эксперт». Генеральный директор УП «Надежные программы» Юрий Зиссер в эксклюзивном интервью BYBANNER.COM рассказал не только о новом селлинговом агентстве, но также о партнерских взаимоотношениях, профессиональной конкуренции и о влиянии всемирного кризиса на жизнеспособность TUT.BY.
 
– Сегодня самая обсуждаемая в мире тема – кризис. Коснулся ли он крупнейшего портала Беларуси TUT.BY, и если коснулся, то какие шаги предприняты вами по предотвращению его последствий?

– В плане жизнеспособности кризис нас пока не коснулся. Во-первых, мы работаем в весьма быстрорастущей отрасли. Ну, вырастут наши доходы в долларах в этом году не в 2 раза, как каждый год, а в полтора. Или на 20%. Или вообще не вырастут. В любом случае "старая" экономика может нам только позавидовать. Во-вторых, фирме на этой неделе исполнилось 17 лет, и нынешний кризис для нас пятый. Еще были кризисы в 1993, 1995, 1998, 2001-м годах. Бывали намного худшие времена: помню, в один из дней 1993 года с утра давали 498 рублей за доллар, а после обеда – 576, и никто не удивлялся, потому что подобное происходило почти каждый день. В 1993 году инфляция составила 2200% годовых. С тех пор у нас есть опыт минимизации последствий кризисов. Конкретные предпринятые нами меры касаются минимизации остатков на рублевых счетах, ужесточения платежной дисциплины, создания стабфонда и пятикратного повышения размеров штрафных санкций контрагентам за задержку платежей. Что и всем рекомендуем, потому что до самой глубокой точки кризиса в Беларуси еще минимум полгода. Пока ни одно направление нашего бизнеса не пострадало. Мы продолжаем прежними темпами приобретать оборудование для портала и хостинга, расширять работу Радио TUT.BY, ездить в командировки на отраслевые конференции. Даже портал в Казахстане открыли. У нас по-прежнему открыт прием новых сотрудников на работу. Особенно нужны веб-разработчики.

– В одном из интервью вы сказали, что «крупных агентств, кроме «Веб Эксперта», в Беларуси нет». Это – стремление вашей компании всегда быть первыми во всем, или, может быть, создание селлингового агентства «Веб Эксперт» все-таки связано с пресловутым кризисом?

– О причинах создания «Веб Эксперта» я неоднократно писал и говорил публично, нет смысла повторяться. Агентство открылось до начала кризиса, а задумано было и того раньше. Наоборот, кризис мешает нормальной работе нового агентства, ибо на трудности начального периода накладываются отмены рекламных кампаний и демпинг со стороны на вид дешевых, но малоэффективных рекламных инструментов. Как-то довелось слышать, что можно найти адекватную замену крупным площадкам уровня TUT.BY в виде двух десятков "трэшевых" и нишевых площадок. Такие безответственные заявления вводят в заблуждение новичков, которые могут просто не знать, что на "трэшевых" площадках один клик на миллион показов, туда ходят одни дети, а нишевые площадки слишком малы и специфичны, чтобы получить заметный эффект от рекламной кампании. В результате деньги рекламодателя будут потрачены впустую, вместо экономии получится пшик.

– Как вы реагируете на негативную реакцию со стороны интернет-сообщества и, в частности, профессиональных игроков рынка интернет-рекламы на «фиксацию TUT.BY своей доли на рынке»?

– Со стороны интернет-сообщества как раз все хорошо. Специалисты уже оценили дальновидность этого шага. Особенно когда стало ясно, что "Веб Эксперт" нацелен не на извлечение прибыли, а на институциональное развитие всего рынка интернет-рекламы: продвижение медиаисследований, проведение семинаров и т.д. Недовольны были лишь рекламные агентства, маржа которых сократилась, и крупнейшие рекламодатели, привыкшие годами, спекулируя на заинтересованности рекламных агентств в крупных клиентах "для портфолио", заполучать все скидки, получаемые агентствами от площадок, оставляя таким образом агентства без прибыли. Кроме того, имели место попытки манипулировать мнением интернет-сообщества. Почему? Не секрет, что некоторые агентства, в том числе через аффилированные структуры, сами активно участвуют в селлерском бизнесе, где "Вэб Эксперт" для них прямой конкурент. Впрочем, после некоторых телодвижений все смирились с новой системой продаж и новым ценообразованием, и в настоящее время у "Веб Эксперта" со всеми крупными рекламными агентствами перезаключен договор на 2009 год на новых условиях.

– Существует ли для вас запасной план развития, если проект не оправдает себя (все-таки бюджеты интернет-рекламодателей действительно малы)? Планирует ли, к примеру, новая структура в перспективе понизить тарифы на рекламу и предоставлять высокие скидки прямым рекламодателям?

– Уровень цен TUT.BY не входит в компетенцию "Веб Эксперта". В целом цены TUT.BY, начиная с декабря, уже упали на 35%, если считать в долларах, и вернулись на уровень лета 2008 года. Предоставлять же высокие скидки прямым рекламодателям – значит, "убить" рекламные агентства. На это мы никогда не пойдем. Нам интересно работать с рекламными агентствами, мы считаем это направление стратегическим, потому что это доступ к крупным рекламодателям и серьезным бюджетам. По мере углубления кризиса TUT.BY скорее пойдет на общее снижение уровня цен и особенно на разовые акции по стимулированию сбыта, чем на какие-то игры в виде выборочного увеличения скидок в пользу отдельных "более равных, чем другие", агентств или рекламодателей. Так будет честнее. Тем более мы не пойдем на слом только что с таким трудом выстроенной новой системы продаж. За другие площадки, работающие через "Веб Эксперт", ничего не могу сказать, поскольку их цены находятся в их исключительной компетенции.

– Ранее вы сказали, что рекламные агентства не обращались к вам с предложениями по предметным поводам. А могут ли, скажем, динамично развивающиеся белорусские интернет-агентства рассчитывать на включение в состав агентства "Веб Эксперт" в качестве полноправного партнера?

– Расширение состава учредителей целесообразно, если дивиденды нынешних участников "Веб Эксперта" от этого заметно вырастут. Если кто-то готов нам доказать с цифрами в руках, что мы все вместе выиграем в финансовом отношении – пусть приходит. Совет учредителей внимательно рассмотрит такие предложения. В любом случае "Веб Эксперт" – не клуб по интересам, а селлинговое агентство, союз рекламных площадок, а не рекламных агентств. Вместе с учредительством новый участник обязан внести эксклюзивные права на продажу рекламы на контролируемых им крупных площадках, а если эксклюзив по каким-то причинам стал невозможен – выйти из состава учредителей "Веб Эксперта". Это обязательно. "Свадебных генералов" в "Веб Эксперте" нет и не будет.

– Планирует ли TUT.BY в ближайшем будущем порадовать нас каким-либо еще эксклюзивом?

– Насчет эксклюзива – вряд ли, а вот порадовать конечных пользователей сможем точно. Причем уже в ближайшие дни.

– Боитесь ли вы профессиональной конкуренции?

– Конкуренция может быть только между игроками рынка, выпускающими однотипную продукцию. Поскольку рекламные площадки и рекламные агентства оказывают несколько разные услуги, назвать естественные конфликты между ними конкуренцией – все равно, что заявить, что, например, молокозаводы и мясокомбинаты конкурируют с гипермаркетами или оптовиками, распространяющими их продукцию. Да, между ними есть конфликты, да, они с трудом делят деньги и угрожают при высоких ценах уйти к другим поставщикам или в другой гипермаркет, но это не конкуренция. Кроме того, рекламные агенстства никак невозможно отождествить с "интернет-сообществом". А перед настоящей интернет-общественностью (а не завистниками) нам оправдываться не в чем, ибо выбор интернет-общественности очевиден из рейтинга "Акавiты".

– Огромное спасибо за интервью!

Кира БРУСНИКИНА


 
Нужные услуги в нужный момент