Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайтаНекоторое время назад на сайтах учреждений образования появились объявления примерно такого содержания: ученики 9’ и 11’ классов, обратите внимание! В кабинете таком–то установлены электронные учебники. Имеется возможность выводить на печать необходимый материал для подготовки к урокам, выполнять домашнее задание, брать пособия домой.
 
Ну вот, прогресс пришел, а мы и не заметили. В Москве вовсю покупают карманные «ридербуки», Стивен Кинг издает свой новый роман в формате устройства для чтения электронных книг Kindle 2. А у нас — и того круче: ученик идет на уроки с флэшкой, оставив дома тяжелый ранец! Долго собирался сходить в ближайшую СШ, чтобы посмотреть, как выглядит это диво. И тут — звонок.

— Я не большой знаток в цифровых технологиях, но шило от мыла отличить могу, — возмущался обратившийся в редакцию читатель, отец ученика 9’ класса минской школы. — Сын рассказывал, что на школьные компьютеры закачали электронные книжки по всем предметам. Посмотрел как–то на экран, пока он занимался. Так вот, никакой это не цифровой учебник, а просто компьютерная копия обычного бумажного! Давайте называть вещи своими именами...

***

Появление в образовательном процессе разнообразных модных штучек вроде электронной проходной, электронного буфета, цифрового дневника давно стало излюбленной темой журналистов. Особняком в этом ряду технических ноу–хау стоит вполне серьезное понятие под названием «электронный учебник», о котором и рассуждал наш читатель. Именно электронное издание, по предположению некоторых специалистов, должно было стать панацеей, исправив ситуацию с нехваткой в некоторых школах бумажных книг. Но, как часто бывает со всем новым, идею неправильно преподнесли. А может, и неправильно поняли. В итоге электронных учебников в их классическом понимании в школе как не было, так и нет. Не найти их на рынках, в книжных магазинах и даже у вездесущих пиратов, торгующих контрафактом. Почему? Мы решили разобраться.

...Типовая минская школа под номером 44. Компьютерный класс. На дверях — объявление, созвучное тому, что процитировано выше.

— Все школьники прекрасно знают, где и когда можно поработать с электронными учебниками, — уверяет заместитель директора Ольга Кот. — Хотя то, что прислали нам в начале года, правильнее назвать электронными версиями обычных книжек — до настоящего электронного учебника далеко. С другой стороны, иначе проблему нехватки пособий в кратчайшие сроки решить было невозможно.

Спросите, в чем разница между электронным учебником и электронной версией, насколько она принципиальна? Образно говоря, это как картина Ван Гога и копия художника–самоучки. Вроде все верно, сюжет передан, но не то...

Полноценный электронный учебник, если верить экспертам, — сложный мультимедийный продукт с развитым представлением учебного материала в электронном виде. Это форматированный гипертекст, графические изображения, анимация, аудиозаписи, видеофильмы. При подготовке к уроку биологии сможете «повертеть» макет сердца в натуральную величину, географии — совершить путешествие в Африку, истории — посмотреть диспозицию Курской битвы. И интерактивность — лишь один из многих признаков.

Объясняем так подробно, потому что неразбериха с терминологией — главная для школы беда. Именуя по незнанию электронные версии звучным словом «учебник», некомпетентные педагоги вызывают у учеников и родителей раздражение, тем самым подрывают доверие к информационным образовательным технологиям.

***

Но есть в природе и другие цифровые издания. В СШ № 44 их называют «настоящими». Авторы — сами учителя. Один электронный продукт — по белорусской литературе. Второй — электронный ресурс по истории «Политика геноцида немецких оккупационных властей на территории Белоруссии». Его разработала молодой магистрант истфака Белгосуниверситета Елена Докунова. В компьютерной программе — теория, практика, редкие материалы плюс проверочная часть.

— Пока в Интернете ее не выкладывала, — признается Докунова. — Но это дело будущего. Совсем не жалко, если в какой–то из школ мой ресурс оценят и начнут использовать на уроках. Я только «за»!

А что, если разработку будет продавать за углом хитрый нелегал? На этот вопрос учитель истории ответить не смогла. Не ее в этом вина, ведь четкого правового механизма защиты электронных средств обучения у нас пока нет. Это — одна из причин, по которой частное творчество педагогов не очень распространено. Но существуют и другие.

***

— Есть у вас электронные учебники? — этот вопрос я задал в нескольких крупных минских книжных магазинах.

В лучшем случае мне показывали на скромную витрину в сторонке, где стояли в основном диски–самоучители по английскому, немецкому и китайскому. Некоторые образцы стоят больше 100 тысяч рублей! Правда, в одном магазине после долгих поисков консультант все же нашла российский учебник по физике, к которому должна была быть приложена «болванка» со сборником заданий. Но «кругляша» в комплекте почему–то не оказалось. Видимо, выпал по дороге из Москвы.

— Мне очень нравятся российские электронные продукты по географии — для 6–го и 7–го класса, — признается заместитель директора по воспитательной работе Ланской средней школы (Малоритский район) Вадим Шпетный. — И я, и коллеги с радостью восприняли бы отечественную разработку. Но то, что есть у нас, воображение не поражает. Где–то лишняя ссылка, дополнительная картинка. Вот и все технологии.

Почему наших электронных учебников в школах не сыщешь днем с огнем? Как–то прочитал, будто не тянут примитивные компьютеры. Но это глупости: для загрузки электронных средств обучения не нужен навороченный ПК.

Может, с цифровыми учебниками не хотят связываться издатели?

— Сейчас мы активно работаем над выпуском звуковых приложений к учебным курсам по иностранным языкам для средней школы. А вот разработкой электронных изданий для учебных заведений не занимались, — рассказал мне директор издательства «Вышэйшая школа» Александр Нечай. — Хотя технически к этому готовы. Единственное — нужно задание, заказ. Но его нет.

По словам Александра Нечая, основная проблема в том, что для бумажных вариантов учебников ГОСТы и СанПиНы давно созданы. По электронным аналогам для школьников такие нормативы пока не приняты. И правда: сколько времени может ученик сидеть перед монитором, читая какую–нибудь хрестоматию по литературе?

— Санитарных нормативов в отношении электронных учебников у нас нет, — подтвердила заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова. — Знаю, что в России они разрабатываются, гигиенисты требуют тщательного и жесткого контроля. Это правильно, ведь от новых технологий никуда не уйдешь.

***

Нет стандартов и нормативов — значит, нет и грифа «Одобрено Министерством образования». А без него ни о каком тиражировании в масштабах страны говорить не приходится. Поэтому читать в Интернете о том, что «столько–то процентов школ обеспечено электронными учебниками», право, неловко. Это самообман. Или незнание проблемы.

Другое дело, что в наших планах, как удалось узнать, создания полноценного электронного учебника для школы и не предусмотрено. Все программные продукты для среднего общего образования специалисты рекомендуют называть электронным ресурсом в поддержку существующего учебно–методического комплекса. Говорят, что учиться по «бумаге» школьники будут через 100 и через 200 лет, а «цифра» — всего лишь подспорье, пускай и важная, но все–таки дополнительная опция.

А пока идут терминологические споры, неравнодушные педагоги на местах покупают российские программы. Или занимаются, если есть базовые знания, собственными разработками. Этому вроде бы способствует республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Пускай некоторые и называют его иронично «Бермудским треугольником».


Разобраться с санитарными нормами, создать мало–мальски пригодный продукт на CD и DVD, который можно будет «пощупать», зайдя в любой книжный магазин, — только так из этого треугольника можно выбраться. И пускай электронный учебник никогда не заменит бумажный, это вовсе не значит, что школе он не нужен.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Листопад, директор Главного информационно–аналитического центра Министерства образования:

— Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Таких разработано несколько десятков, этот процесс продолжается. Получить их школам не составляет труда. Спрашиваете, когда появится полноценный электронный учебник? Если кто–нибудь из учителей напишет хороший педагогический сценарий, мы его сделаем. Пока никто ничего путного не предложил.


 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-15%
-50%
-40%
-12%
-20%
-20%
-30%
-10%
{banner_1133}