СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

«Атлант Телеком» готовится к приобретениям и расширяет Ethernet-направление


Изображение с сайтаДо конца текущего года белорусский телекоммуникационный рынок изменится. Финансовый кризис уже заставил ведущих игроков кардинально пересмотреть стратегии развития и обратить внимание на новые технологии и услуги, которые востребованы рядовыми пользователями. О прошлом и будущем отечественной индустрии передачи данных нам рассказал директор ИП «Альтернативная цифровая сеть» (бренд «Атлант Телеком» и «Шпаркi дамавiк») Игорь Сукач.
 
– Что изменилось на рынке и к чему это приведет?

– Достаточно серьезно изменилась экономическая ситуация. Причем она изменилась глобально, а не только на телекоммуникационном рынке. Произошла одноразовая девальвация, которая в первую очередь ударила по тем отраслям, в которых услуги оказываются поточным методом. Например, абонент несколько лет назад заключил договор и не меняет свой тарифный план. Соответственно, невозможно адаптировать данного абонента к новой экономической модели, ситуации и курсовым скачкам. С одной стороны выручка у нас у всех рублевая, а вот расходы далеко не у всех исчисляются в национальной валюте. Если оценить наши расходы, то из крупных статей, только две являются чисто рублевыми и не привязываются прямо или косвенно к курсу доллара. Это налоги и заработная плата. Все остальное: аренда, покупка канала передачи данных и так далее – в долларах или евро по курсу Национального банка на момент оплаты. Так что после девальвации произошло резкое падение рентабельности всей отрасли. С учетом того, что операторам сложно корректировать свой продуктовый портфель в сторону повышения цен, то ситуация непростая. Важно уже сейчас обратить внимание на клиентскую базу, менеджмент и так далее. То есть на все то, что раньше имело пусть и важное, но не сверхприоритетное значение. Мелкие операторы находятся в гораздо более тяжелом положении. У крупных провайдеров, безусловно, изменился доход. Стоит отметить, что все телекоммуникационные предприятия направляли денежный поток на реинвестирование. Мнение пользователей о том, что операторы в условиях кризиса жируют – полностью не соответствует действительности. Фактически, все, что мы зарабатывали и зарабатываем, мы направляем в развитие. За счет специальных мер нам не удастся сохранить динамику развития – мы продолжаем строить сеть, наращивать портовую емкость, но в гораздо меньших объемах. Операторы более мелкие находятся на грани закрытия, ни о каком реинвестировании речь у них уже не идет.

– Вы сказали, что сократили внутренние расходы. Не проще было приостановить реинвестицию средств и на какое-то время заморозить развитие?

– Мы сократили расходы, но не настолько, чтобы компенсировать все потери, которые компания понесла в результате девальвации. С другой стороны телекоммуникационный рынок подразумевает постоянное развитие и инвестиции. Развития от нас требуют сами пользователи. Они настаивают на том, чтобы вводились новые услуги, чтобы на растущем рынке, а рынок продолжает расти, подключали новых абонентов. И в данном случае остановиться невозможно. Как только ты останавливаешься, ты сразу откатываешься назад. У «Атлант Телеком» нет, не было и не будет планов по сохранению достигнутого, наша цель – идти в ногу с рынком и предоставлять нашим абонентам новые услуги.

– Существует мнение, что все операторы, за исключением РУП «Белтелеком» сдали свои позиции. По крайней мере, национальный оператор нашел возможность не повышать расценки, в то время как коммерческие провайдеры пересмотрели свои тарифы. В чем причина?

– «Белтелеком» не то чтобы нашел возможность, хотя отказ от повышения цен можно трактовать и таким образом, национальному оператору просто не дали этого сделать. Так что «Белтелеком» работает с теми тарифами, что существовали в прошлом году. Но если мы вернемся к прошлому году и забудем о девальвации, то еще тогда все, включая «Белтелеком», говорили, что цены, например, на голосовую связь не являются рентабельными. Уже тогда «Белтелеком» говорил, что рынок голосовых услуг нуждается в повышении цен хотя бы до уровня рентабельности. В противном случае государственный оператор прибегал и прибегает к перекрестному субсидированию за счет цен на международную связь, на межоператорское взаимодействие и цен на каналы, которые он продает коммерческим операторам. Сейчас ситуация только усугубилась. Безусловно, «Белтелеком» будет вынужден усиливать тенденции, связанные с перекрестным субсидированием. В конкурентной борьбе с РУП «Белтелеком» коммерческие операторы использовали, по крайней мере, до сих пор, ценовые факторы. Мы пытались быть чуть ниже по отдельным позициям. Сейчас мы пересмотрели стратегию. Мы не стали дороже первого оператора, а фактически уровняли расценки. Речь идет о тех нишах, в которых до недавнего времени наши услуги были дешевле, нежели у национального оператора. Да, мы уравняли цены, но при этом они остались конкурентными.
 

– Выходит, что индустрия провайдинга развивается на уровне «Белтелекома»?

В регионах своего присутствия «Атлант Телеком» фактически не потерял свою долю рынка. Да, «Белтелеком» стал мощнее, по крайней мере в зонах, где отсутствуют другие операторы. «Атлант Телеком» владеет по республике 10 процентами рынка, в зонах своего присутствия – от 10 до 20 процентов. Это соотношение сохранилось. Да, «Белтелеком» рос. Рос и растет там, где не встречает конкуренции со стороны других операторов в подавляющем большинстве районных центров. В Минске и в областных центрах, где конкуренция есть, это происходит за счет других операторов. Да, «Белтелеком» как диктовал, так и продолжает диктовать ценовую политику. Не думаю, что появится оператор, который, действуя на массовом рынке, начнет оказывать услуги по цене гораздо выше, нежели предлагает «Белтелеком». Это будет самоубийством. И в этом смысле роль «Белтелеком» неоспорима. Но я не думаю, что «Атлант Телеком» уменьшил свое влияние на рынок. Речь идет о процессах, которые приведут к сокращению количества игроков. Останется три-четыре оператора, а остальные уйдут в ниши. Эти процессы сейчас обострились и активизировались.

– Как вы относитесь к идее государственного ценового регулирования на рынке передачи данных?

– Я не думаю, что это шаг, который приведет к развитию отрасли. Фактически наши пользователи ожидают от нас развития инфраструктуры, технологий и так далее. Это можно осуществить либо за счет собственных средств, либо за счет инвестиций. Доход и инвестиции подразумевают определенную эффективность бизнеса. Никто не будет инвестировать в отрасль, если она низко рентабельна. Это очевидно. Если мы хотим, чтобы в отрасль шли инвестиции, и она развивалась, то мы должны работать на повышение ее привлекательности. Ведь без опережающего развития телекоммуникационного рынка под угрозой окажутся многие информатизационные процессы белорусского общества, включая национальную программу «Электронная Беларусь». Телекоммуникации – это те вены, по которым текут потоки информации. Без этой кровеносной системы информатизация окажется пустым звуком. Я утверждаю, что телекоммуникационная отрасль должна иметь на данный момент опережающее развитие и активные инвестиции. Но опять-таки, все это требует определенной эффективности предприятий, которые работают в отрасли. Если эффективность и рентабельность будет искусственно понижаться, то это не приведет к результату, о котором говорят в правительстве, требуя, чтобы отрасль быстро развивалась. Я не думаю, что государственное регулирование рынка передачи данных будет в итоге реализовано. Потому что государство очень сильно заинтересовано в развитии информационного общества, создании современных институтов знаний и использовании новых технологий в области связи и передачи данных.
Думаю, что в «Белтелекоме», в Министерстве связи и в Правительстве понимают и отдают себе отчет в том что, если на рынке ничего не менять, пассивно наблюдая за плавной девальвацией рубля, и вынуждая «Белтелеком» к дальнейшему понижению стоимости услуг на рынке конечных абонентов, при этом не предпринимая адекватных опережающих действий для операторов, сохраняя их расходы в адрес «Белтелекома» в валюте, то рынок этого не выдержит. Операторы с него уйдут, и уйдут массово. Я уверен, это не пойдет на пользу ни обществу, ни государству.

– Вы говорите, что в Беларусь должны придти новые технологии. Какие «приведет» «Атлант Телеком»?

– Мы позиционируем себя как оператора широкополосного доступа. При этом мы выбрали направление, связанное с фиксированной связью. В это направление входит ADSL рынок, в развитии которого мы принимаем активное участие, и рынок Ethernet. Именно в этих направлениях мы будем развиваться в дальнейшем. На ADSL рынке наши успехи очевидны. На Ethernet рынке и рынке домашних сетей мы активно работаем, строимся и предлагаем комплекс широкополосного доступа. Есть ниши, на которые мы сегодня не претендуем. Например, не безызвестное 3G. Эту нишу будут осваивать сотовые операторы, хотя она также требует больших инвестиций. Есть еще технологий WiMAX. Я думаю, что в 2009 году лицензии и на WiMAX, и на 3G будут все-таки выданы. Начнется развертывание сетей. Это то, что ожидает нас в недалеком будущем.

– «Атлант Телеком» не претендует ни на одну из этих лицензий?

– В текущих планах «Атлант Телеком» нет развития направления беспроводного доступа. Если, конечно, мы говорим о технологиях WiMAX и 3G.

– Какие блага ожидают пользователей от развития ADSL– и Ethernet-технологий?

– Есть цифра, которая обозначает, какой канал нужен человеку для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами современных телекоммуникационных технологий. Речь идет не только о выходе в интернет. На самом деле, для работы в глобальной сети широкий канал не нужен. Я говорю о комплексе услуг, включающем видео, данные, голосовую связь. Исследования доказывают, что для того, чтобы обеспечить человека современными телекоммуникационными услугами, необходим канал со скоростью в 20 мегабит в секунду. То есть, если мы берем семью, то она будет требовать канал в 40,60, 80 Мбит. Такие скорости передачи на массовом рынке может обеспечить технология, основанная на передаче сигнала по оптическим каналам связи. Вот там скорости передачи данных уже достигают 1 гигабита в секунду, хотя есть уже промышленные образцы с показателем в 10 гигабит и более. Пользователь имеет возможность не просто выходить в интернет, а получать весь комплекс услуг в гораздо лучшем качестве, нежели позволяет кабель. Причем комплекс услуг индивидуализированных и интерактивных. Для того, чтобы все это реализовать, нужно пройти несколько этапов. Первый – строительство инфраструктуры. Второй – предоставление новых сервисов, которые были бы востребованы. Мы сейчас находимся на первом этапе. В дальнейшем мы планируем интерактивное телевидение, индивидуализированное для наших пользователей. И наши пользователи могут его ожидать.

– Чем «Атлант Телеком» отличается от других провайдеров и почему абоненты продолжают выбирать ваши услуги?

– Корпоративный и частный сегмент предъявляет к оператору различные требования. Если для корпоративного сегмента важна надежность и уверенность, что оператор развивается быстрее потребностей конкретного юридического лица, то в частном сегменте правят балом массовость и стоимость. Так бы я ответил на этот вопрос год назад. Но не сейчас. Сегодня частному сегменту важны дополнительные услуги и сервисы, которые, возможно, самим потребителем и не осознаются. Но зато он знает, что конкретный оператор активно развивается и в состоянии эти сервисы предложить. Я считаю, что «Атлант Телеком» именно такая компания. На фоне развития базового продуктового портфеля, предлагаем и вырабатываем услуги, которые будут востребованы нашими потребителями.

– Если кризис затянется, что случится с телекоммуникационной индустрией Беларуси?

– Не корректно говорить, что кризис затянется. Подогревать ожидание затягивания кризиса – это все равно, что организовывать длительные экономические и финансовые проблемы. Давайте придерживаться мнения, что кризис закончится прямо завтра. Сейчас на рынке есть достаточно много предложений, связанных с приобретениями бизнеса. То есть часть операторов сходит с дистанции. Но мы не говорим, что они умирают. Идет процесс слияний и поглощений. Он сейчас активизировался. Единственно, не прошло еще достаточно времени, чтобы продавцы бизнесов установили адекватные цены в текущих условиях. Возможно, они не нашли своих покупателей. Но я уверен, что к концу года или даже летом какой-то оператор сменит своих владельцев.

– «Атлант Телеком» не собирается за покупками?

– Я не исключаю. У компании есть силы ходить за покупками. Слияния и поглощения не будут означать уменьшение конкуренции. Наоборот. Одно дело, когда сейчас «Атлант Телеком» с 10 процентами рынка пытается конкурировать с национальным провайдером. И совсем другое, если оператор будет иметь на руках 40 процентов против 40 у «Белтелекома». Сейчас операторы подстраиваются под государственного оператора, а если ситуация и пропорции изменятся – то это будет означать ужесточение конкуренции.


В кризис модно обращаться к государству за помощью. Но провайдерам прямая финансовая поддержка не нужна. Мы все работаем для того, чтобы развивать республику в технологическом плане. Поэтому единственная помощь, которую хотелось ожидать от государства – либерализация рынка, установление единых условий хозяйствования для всех игроков. Одно это может придать тот толчок индустрии, который как никогда актуален сейчас.
 

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY