Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Для нас история приставок началась со знаменитой Dendy. К моменту, когда в самом начале девяностых незатейливые игры пленили умы юных жителей бывшего СССР, консольному бизнесу уже было 20 лет. Как и на чем играли в предыдущие 37 лет?
 
Аналоговый Одиссей

История приставок начинается в 1972 году. Тогда на рынке появилась консоль Magnavox Odyssey. Еще в 1966 году ее придумал Ральф Баер. Прежде чем задумка воплотилась в пластик и металл, прошло шесть лет.


Magnavox Odyssey не была приставкой в современном понимании этого слова. У нее не было процессоров, оперативной памяти, видеочипа. В аналоговую консоль была заложена одна игра – «Хоккей». 12 перфокарт, которые шли в комплекте с устройством, физически изменяли дорожку сигнала, создавая несколько двигающихся объектов на экране, таким образом, создавая различные стили игры.

Чуть позже появился аддон Shooting Gallery с четырьмя новыми играми и световым пистолетом. Большого коммерческого успеха консоль не имела. Достаточно взглянуть на контроллеры. Всего было продано 85 000 штук.

В 1975 году появились Magnavox Odyssey 100. По умолчанию в ней были уже две игры. К «Хоккею» прибавился «Теннис». Переключение между программами осуществлялось с помощью ползунков.


Понг, без пинга

Успех игрового автомата Pong вдохновил Atari на выпуск его домашней версии. Тем более, что аркада была телевизором с дополнительной платой. В Atari спрятали ее в коробку приемлемых размеров и начали продавать как домашнюю версию аппарата Pong. Не в пример Magnavox Odyssey, играть на Atari Pong было удобнее.


Atari Super Pong, выпущенный на рынок через год, уже предлагал четыре вариации на тему одной игры. Одновременно с ним на прилавках появилась консоль Wonder Wizard Model 7702, которая представляла собой печатную плату Magnavox Odyssey 300, заключенную в удобоваримый корпус.

Сама оригинальная Magnavox Odyssey 300 была первой приставкой, не созданной в Atari, которая содержала игру в одной микросхеме. За 300-ой модель последовали Magnavox Odyssey 400 и 500. Без кардинальных обновлений как самих игр (биточки, которые отражают шарики), так и «железа».


Огненные мальчики

Fairchild Channel F стала настоящим прорывом в отрасли. Игры в Atari Pong, Magnavox Odyssey и их клонах были однообразными. К тому же игра была намертво зашита в консоль. Создатели Fairchild Channel F изобрели картридж, который содержал ROM и код для микропроцессора. И то, и другое значительно повышало полезность приставки.


Кроме того, Fairchild Channel F в 1976 году стала первой консолью с джойстиком. До этого все элементы управления размещались на корпусе самой приставки. Новинка продавалась за 195 долларов, каждый картридж обходился примерно в двадцатку.


RCA Studio II опоздала всего на пару месяцев, иначе стала бы первой программируемой приставкой в мире. Издателей хватило на 8 игр, после чего проект свернулся. У RCA Studio II не было джойстиков – это означало смерть.

В том же году Atari продолжала эксплуатировать старую маркетинговую стратегию, предлагая домашние версии своих автоматов. Так появились Atari Video Pinball и Atari Stunt Cycle. Но в тайне японцы работали над аналогом Fairchild Channel F.


Рождение легенды

Легендарная Atari VCS 2600 сделала игровые консоли такими, какими мы их знаем последние 20 с лишним лет. VCS расшифровывалось как Video Computer System. Это была самая быстрая приставка, она продавалась всего за 199 долларов с набором из 9 игр. Имела широки выбор контроллеров.


О качестве Atari VCS 2600 говорит тот факт, что появившись в 1977 году, она продержалась до середины восьмидесятых, хотя ранее консоли покидали прилавки в течение года. Для Atari VCS 2600 была написана культовая игра Space Invaders, а также Bachelor Party и Custers Revenge, которые не предназначались для лиц младше 18 лет.

После Atari VCS 2600 джойстиками обзавелись и конкуренты от Magnavox. Odyssey 3000, 4000 и 5000 имели отдельные контроллеры, но игры оставались теми же.


Чем консоль не компьютер?



Magnavox Odyssey 2, вышедшая в свет в 1978 году, фактически компьютером под управлением BASIC. Она комплектовалась блоком питания, двумя джойстиками, пультом ДУ для телевизора и тремя играми Speedway, Spinout и Cryptologic.



Atari 400 появился в 1979 году. Это была не столько приставка, сколько детский компьютер. Из-за наличия клавиатуры он напоминал пишущую машинку. В память компьютера была зашита одна программа – Notepad. Остальные запускались с картриджей.



«Компьютерный» тренд продолжила 8-битная Vectrex от General Consumer Electric. Железо консоли было совмещено с небольшим монитором. Устройство продавали за 199 долларов.


Знакомые все лица

В 1986 году Atari перезапустила VCS 2600. В новом корпусе, с обновленными компонентами, но со старой идеологией и играми она попала на прилавки под именем 2600 Junior.



Тем временем уже была готова Atari 7800. Она была построена на базе успешной модели 1977 года и поддерживала обратную совместимость со всеми предыдущими играми.



В 1987 году она была одним из лидеров, правда, не без недостатков: продвинутая графика (консоль поддерживала до 100 объектов на экране одновременно) сочеталась с отвратительным звуком.

Сердцем консоли выступал процессор Motorola 6502C с частотой 1,79 МГц, у нее были 4 Кб оперативной памяти и 144 Кб ROM.

Nintendo Family Computer (Famicom) предложила свою приставку для видеоигр еще 1983 году. Но была вынуждена отозвать ее из продажи. Первая NES не пошла из-за ошибок в программировании и дизайне материнской платы. Недостатки были исправлены и в 1984 году она стала бестселлером в Японии, а еще через год в США.



Имея тот же процессор, что и Atari 7800, NES обладала вдвое большим объемом RAM (16 Кб) и выделенной видеопамятью. Благодаря этому она поддерживала разрешение 256х240 пикселей, 52 цвета (не более 24 одновременно).



Примерно в эти же годы более менее заметна стала Sega. Выпустив несколько малоизвестных консолей, японская компания выпустила в свет Mark3-Мaster system, которой, впрочем, не удалось снискать славу – все сливки собрала NES.

Приближались девяностые, когда игромания, захватила и наc.

Приставки на территории СССР появились внезапно. Они были относительно недороги. Позволяли занять чадо на неопределенный срок. Картриджами были завалена добрая половина киосков. За приставки дрались и собирались в них играть целыми классами так же, как поколение, взрослевшие в 80-ых сутки напролет проводило перед видеомагнитофонами.

Игровые консоли были причиной многих троек в четверти и источником различных мифов. Самый распространенный о выгорающих за полгода кинескопах. Мне же довелось быть свидетелем совершенно замечательной истории. В кабельной телесети одного из микрорайонов Минска операторы что-то перепутали. В результате часа два или три жители наблюдали вместо любимой мыльной оперы, как пацаны гоняют на Dendy танчики.


До 16 и старше


Знаменитая Dendy на самом деле целиком принадлежит восьмидесятым. Это та самая Nintendo Entertainment System, о которой шла речь в первой части. Просто к началу 90-ых 8-битную приставку засунули в корпус меньшего размера и назвали в честь симпатичного слоненка. То ли это был гениальный маркетинговый ход, придуманный специально для бывшего СССР. То ли ушлые китайцы таким образом маскировали контрафакт.

Начало девяностых это время 16 битных консолей. По странному стечению обстоятельств на нее приходятся самые крупные провалы в индустрии. Например, Nec TurboGrafx-16. В общем-то неплохое устройство потерпело неудачу по нескольким причинам. Во-первых, в то время Nintendo запрещала портировать свои игры на другие консоли. Без громких имен Nec TurboGrafx-16 было трудно. Во-вторых, в Японии приставка продвигалась исключительно за счет рекламы на билбордах. Инициированное таким образом сарафанное радио сделало консоли хорошие продажи. Но когда Nec попробовала аналогичные методы в США, то провалилась. В маленькой Японии биллборды были действеннее, чем в США с их большими расстояниями. Продажи были втрое ниже, чем в стране восходящего солнца. До Европы действовать Nec TurboGrafx-16 уже не добралась.



Правда, неудачи девяностых выглядят триумфом на фоне успешных продаж семидесятых. Nec TurboGrafx-16 разошлась тиражом в 10 миллионов штук.

16-битная Sega Mega Drive (в Америке – Genesis) была большим успехом для компании. В 1989 году главным конкурентом консоли была морально устаревшая NES. Конечно, Mega Drive делала ее по всем статьям: процессор Motorola 68000 с частотой 7,61 МГц, со-процессора для обработки звука, видеочип, RAM 64 КБ, такой же объем видеопамяти, ROM 1 Мб, 64 цвета при разрешении 320 x 224.



Воодушевленная успехом Mega Drive, Sega впоследствии пыталась продлить жизнь консоли, выпуская для нее дополнения. Sega CD позволяла приставке работать с компакт-дисками. Адд-он стоил 299 долларов. Еще позже в только в Штатах появилась Sega 32X, превращающая 16-битную консоль Mega Drive в 32-битную. Она стоила 650 долларов, а появилась на прилавках, когда компания уже заканчивала работу над приставкой Saturn. Результат – продажи продолжались всего 3 месяца.



В 1990 году Nintendo выдала на гора свой 16-битный ответ Sega. Super Nintendo была оснащена процессором 65C816, который мог работать на трех различных частотах – их можно было переключать. Кроме того, у этой приставки уже был 16-битный видеочип и 128 КБ оперативной памяти.



В Японии приставка была выпущена в 1990 году, и быстро завоевала 80% местного рынка. Консолей банально не хватало, так что американский и европейский релизы отложили на год.

В 1991 году она вышла в США и Европе, но окончательно смогла победить Mega Drive только тогда, когда Sega уже начала переход на 32-битные системы. Интересно, что для штатов SNES выпускалась в плоском корпусе, который исключал попадание внутрь жидкостей: выяснилось, что американцы любят все совмещать с колой.


История провалов
NEC TurboDuo в 1992 году стала первой приставкой с поддержкой CD. Фактически это была TurboGrafx-16, к которой приделали оптический привод. В том же году Sega разродилась Sega CD, но это все-таки был адд-он, а в NEC TurboDuo привод и консоль находились в одном корпусе.



Panasonic 3DO Interactive вышла на рынок в 1993 году стала первой попыткой выпустить приставку как медиацентр. Она же стала и первой 32-битной консолью на рынке. Ее создал основатель Electronic Arts Трип Хоукинс. Несмотря на многочисленные достоинства приставка стоила бешеных денег (около 700 долларов). Из-за чего проект был прикрыт в течение пары лет.



Panasonic применила интересную бизнес-модель, продавая лицензии на выпуск 3DO Interactive всем желающим. Купили многие. Правда, продажи в масштабах девяностых были минимальны – около 2 миллионов штук. Уже в XXI веке Sony со своей PlayStation 3 попыталась выйти на рынок с консолью как с хай-енд продуктом. Результат примерно тот же, хотя история PS3 еще не окончена.



Новое – хорошо забытое старое, подумали в 1993 году в Nintendo и запустили в продажу NES 2. По 45 долларов штучка. Обычно консоли стоили около двух сотен.


Маркетинг всему голова
Причиной появления Sony на рынке консолей стала обыкновенная человеческая жадность. Причем, трудно сказать, кто из фигурантов истории был большим скрягой. Sony по заказу Nintendo делала CD-привод для SNES. После завершения работ, Sony потребовала от партнера четверть всех прибылей от продаж SNES с CD на борту. Nintendo отказала. Sony выпустила первую PlayStation. Дело было в 1995 году.



Sega Saturn – первая 32-битная приставка Sega. Руководство компании очень боялось, что Sony опередит их. Поэтому поспешило выпустить Saturn на рынок. В результате компания обманула саму себя.



Во-первых, в Sega сначала собирались снять сливки с 32-битного рынка с помощью дорогого адд-она Sega 32X. Изменив планы, компания фактически обманула покупателей дополнения, которое, напомним, стоило 650 долларов. Во-вторых, Saturn вышла раньше PlayStation, но без продуманной маркетинговой и рекламной кампании. В результате все сливки с рынка собрала Sony.



Nintendo относительно тихо вышла на рынок со своей Nintendo 64.

Через четыре года Sega решила исправиться. К выходу в США Sega Dreamcast была приурочена 100-миллионная рекламная кампания. Сама приставка имела хорошие перспективы: мощная графика, хороший процессор, портфель из хитовых игр. На первых порах ее буквально разметали с прилавков. Но вскоре эйфория сменилась горьким разочарованием. Sega продала всего 10,6 миллиона приставок и покинула рынок консольного железа, занявшись развитием игрового софта.



Причин провала Dreamcast две. Первая – подмоченная репутация после истории с Sega 32X. Вторая – использование собственного формата оптических дисков. Игры для Sega Dreamcast уже не помещались на обычный CD. По заказу компании Yamaha создала специальные GD-ROM емкостью 1,4 ГБ. Они выпускались на единственном заводе в мире, что не лучшим образом сказывалось на цене. К тому же привод Dreamcast был крайне некачественным – постоянно царапал и без того недешевые диски.



В двухтысячном году ошибку Sega повторила Nintendo. В игровой системе GameCubе применялись компакт-диски нестандартного размера. Теперь понятно почему в начале века главные прибыли доставались Sony.


Наши дни


В том же году Sony выпустила два релиза. Sony PlayStation PS1 была усовершенствованным вариантов первой приставки компании. В конце года представили Sony PlayStation PS2. Из-за проблем с производство в последние месяцы 2000 года ее смогли получить единицы, но уже в следующем она разошлась миллионами экземпляров по всему миру.



В 2002 году на рынок вышла Microsoft. Софтверный гигант, ожививший своей ОС миллиарды компьютеров во всем мире, прекрасно понимал, что главное не железо, а игры. Поэтому с не самой удачной консолью Xbox (оптический привод плохо читал диски) были выпущены такие хиты как Amped, Dead or Alive 3, Halo: Combat Evolved.



В 2004 году Sonу сделала новую версию PlayStation 2. Она получилась тоньше, легче и симпатичней первой. Ее релиз был приурочен к выходу игры Grand Theft Auto: San Andreas.



И еще одного героя нужно упомянуть. В том же 2004 году XaviXPORT стала первой приставкой, которая поддерживала распознавание изображении и была оснащена инфракрасным детектором движения. То есть, в ней были заложены принципы, позже в совершенстве реализованные в Nintendo Wii.

Ну а дальше вы все знаете: Sony PlayStation 3, Microsoft Xbox 360 и Nintendo Wii.

 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-20%
-20%
-20%
-25%
-20%
-30%