Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайтаТелекоммуникационная отрасль успешно пройдет все кризисы: так или иначе, от обмена информацией человечество уже не отучить. Один из крупнейших игроков рынка телекоммуникационного оборудования, компания ZyXEL, в прошлом году объявила о прямом выходе на белорусский рынок с открытием офиса.
 
ZyXEL Communications – ведущий разработчик сетевых решений на базе интернет-технологий. Приоритетные направления бизнеса компании, которой в этом году исполнилось 20 лет, – решения для широкополосного доступа, решения для универсальных конвергентных сетей (NGN) и сетевой безопасности, а также оборудование для цифрового дома. Решения ZyXEL (ADSL-модемы, DSL-коммутаторы, NGN-коммутаторы, Ethernet-коммутаторы и многое другое) широко используются в нашей стране – как пользователями, так и операторами связи.

О перспективах и реалиях области телекоммуникаций в Беларуси мы беседовали с одним из старожилов белорусского рынка телеком-оборудования, главой представительства ZyXEL в республике, Иваном Бецуном.

– Кризис, кризис, кризис... Сами понимаете, не можем обойти эту тему стороной. Как он отразился на вашей компании, на сегменте поставщиков телекоммуникационного оборудования в целом?

– Результаты прошлого года для нас – очень хорошие, рост составил не менее 70% по отношению к предыдущему, а открытие представительства позволило нам воспользоваться периодом наиболее активного роста рынка. Полагаю, рост рынка сказался на результативности большинства поставщиков, присутствующих в Беларуси, в этом нет ничего удивительного.

Влияние кризиса ощутили практически все. По моим ощущениям, больше всего пострадали компании, ориентированные на бюджетный сектор, т.к. не оправдались «ожидания конца года», т.е. результаты традиционно успешного четвертого квартала. Соответственно, те, кто наиболее тщательно подготовился к этому «успешному кварталу», пострадали больше остальных.

– Что можно сказать по итогам первого квартала? Каковы итоги?

– Не скрою, на текущий сезон у нас были достаточно оптимистичные ожидания, должен был состояться старт нескольких интересных операторских проектов, к которым мы интенсивно готовились. Кризис несколько изменил эти планы, но в этом нет повода для пессимизма. По нашему мнению, во время кризиса операторам и производителям оборудования следует сосредоточиться на проектах, которые дают наиболее быструю отдачу. Наиболее перспективными в изменившихся условиях становятся технологии Metro Ethernet и дальнейшая модернизация сетей ADSL-доступа, децентрализация их инфраструктуры с возможным переходом на VDSL2. Это именно те технологии, в разворачивании которых ZyXEL колоссальный опыт в мировом масштабе.

Что касается других сегментов рынка, в которых работает ZyXEL – оборудования для предприятий и домашних пользователей – то в них динамика спроса практически не изменилась. Думаю, здесь играют роль традиционные достоинства оборудования ZyXEL – высокая надежность, простота в использовании, доступная и квалифицированная техническая поддержка.

– А какие технологии будут наиболее популярны? Каким вы представляете рынок технологий для широкополосного доступа в ближайшее время?

– Я полагаю, что доминирующим видом доступа в ближайшие годы будет являться ADSL. У этой технологии есть предел, потолок скорости, но в белорусских условиях он вряд ли будет реализован очень скоро. Основным же конкурентом ADSL в ближайшее время будут являться сети, построенные по технологии Ethernet. Речь идет не о стихийных домашних сетях, а о решениях операторского класса, объединенных общим термином Metro Ethernet. Главные преимущества этого вида доступа с точки зрения пользователя – высокая скорость передачи данных и простота подключения. Операторам эта технология предоставляет широкое поле для развития новых услуг, как для частных, так и для корпоративных потребителей.

Конечно же, белорусские пользователи с замиранием сердца ждут развития высокоскоростных технологий мобильного доступа. Боюсь, чуда здесь может не случиться – стандарт 3G начинает устаревать, а технологии четвертого поколения еще не достигли зрелости. Надежды на WiMAX пока что малоосуществимы, поскольку данная технология требует серьезных инвестиций и может стать экономически эффективной только при разворачивании в национальных масштабах. Однако если сетям WiMAX в Беларуси будет дан зеленый сигнал, ZyXEL обязательно примет участие в таких проектах.

– Насколько вообще изменился рынок телекоммуникационного оборудования сейчас по сравнению с той ситуацией, что была год назад, три года назад, в начале века?

– 10 лет назад на рынке существовало четкое разделение на интернет-провайдеров и операторов связи. В области предоставления услуг интернета инициатива, несомненно, была за первыми.

Конвергенция телекоммуникационных услуг привела к тому, что в игру на рынке сетевого оборудования вступили «монстры телекоммуникаций», которые ранее концентрировали свое внимание на производстве телефонных станций и решений для телекоммуникационной инфраструктуры. Появление таких крупных игроков серьезно изменило конкурентный ландшафт на рынке.

Если вести речь об оборудовании, в частности, о его пользовательской категории, то главная тенденция последних лет – это его приближение к пользователю. Доступность и универсализация. Сетевые устройства перестали быть уделом профессионалов. Модемы перестают быть просто модемами, а последовательно превращаются в многофункциональные «девайсы», способные решить задачи доступа, безопасности, телефонной связи и обмена мультимедийными данными.

– Ваше отношение к кабельным технологиям (DOCSIS)?

– У кабельных технологий, на мой взгляд, есть две проблемы. Первая – тот факт, что по пропускной способности используемый сегодня стандарт DOCSIS 2.0 уже проигрывает как минимум ADSL. Вторая – это то, что новый стандарт DOCSIS 3.0 еще слишком молод, и переход на новое оборудование может оказаться слишком дорогим. Так что не удивительно, что большинство белорусских кабельных операторов отказывается от кабельной технологии в пользу Ethernet, попутно осваивая цифровое телевидение в формате IPTV.

– Каковы тенденции на рынке пользовательского оборудования?

– Сегодня простые ADSL-модемы удовлетворяют далеко не все пользовательские запросы, поэтому ZyXEL концентрирует свое внимание на расширенной функциональности домашних устройств доступа. Помимо таких уже привычных функций, как, например, Wi-Fi, мы выпускаем устройства с усиленными средствами безопасности, передачей данных по электрокабелю (PLC, PowerLineCommunication) с поддержкой стандарта HomePlug AV, а также решения для цифрового дома (устройства сетевого хранения, сетевые медиаплейеры).

Спрос в этом сегменте неуклонно растет. Не глядя на то, что конкуренция здесь очень ужесточилась, а цены почти достигли дна, мы рассчитываем сохранять свои позиции. Прежде всего, за счет расширенной функциональности и удобства пользования изделиями. Наши модемы и сетевое оборудование класса SOHO предельно локализованы, имеют инструкции на русском языке. Программа NetFriend, входящая в комплект каждого модема и маршрутизатора, содержит данные о большинстве белорусских провайдеров и позволяет настроить подключение к интернету за несколько секунд при минимальной квалификации пользователя.

– Кстати, а насколько сейчас популярны PLC-решения?

– Сами по себе данные технологии – достаточно узкая ниша. Есть некоторые ложные ожидания от данной технологии: например, что она способна покрывать большие территории, например весь дом, весь район…

– А как на самом деле?

– Идеальным образом обеспечивается покрытие квартиры либо коттеджа, т.е. локального сегмента электропроводки, который не выходит за пределы по дальности и другим факторам. Вполне возможна работа в пределах лестничной площадки, даже подъезда. Но главным образом PLC-технологии будут востребованы в домах и помещениях, где по различным (эстетическим, технологическим) соображениям невозможно проложить кабель, а скорости Wi-Fi недостаточно.

Да, на это мы делаем ставку, но понимаем, что рынок достаточно узок и спрос на данные устройства специфический.

– Какое место сейчас на рынке (в целом, по сегментам) занимает ZyXEL? Можете ли привести цифры?

– Оценки можно основывать только на собственных эмпирических данных, они однозначно будут не очень точными. Среди альтернативных интернет-операторов в области операторского DSL-оборудования мы однозначно занимаем первое место по количеству инсталлированных портов.

В потребительской области всё гораздо сложнее, статистики практически нет, рынок целиком никто не оценивает – мы знаем только наши цифры, но этого, к сожалению, недостаточно.

– Остается ли спрос на аналоговые модемы для коммутируемого доступа?

– Да, ZyXEL продолжает выпускать dial-up модемы, но падение спроса на них достаточно ощутимо: доступность широкополосных технологий сейчас гораздо выше, чем раньше. Рынок аналоговых модемов схлопывается и уходит в сторону узких вертикальных решений.

– Какие тенденции на рынке провайдинга вы видите в столице и регионах?

– В столице на первом месте ADSL, на втором – кабельные технологии, и рынок довольно насыщен.

В регионах ситуация немного другая: не дожидаясь, пока туда придет «Белтелеком», организации начали строить Ethernet-сети самостоятельно. Отчасти эту идею подхватили местные кабельные провайдеры. В областных и районных центрах Ethernet-сети развились гораздо быстрее, чем в Минске, при этом в некоторых городах они, в общем-то, доминируют. Вот основной контраст.

Поскольку подавляющую часть рынка доступа по ADSL планирует занять «Белтелеком», одним из эффектных выходов из ситуации для альтернативных провайдеров может быть смещение конкуренции в область технологий доступа. Это, несомненно, обеспечит разнообразие услуг и предоставит широкое поле для маркетинга. Масштабное развитие Ethernet-технологий в Минске начнется явно не ранее, чем появится легальная возможность для этого, а для региональных сетей этот вид доступа будет в ближайшее время основным.

– В прошлом году компания ZyXEL провела несколько специализированных семинаров и анонсировала создание образовательного центра. Как на эти планы повлиял кризис?

– В этой области кризис планов не нарушил, потому что потребность в сертифицированных специалистах растет, как минимум, пропорционально распространенности нашего оборудования.

От планов мы не отказываемся и собираемся их обязательно воплотить. Мы ведем переговоры с учебными заведениями для размещения центра, и, думаю, откроем его в этом году на базе одного из вузов. Такой подход позволит не только проводить сертификацию инженеров, но и интегрировать учебную программу нашего центра в учебную программу ВУЗа.

– Спасибо! И стандартный для наших понедельничных интервью вопрос в завершение: что бы вы пожелали нашим читателям?

– Я пожелал бы «держать руку на пульсе» и максимально пользоваться теми технологическими возможностями, которые предоставляет наша эпоха.

Иван Бецун

Родился в Минске в 1969 г. Закончил МРТИ по специальности «Радиотехника». Прошел стажировку программы SABIT в США по специальности «Коммерциализация технологий в телекоммуникационном секторе» С 1993 г. участвовал в основании и работал в компании «Датастрим». Женат, двое детей Увлечения – рыбалка/нахлыст.

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-10%
-20%
-50%
-50%
-10%
-30%