В Беларуси


Изображение с сайтаГенеральная прокуратура Беларуси вынесла официальное представление одному из операторов мобильной связи. Суть претензий к компании — несоблюдение законодательства о рекламе при организации и проведении рекламной игры с зазывным и интригующим названием. Схема подобных игр, как известно, проста: абонентам предлагается присылать на определенный номер SMS–сообщения в форме викторины (зачастую вопросы абонентам задаются самые примитивные, но эсэмэски обходятся дороже) в обмен на шанс получить крупный куш.
 
В данном случае участникам рекламной игры светила в виде приза приличная иномарка. Понятно, что из нескольких сотен тысяч игроков повезло далеко не всем, вот и обратились некоторые абоненты с жалобами в правоохранительные инстанции. После проверки Генпрокуратура усмотрела в действиях оператора сотовой связи нарушения законодательства о рекламе и потребовала их срочно устранить.

Один из авторов «Спор–площадки», в свою очередь, задумался: а не являются ли популярные нынче интерактивные игры в мобильных сетях и построенные на том же принципе телевикторины новым видом «лохотрона»? Может, стоило бы поднять вопрос об их запрете? Но оппонент сторонника такого эмбарго на «мобильный азарт» приводит свои аргументы, полагая, в частности, что «сотовые» викторины — не только вполне приемлемый вид досуга, но и отличный двигатель торговли. А как считаете вы?

За. Обманываться... рад!

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, принимающий правила игры:

— Сколько в той мобильной игре принимало участие, Роман? Несколько сотен тысяч? Так вот: представь битком заполненный стадион. Футбольная команда хозяев проигрывает. Одни болельщики, горестно вздыхая, расходятся по домам, сильно переживая неудачу. Но в следующее воскресенье они вновь придут поддерживать свой клуб, надеясь на победу. Другие же разочарованные зрители, потрясая билетами, орут неведомо кому: «Отдайте рубль!» Жуликов, обманщиков, виновников сорванного «шоу» они видят во всех: и в спортсменах, и в тренере, и в арбитре, и в билетере. И это «Отдайте рубль!» — старо как мир.

Стара и наша жажда зрелищ, извечен и неуемный наш азарт. Фортуна, «пруха», халява — называй как хочешь, но хотя бы втайне ее алчут, подозреваю, даже Дж.Сорос, Санта Клаус и Дед Мороз. А устроители любого вида состязаний — спортивных либо интеллектуальных — играют на людских слабостях, сколачивают свой капитал. Тоже наверняка на кураже и азарте. Но это ли повод обращаться с жалобой в прокуратуру? Лично меня участвовать в рекламной игре мобильного оператора никто угрозами не принуждал, с пистолетом у виска не стоял. На кого пенять? Не думаю, что когда–нибудь будут осаждать парадные подъезды важных инстанций толпы посетителей букмекерских контор или завсегдатаев казино. И тот, кто каждую неделю покупает лотерейный билетик, тоже осознает, что любая игра — это риск. Но ставки сделаны, можно положиться на свой опыт, удачу и интеллект, а, значит, шанс на выигрыш есть всегда. Все по–честному!

То же самое с рекламными играми в мобильных сетях и телефонными викторинами по ТВ. Что–то я не слышал, чтобы кто–либо на них разорился, пошел с сумой по белу свету или с шапкой по кругу. По сути, цена SMS–сообщения — не такая уж заоблачная. Не дороже бутылки пива. А выиграть можно автомобиль или хотя бы билет на концерт. Разве это «лохотрон»? Вот игра в наперстки в 80 — 90–х — классический «лохотрон». Помнишь, Роман, заманчивые предложения крепких уличных зазывал? «Край астраханский, край магаданский, кручу–верчу — обмануть вас хочу!» Вот это было кидалово! И шансов наивные простаки не имели ни малейших...

Признаться, очень удивился, когда в тексте представления Генпрокуратуры сотовому оператору нашел такие строки: «В ряде жалоб в органы прокуратуры и Минторговли граждане указывали, что неоднократно обращались к оператору с требованием прекратить их участие в игре, однако продолжали получать SMS–сообщения с навязчивыми призывами продолжить игру и обещаниями скорого выигрыша». Возможно, оператор мобильной связи проявил излишнее рвение. Но зачем так сильно нервничать? Вот ты, Роман, разве бросаешься строчить «телегу» на производителей телерекламы, нагло оборвавшей неподражаемого Марлона Брандо на полуслове? Или тратишь дни напролет на поиск спамеров, засоряющих твой компьютер скабрезными предложениями? Если так, то вот тебе еще повод для тяжбы: требуй убрать с твоей дороги на работу «навязчивый» билборд, рекламирующий шоколадки. Позвони в Минторг и резани правду–матку: «Не хочу я ваших шоколадок! У меня диета! Отдайте рубль!» Абсурд? Но разве не до абсурда доводят ситуацию противники интерактивных игр, являющихся, по сути, новой и весьма эффективной формой рекламы товаров и услуг?

Впрочем, у моралистов своя логика. Всегда найдут к чему придраться. Жалуются, к примеру, на... девушек из телефонных ТВ–викторин. Дескать, и одежда на них символическая, и формы слишком пышные... А вам кого хотелось бы видеть, граждане пуритане? Мужиков в галстуках или Хрюшу со Степашей? Тут ставки, деньги крутятся немалые. А где деньги — там и красивые девушки. Впрочем, они везде сейчас на ТВ: и в прогнозе грозы с ливнями, и в большом телевизионном теннисе...

Наверное, SMS–викторины рассчитаны в основном на подростков и их папаш, не желающих после дня за станком или баранкой сильно напрягать мозги. Но это ли повод для претензий? Не требуем же мы ввести эмбарго на Билана и «ВИА Гру», оставив слушателям и зрителям лишь симфонические оркестры и вдумчивых джазменов. Не накладываем же вето на футбольный «бей–беги» второй лиги, оставляя монополию за кудесниками мяча из топ–клубов. Вот и мобильные развлечения — своеобразный низший дивизион такого обширного и глобального явления, как «интеллектуальные казино». Кому–то в этом мире азарта, риска и ставок больше нравятся респектабельные господа из «Что? Где? Когда?» с их мозговыми штурмами. А кто–то «клюет» и «западает» на декольте мулаток, предлагающих составить слово из тупо разбросанных букв. Одним хочется размять мозги в компании с Борисом Бурдой, а другим «пофлиртовать» в прямом эфире с силиконовой моделью. Дело вкуса. Плохой он или хороший — это вкус к жизни. Зачем же его перебивать горькой приправой недовольства? Да еще отрывать серьезных людей от борьбы с настоящими жуликами...

Против. Место игре — на обочине жизни

Роман РУДЬ, раздраженный новым «лохотроном»:

— Наперсточники вернулись, Андрей. Пятнадцать лет назад, помню, они у стадиона «Динамо» орали в мегафон, наверняка украденный с какой–то спасательной станции: «Мадагаскарский покер, китайское лото: приходишь в шляпе, уходишь в пальто!» Запомнил, как плакала тогда седая старушка, которая наверняка осталась без шляпы — молодые аферисты «выиграли» у нее всю пенсию... Сейчас нахальные зазывалы слегка окультурились: они кричат почти то же самое, только обещают легкий выигрыш не в допотопный мегафон, а путем телевизионной рекламы. Вместо примитивных «наперстков» и «календариков» появились более благозвучные «викторины» и «рекламные игры». А суть осталась прежней: выколачивание прибыли из людской слабости. Нажива на естественной человеческой доверчивости.

Как работает этот механизм? Человеку предлагается поучаствовать в викторине, разыгрывается автомобиль. Типичный вопрос: «Назовите столицу России. Возможные ответы: Аддис–Абеба, Москва, Шепетовка». Разумеется, 99 процентов участников выберут второй вариант, посмеявшись над другими позициями. Простота отгадки очевидна, но точно так же казалось очевидным, под каким наперстком спрятался шарик... При этом люди думают, что они всего лишь отправляют SMS с правильным ответом, а на деле — платят за участие в розыгрыше, так как стоимость такого сообщения — гораздо выше, чем обычной эсэмэски. Понимаешь? Вот ты за здорово живешь отдашь две кровные тысячи? И никто не отдаст. Поэтому в так называемых «рекламных играх» банальное выкачивание денег завуалировано под якобы вопрос будто бы викторины. И на этом лукавство организаторов современного лохотрона не кончается. Они твердят, что чем больше «правильных ответов» (читай — дорогих SMS–сообщений) ты пришлешь, тем больше твой шанс на выигрыш. Узнаешь знакомый принцип «одноруких бандитов»? Хозяева этих игральных автоматов тоже утверждают, что аппараты надо досыта накормить деньгами: мол, тогда выигрыш будет вероятнее и жирнее... Люди рассчитывают на счастливый шанс, надеются на удачу... и остаются ни с чем. Спекуляция надеждой — вот как я бы назвал этот вид мошенничества.

Ты говоришь, что наивные простаки сознательно делают свой выбор? Дескать, вольны отказаться от игры, но почему–то втягиваются в нее... Пользуясь твоей логикой, следует отменить и ответственность за распространение наркотиков — ведь наркоманы сами ищут себе дозу, никто их насильно не колет. И торговцев оружием тоже не стоит наказывать: они никому не навязывают «стволы», спрос формируют покупатели... Я правильно тебя понял?

Кстати, ты напрасно утверждаешь, будто никто не принуждает людей к участию в играх. Сам же цитируешь представление прокуратуры: «Граждане указывали, что неоднократно обращались к оператору с требованием прекратить их участие в игре, однако продолжали получать SMS–сообщения с навязчивыми призывами продолжить игру и обещаниями скорого выигрыша». Как видишь, в отличие от наркодилеров торговцы надеждой весьма настойчивы в продвижении своего товара... И даже на время забывают о своей принципиальности. Меня, например, всегда удивляет следующий казус: когда на телефонном счету у тебя образуется малейший минус, оператор связи шлет грозное предупреждение, что телефон будет отключен... Но если ты играешь в их SMS–игру, они закроют глаза на отрицательный баланс твоего счета — ты сможешь спокойно отправлять недешевые сообщения, пока не останешься должен пару миллионов...

Уже весь мир ополчился на интернет–спамеров, было даже несколько громких судебных процессов против них. Почему в таком же порядке не преследуется бесконечный спам операторов сотовой связи и навязчивые телепризывы с обещаниями легких денег? В законе четко сказано, что реклама игр, основанных на риске, не должна содержать высказывания, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска. Почему же мы постоянно слышим такие высказывания? Разве призыв отгадать «сложнейшую» загадку в одной из викторин — «На какой реке стоит город Волгоград?» — не есть обещание беспроблемного выигрыша?

Все прекрасно понимают, что казино и залы игровых автоматов — заведения, мягко говоря, не совсем нравственные. Хотя чего уж мягко–то... Порочные заведения. Их прибыль основана на человеческом пороке — страсти к азартным играм. Поэтому для казино создают своего рода игорные резервации, постепенно выносят их за пределы городов... Никто не ропщет, общество согласилось, что место игорным домам — за сотым километром... Не пора ли вынести за пределы нашей жизни, куда–нибудь на ее обочину, и разнообразные рекламные игры?