Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


ЕЩЕ ПРО ТИБО-2009

В столичном футбольном манеже в обед 25 апреля завершилась 16-ая международная выставка и конгресс ТИБО-2009. Завершилась успешно и очень вовремя – после обеда в соседнем с Манежем «Мире фитнеса» произошло ЧП (утечка хлора), но посетители ТИБО к тому времени давно разошлись, и настроение-здоровье неприятный инцидент им не испортил.
 
Сразу разъясним заголовок: мы склоняемся к первому варианту (несмотря на статус инфоспонсора, это – искренне). Невзирая на потрясения рынка, ТИБО-2009 по-прежнему остается одним из ключевых ИКТ-событий года. Дух выставки никуда не делся, да и посетителями она востребована по-прежнему. Конечно, Беларусь не минул мировой кризис ИТ-выставок, но даже с развитием интернета подобные «оффлайн»-мероприятия остаются весьма востребованными. Несмотря на несколько сократившуюся экспозицию и скромный «неюбилейный» характер, всем 34 тысячам посетителей (по данным организаторов) ТИБО-2009 нашлось, чем заняться: молодежь и любители халявы других возрастов оккупировали стенды мобильных операторов и прочие «громкие точки».

Деловые люди, как раз, пытались найти спасение от оглушающей музыки и громогласных голосов ведущих – несмотря на то, что точек общепита в манеже прибавилось, спокойно пообщаться ни там, ни на стендах практически не получалось, особенно в горячее обеденное и послеобеденное время. В однозначном выигрыше оказалась пресса: журналистам нашлось с кем пообщаться и о чем написать по итогам как самой выставки, так и конгресса: когда ещё столько «причастных» к ИКТ чиновников и руководителей соберется в одном месте?
 

Кстати, в этом году на ТИБО было как-то особенно много высоких гостей: не считая представителей Минсвязи во главе с министром, выставку посетили глава администрации президента В.Макей, заместитель премьера В.Буря, замгоссекретаря Совбеза Беларуси С.Зась, член Совбеза и помощник президента по национальной безопасности В.Лукашенко...

Чем могла запомниться посетителям выставка в этом году? Экспозиция нынче «похудела» минимум на один пролет, но, если честно, это было не слишком заметно – все «генераторы шума» остались на месте, промо-девушек не убавилось, а отсутствие ряда ИКТ-компаний компенсировали «печатники» – в рамках ТИБО-2009 разместилась и экспозиция XII Международной специализированной выставки COMBIT-2009, посвященной применению информационных технологий в издательстве, полиграфии и рекламе.

Демонстрировалось не только само печатное оборудование, но и результаты его работы.

«Потери» в этом году не сильно бросались в глаза, но при ближайшем рассмотрении обнаруживалось отсутствие единственного не-GSM оператора DIALLOG (зато вернулся velcom), продукции LG, HP, Motorola, Canon, «Витязя»… Крайне мало выставлялось компьютерной техники: её можно было обнаружить на считанных стендах, тогда как печатающих устройств, специализированных решений и цифровых фотоаппаратов было не в пример больше.


Несмотря на этот перекос, хватало интересных экспонатов. Например, МТС показывал аутентичный автомат по продаже газировки и представлял выступления стильных артистов (даже J:морс заезжал), velcom – настоящий и «тренажерный» мотоциклы...

 

 

Конечно, были викторины и конкурсы для посетителей – куда без них? Не забывали гиганты, к счастью, и об услугах связи, но действительно серьезных анонсов ни один из них для ТИБО не заготовил: velcom сообщил об ускорении EDGE, а МТС продвигал обновленный WAP-портал и плеяду различных услуг, но гвоздя экспозиции в обоих случаях разглядеть не удалось.

 

 

life:) тоже обошелся без «гвоздей», что ничуть не помешало старому-новому оператору собирать вокруг своего стенда толпы народа и подключать абонентов в больших количествах. Только за первые два дня ТИБО-2009 life:) произвел больше тысячи подключений на своём стенде. Посетители приходили поучаствовать в розыгрышах мобильников, попить кофе в стиле life:) (только для «новоподключенных»), запечатлеть себя рядом со стильными life:)-шариками и большими фотостендами. Количество розданных оператором мелких и не очень сувениров не поддавалось исчислению. «Людям очень нравится наш стенд на ТИБО», – заключил глава life:) в Беларуси Озджан Эрмиш.

На пресс-конференции в рамках ТИБО-2009 г-н Эрмиш живописал планы компании по поводу 3G (компания готовит открытое тестирование технологии по всей республике), а также конвергентных услуг. Озджан Эрмиш охотно поделился результатами прироста абонентской базы, но финансовые результаты не озвучил: сначала публичный отчет Turkcell Group и только потом комментарии на местах.

Главный фиксированный (и даже уже немного беспроводной) оператор страны – «Белтелеком» – в этом году обошелся без громких анонсов. Разве что на стенде показывал возможности pre-WiMAX решения (Canopy), которое не блистало скоростными характеристиками: средний поток оставался на уровне 15-20 КБ/с.

Впрочем, до конца года «Белтелеком» планирует развернуть в Беларуси «настоящий» WiMAX. О реальной эффективности и экономической целесообразности WiMAX можно спорить, и если даже Nokia отказалась от поддержки WiMAX, «это что-нибудь да значит». Каковы перспективы подобных сетей в республике, не знает, похоже, даже сам «Белтелеком». Ещё несколько лет назад глава предприятия Константин Тикарь крайне сдержанно высказывался о WiMAX, теперь расстановка акцентов несколько изменились, но «Белтелеком» всё равно не рассчитывает на массовость WiMAX – этот проект будет нишевым, но не имиджевым: оператор планирует выйти на окупаемость через 3 года после запуска.

Проблем с WiMAX в Беларуси пока более чем достаточно; как сообщил Константин Тикарь, решаются вопросы электромагнитной совместимости, частотно-территориального планирования, ведется предпроектная подготовка, определяется месторасположение базовых станций WiMAX.

Кроме конкурсов, консультаций, Wi-Fi и WiMAX демонстраций, на стенде «Белтелеком» каждый день ТИБО-2009 открывал фрагменты «картины будущего», снимая с доски гроздья магнитных бабочек. По мнению оператора, будущее выглядит как-то так.


 

Nokia Siemens Networks заняла огромный стенд в самом начале экспозиции, но для демонстрации решений компании хватило четырех дисплеев и полноценной базовой станции (неизлучающей, правда).

Изюминкой экспозиции в этом году стала платформа для предоставления сервисов, основанных на определении местоположения абонента (LBS, Location-based services). Для вычисления координат совсем не обязательно использовать технологию GPS, достаточно возможностей сотовой сети. Моделей применения технологии – масса, от контроля за детьми до, например, передачи абоненту соответствующей рекламной (или просто полезной) информации. Проходите мимо кафе, а вам – SMS, мол «у нас сегодня скидки на обеденное меню, милости просим!». Белорусские операторы заинтересовались сервисом, но вот позволит ли (и если да, то с какими оговорками) предоставлять подобные услуги белорусское законодательство – бо-о-ольшой вопрос.

Ещё один интересный сервис, представленный NSN на стенде, – Identity Management. Данная система позволяет оператору собирать о пользователях актуальную информацию для автоматического её использования на отдельных сайтах. Например, заходите с мобильника на mail.tut.by, а оператор автоматически передает сайту ваши логин и пароль. Небезопасно, говорите? Зато как удобно! Не надо напрягаться и самому вводить данные. Кроме того, Identity Management выполняет функции делегированного управления данными о пользователях, а также унифицирует информацию о пользователях в базе оператора.

Одно из наиболее заметных решений NSN на выставке (как минимум, по высоте) – готовая базовая станция нового поколения с поддержкой нового стандарта беспроводной связи, LTE (4G). Для его включения действительно будет достаточно «обновить прошивку». Ещё одно «железное решение» NSN, продемонстрированное компанией на ТИБО-2009 – персональный «фемтошлюз», миниатюрная базовая станция для обеспечения связью отдельных офисов, квартир, домов. Фемтошлюз особенно эффективен там, где требуется более высокое качество связи или расширенная ёмкость сети.

Ericsson на выставке говорила о перспективах LTE и гигабитной пассивной оптике (GPON) и, по традиции, представляла свою широкую линейку операторских решений. Например, обновленный WAP-портал МТС основан на новейшей аппаратно-программной платформе Ericsson Mobile Services Delivery Platform (MSDP), благодаря которой оператор связи сможет быстро и эффективно выводить на рынок новейшие мультимедийные услуги.

Похожим по концепции оказался и стенд Alcatel-Lucent – огромная экспозиция с множеством коммуникационных продуктов, от массивных мультиплексоров до IP-терминалов.

А вот белорусских ноутбуков производства МПОВТ, к сожалению, обнаружить не удалось.


Не отставали от производителей и интеграторы: НТООО «СвязьИнформСервис» представила собственные решения и технологии партнеров, среди которых Siemens, Nokia Siemens Networks, Thomson, Net Insight AB, Huawei и других. Кроме операторских и корпоративных продуктов компания предлагает и ряд пользовательских устройств. Например, в продаже уже находятся декодеры для цифрового телевидения формата DVB-T (MPEG-4).

Из компаний, занимающихся ПО, запомнились стенды корпорации Oracle/СЗАО «CompIT Technologies» и «Галактики». Традиционно, не пропустила ТИБО-2009 и компания «Софтлайн». На этом фоне, кстати, стали гораздо заметнее фирмы, предлагающие услуги консалтинга и обеспечения информационной безопасности: IT Sphere, HeadTechnology, Nord-Soft и другие.

Весьма активно (как, впрочем, и прежде) выставлялась на ТИБО-2009 продукция Xerox. Глава представительства Xerox в Республике Беларусь, Александр Швец, провел пресс-конференцию, где рассказал о реалиях и прогнозах развития рынка печатающей техники в Беларуси.

 

По словам менеджера, рынок, безусловно, сжимается, но доля Xerox в ряде секторов при этом растет. Xerox занимает агрессивную позицию на рынке, ведет работу напрямую с любыми, даже небольшими, заказчиками и обеспечивает индивидуальный подход к каждому клиенту.
 

В прошлом году Xerox заработала в Беларуси более 18 млн долларов (+50% по сравнению с 2007 годом). Ситуация на рынке нестабильна и А.Швец прогнозирует, что переломным будет момент между третьим и четвертым кварталами нынешнего года. Впрочем, у Xerox, как и у её крупных конкурентов (HP, Samsung, EPSON) есть все шансы успешно пережить кризис и при этом активно поучаствовать в переделе рынка.

Нашла своё отражение на ТИБО-2009 и новинка белорусского рынка, интерактивные доски. Они демонстрировались минимум на двух стендах. Приспособления из проектора и набора датчиков для определения положения указателя (пальца, маркера, указки) уже завоевали значительную популярность на Западе и потихоньку начинают продвигаться на Восток – в образовательные учреждения, организации, госучреждения. Поверхность интерактивной доски хорошо откликается на любые прикосновения, данные передаются на компьютер и отображаются на экране:

Ассоциация «Белинфоком» выбрала не очень удачное место для своего стенда, в непосредственной близости от которого разместился один из главных возмутителей спокойствия – life:) Тем не менее, все посетители могли получить буклеты с информацией об ассоциации и получить комментарии из первых уст.

Белорусские госпредприятия и учреждения образования ничем особенным не удивили. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники демонстрировал поглощающую излучение накладку на системный корпус и «фильтр» для монитора – прозрачную рамку, заполненную жидкостью. По мнению специалистов университета, даже излучение от ЖК-монитора следует экранировать, равно как и переднюю часть системного блока.

       

Согласно представленным на стенде ТТХ системы, она работает в диапазоне 300-3000 МГц, ослабляет ЭМИ в 10-100 раз, поглощает до 50% ЭМИ и 100% ультрафиолетового, а также инфракрасного излучения.

О коммерческих перспективах подобных защитных экранов представитель университета не сообщил, а вот чехлы с защитой от излучения мобильника (прилегающую к телу часть закрывает специальная экранирующая прокладка) уже готовы к массовому производству:

«Горизонт» в отсутствие главного витебского конкурента показывал банкоматы, радиоприемники и, конечно, ЖК-телевизоры. В центре внимания – 47” ЖК-телевизор с поддержкой разрешения 1920х1080 (Full HD) и частотой обновления 100 Гц.

 

Традиционные светодиодные табло показывал «Интеграл». Кроме того, объединение демонстрировало прикроватные медицинские мониторы, мониторы для машин скорой помощи и другие собственные разработки.

Эффектным стендом порадовала «Белпочта». Да и по количеству демонстрируемых услуг иные госпредприятия могли бы позавидовать работникам почты. Например, в этом году «Белпочта» представила электронную марку: она приобретается на сайте «Белпочты» и распечатывается на конверте самим отправителем, при этом никаких специальных программных средств не надо. Ещё одним из экспонатов (правда, виртуальным) стали передвижные отделения почтовой связи для отдаленных регионов, оказывающие такой же набор услуг, как и стационарные отделения связи: прием всех видов почтовых отправлений, прием подписки, выплата пенсий, прием платежей...

Из интернет-провайдеров на ТИБО-2009 (кроме «Белтелекома» и сотовых операторов) с наибольшим размахом выставился «Атлант Телеком» – оператор провел на свой стенд в самом начале экспозиции интернет по Ethernet (100 Мбит/с), организовал музыку, танцевальный аппарат и «Wi-Fi-скамейку».


«Деловая Сеть» работала тише, да и концепция стенда была другой: он был оформлен в хиппи-стиле, а милые девушки раздавали буклеты с информацией о «дневном анлиме» SML Day на скорости 512 Кбит/с за 114 тыс. рублей.

На капоте ретро-авто уютно устроилась фирменная корова:

А «Открытый контакт» продвигал, в основном, не услуги интернет-доступа, а свои интернет-сервисы – систему магазинов Shop.by и портал Open.by. Не остался в накладе и TUT.BY: прекрасные представительницы белорусского портала одаривали участников выставки сувенирами.

Кабельный провайдер «Космос ТВ» основательно подготовился к ТИБО-2009 На время выставки компания начала вещание в своей кабельной сети 55 некодированных цифровых телеканалов (DVB-C), из них семь – в формате высокой четкости (HD; среди них – LUXE TV HD, FashionTV HD и другие). Каналы транслировались в диапазоне 418-458 МГц.

Впоследствие для приема цифрового телевидения как в кабельном, так и в эфирном формате вещания потребуется использовать специальные декодеры. «Космос ТВ» технически готово к цифровому вещанию, его коммерческий запуск сдерживают организационные вопросы.

 

«Космос ТВ» в своей провайдерской ипостась приурочил к ТИБО-2009 запуск нового интернет-тарифа «СТАРТ», безлимитного круглосуточного интернет-доступа на скорости 128 Кбит/с. Тариф на 5 тысяч дешевле белтелекомовского «Домоседа», но за 55000 рублей ежемесячно. Тариф предоставляется только физическим лицам и в случае превышения 11 ГБ внешнего трафика скорость будет снижена до 32 Кбит/с.

В «государственном» ряду сразу бросается в глаза стенд «НИИ средств автоматизации», демонстрирующий тренажер машиниста метрополитена. Кому попало джойстик виртуального машиниста не доверят, но для подготовки специалистов разработка представляется весьма перспективной. Тренажер может эмулировать различные аварии, нештатные ситуации в метро, а также стандартные элементы движения по тоннелям, станциям и депо. По словам представителей «НИИСА», уникальной разработкой уже интересуются в Украине и в России. 

Традиционно в рамках ТИБО происходит целый ряд мероприятий, не сразу заметных при взгляде со стороны. В этом году особенно много участников собрали тематические круглые столы в рамках конгресса ТИБО-2009 (пленарное заседание, "Широкополосный доступ в интернет", "Информационное общество", "Электронная торговля и цифровая экономика", "Цифровой контент" и "Информационная безопасность") - основные новости по их итогам уже написаны или же появятся в ближайшее время. В очередной раз под эгидой ТИБО прошел конкурс графического дизайна, а также нашла своих обладателей интернет-премия.

 

Удался ли нынешний Форум ТИБО? Все зависит от целей и ожиданий, а также собственного отношения к мероприятию. Те, кто изначально относились к выставке с предубеждением, наверняка нашли массу подтверждений своей позиции – и экспозиция уменьшилась, и ничего радикально нового, и часть экспонентов «отвалилась». Оптимисты отметили активность компаний несмотря на кризис, сохранившийся дух выставки, а также традиционно высокий интерес публики.

 

Единственной же объективной проблемой остается шум – в очередной раз и экспоненты, и посетители справедливо сетуют, что спокойно пообщаться на выставке трудно, особенно если на каком-то из стендов поблизости началась шоу-программа. Разумным кажется выделение «спокойных» участников выставки в отдельный павильон или серьезные, действенные ограничения по громкости звукоусилительной аппаратуры на «развлекательных» стендах.

Нынешняя ТИБО не поразила откровениями, но при этом прошла на традиционно высоком уровне. А отсутствие плохих новостей – уже хорошая новость. До встречи через год!
 

Николай ЩЕТЬКО

Фото: Николай ЩЕТЬКО, Наталья ЧЕРКЕСОВА, пресс-центр ТИБО-2009
 

Нужные услуги в нужный момент