• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234
реклама

Интервью по понедельникам: Gemius


Михаил Дорошевич | Фото: it-job.byБелорусский рынок всегда был не слишком прозрачен для исследователей. Причем оставалась «за кадром» не только финансовая информация, но и даже простая статистика. А если последняя и оглашалась, то было очень трудно выяснить её корректность. Со статистикой по Байнету всё довольно тяжело, не до конца ясен и качественный состав белорусской интернет-аудитории... Тем не менее, исследовательские компании стараются восполнить этот информационный пробел: белорусским рынком заинтересовались крупные западные игроки, такие как Gemius.
 
Сегодня наша беседа – с Михаилом Дорошевичем, главой Gemius в Беларуси, большим любителем достоверных цифр и качественной ИТ-статистики.

– Михаил, так все же, сколько в Беларуси интернет-пользователей?

– У нас в апреле было зафиксировано 2 893 417 пользователей. Интернет-пользователем мы считаем человека, который пользовался интернетом хотя бы раз в месяц. Это требования стандарта IAB.

– То есть, эти 2,9 млн – аудитория белорусских сайтов?

– Нет, это все белорусские интернет-пользователи. Среди них какая-то часть (и, к сожалению, значительная) вовсе не пользуется белорусскими ресурсами.

– Можете ли назвать процент, хотя бы приблизительно?

– Это может быть только моя приблизительная оценка. Я думаю, около 30% или даже больше. Но хотел бы ошибиться.

– А чем вообще вызваны такие расхождения в оценках количества интернет-пользователей? Например, Минсвязи говорит о 3,1 миллионе пользователей, МСЭ в прошлом году рапортовал о 6 миллионах…

– Да, я всегда с этой оценкой МСЭ боролся и борюсь. Цифра, на мой взгляд, нереальная. Пользователей интернета в Беларуси очень мало. Да даже если брать 2,9 млн от всего населения 9,6 млн – процент невелик. К тому же, наиболее ценные и важные – люди, которые пользуются интернетом ежедневно. Здесь цифра будет ещё меньше.

– Можете назвать её?

– Процентов 15-17% от всего населения страны. В прошлом году это было 11-12%. В 2006 году – 5-6%. Я думаю, что увеличение происходит с началом массового использования широкополосного доступа.

– А что вы можете сказать о динамике? Насколько быстро прирастает число белорусских интернетчиков?

– Мы ведем исследования только с декабря, ещё и года нет, чтобы увидеть, как изменится динамика белорусского интернета. Но если судить по тому, что существует очередь на подключение к byfly – спрос есть. Интернет развивается, увеличивается число тех, кто пользуется интернетом ежедневно. Хочется, чтобы таких людей было больше. Это самые «тяжелые» пользователи, им интересно в Сети, им нужен хороший и качественный контент.

– И всё же, мы топчемся на одном месте или двигаемся вперед? Ведь оценка «около 3 миллионов» в отношении белорусских интернет-пользователей витает в воздухе уже давно…

– Число пользователей, естественно, растет, но оно бы могло расти больше и быстрее, если бы был более дешевый доступ, больше возможностей подключения в небольших городах. Я вижу очень большую перспективу в развитии мобильных операторов. Передача данных для них становится очень важным моментом. Я думаю, что с уменьшением стоимости мобильного интернета он станет очень важным толчком для развития. Примерно таким, как когда-то ввод беспарольного доступа «Белтелекомом» сделал пользование интернетом не элитарным занятием, а вполне доступным в Беларуси. Сейчас мобильный интернет есть по всей стране, но когда он будет дешевле и быстрее, то многое изменится.

– А подешевеет ли мобильный интернет?

– Я надеюсь, что да :) Мне кажется, что интернет дорог именно тогда, когда мало пользователей. Вообще, было бы замечательно, если бы операторы его дотировали…

– Хорошо бы :) Окей, число белорусских интернет-пользователей растет. Но можно ли говорить о том, что всё больше их обращает внимание на белорусский интернет?

– Интерес к белорусским ресурсам растет. Даже за счет «гостевого доступа» byfly. Все сайты-участники говорят о том, что их аудитория растет, и за счет именно белорусских пользователей.

– В чем проблемы белорусского интернет-рынка?

– Ситуация достаточно простая. Мне, как исследователю, всегда не хватало цифр. Методологически выверенных, доступных. Цифры – проблема белорусского ИКТ-рынка.

В начале 2000-х велись огромные дискуссии на тему: «один у нас миллион пользователей или два?» и как этих пользователей посчитать. Но в какой-то момент, цифры стали серьезной и актуальной проблемой. Проанализировав существующих игроков, я пришел к выводу, что для выхода на белорусский рынок очень подходит агентство Gemius. Я провел переговоры и привел их сюда. Gemius не хотел приходить на белорусский рынок и из-за размера, и из-за отсутствия денег. Поэтому переговоры длились почти год. Но потом все начало двигаться очень стремительно: если в октябре мы только начали раздавать площадкам код, то в феврале уже получили первый отчет.

– Заинтересованы ли рекламодатели в повышении прозрачности рынка?

– Когда есть сертифицированные данные, международно-признанные по какой-то методологии, то компаниям проще ориентироваться, возникает интерес и спрос. Я очень рад тому, что в очередной раз активизировался интерес к исследованиям интернета, и я считаю, что не без нашей помощи. Чем более измеряемым и прозрачным будет рынок, чем он будет более понятен рекламодателям и рекламным агентствам, тем лучше будет для рынка.

Вся рекламная активность сейчас – это показ баннеров. А ведь белорусские рекламные площадки могли бы быть ценны рекламным агентствам именно проведением каких-то уникальных акций, которые можно провести только на них. Хорошо, когда существуют глобальные, крупные проекты – российские или международные, но непосредственно развлекать публику можно только на локальных ресурсах.

– Каковы сложности с получением статистики? В целом, какова проблематика?

– Нам бы хотелось, естественно, чтобы у исследования был больший охват – больше сайтов-участников. Тогда цифры будут более достоверными, более точными. На них рынку будет лучше ориентироваться.

К сожалению, я вижу пока такую ситуацию: все лишь предполагают, что интернет более эффективен, чем другие медиа. Но крупные игроки не знают, что все инструменты для того, чтобы это измерить и доказать, уже есть, нужно просто желание ими воспользоваться. Мы сейчас стараемся, чтобы данные и инструменты были легко доступны.

– По каким показателям и насколько серьезно мы отстаем в плане развития интернета от соседей?

– По очень многим. Это и инфраструктура, и количество интернет-пользователей, и электронная коммерция, и контент-проекты, и интернет-реклама. Т.е. работы для всех в Беларуси очень много чтобы достичь уровня соседей и передовых европейских стран.

– В каких крупных и престижных зарубежных мировых исследованиях Беларусь не представлена, и ваше мнение – почему?

– Во многих. Это связано с тем, что Беларусь мало участвует в международных проектах. Немногие крупных ИКТ-компании присутствуют на белорусском рынке.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Больше дешевого и разнообразного по видам доступа интернета и большего числа прекрасных белорусских интернет-ресурсов.


Михаил Дорошевич о себе

Связан с интернетом с 1995 года. Первый белорусский проект создал в 1997. С 2001 года занимаюсь проектом e-belarus.ORG. Интересы в области электронного правительства, информационной политики, новых медиа, экономики знаний.


 
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY