Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Юрий ЗиссерСегодня только ленивые не говорят о степени влияния кризиса на различные сектора рекламного рынка. До сих пор в Беларуси в секторе интернет-рекламы все было хорошо, рынок рос в разы. Даже на этот год эксперты прогнозировали положительную динамику. Однако в последнее время все чаще звучат неоднозначные мнения и разные оценки его перспектив.
 
Marketing.by решил обсудить основные тенденции белорусского рынка интернет-рекламы с создателем и генеральным директором УП «Надежные программы» (торговая марка TUT.BY) Юрием Зиссером.

— Прошли первые 4 месяца этого года. Какие итоги развития белорусского рынка интернет-рекламы в целом и итоги работы портала ты можешь подвести по результатам этого периода?

— Все выглядит вполне благополучно. Во всяком случае, в каждый из первых пяти месяцев этого года продажи рекламы на TUT.BY — естественно, измеренные в долларах — превышают аналогичные показатели прошлого года. Насколько известно, у других площадок тоже все в порядке. В силу бурного роста интернет-рекламы кризис в этой индустрии выразится в замедлении роста, но не в падении. Дай Бог другим отраслям такой кризис!

— Что мешает более быстрому развитию белорусского рынка интернет-рекламы?

— Белорусский рынок и без того до сих пор рос в 2 раза каждый год. Куда еще быстрее-то!

— Как ты оцениваешь перспективы развития рынка интернет-рекламы в Беларуси и интернета в целом? Какова будет динамика: в плюсе или в минусе будем в конце года?

— «Минуса» по интернет-рекламе точно не будет. В худшем случае будут повторены прошлогодние показатели. В идеале рынок вырастет процентов на 50. Реально, наверное, будет что-то среднее. Тем временем доступ в интернет и объем трафика продолжат бурный рост прежними темпами. Никто из-за кризиса не откажется от интернета. Особенно вырастет мобильный интернет.

— Насколько оправдало себя решение о переходе с этого года на новую систему продаж рекламы на портале? Судя по количеству рекламы на титульной и скидочным акциям на рекламу, ситуация складывается не очень оптимистично.

— Решение о создании «Веб Эксперта» себя оправдало полностью. После начального периода трений РА и площадки приспособились к новой системе продаж. Уже в марте на некоторые позиции титульной снова появились очереди, хорошо знакомые рекламодателям по докризисной эпохе, за чем последовал подъем цен. Как я уже упоминал, во все пять месяцев нынешнего года продажи по сравнению с прошлым годом существенно выросли, в отдельные месяцы почти вдвое. Причем заметный рост по доходам был даже в «мертвых» январе и феврале, поскольку эти месяцы и в прошлые годы были провальными, тоже было намного меньше рекламы. Просто раньше этого не замечали.

— Есть ли какие-либо планы у TUT.BY по изменению дизайна сайта, по введению новых сервисов и прочее?

— В нашем собственном отделе разработки уже 20 человек, и продолжаем набирать народ. Неспешно идет работа по переделке подачи информации на титульной странице. Но никаких глобальных революций на титульной не будет, иначе пользователей потеряем. Скоро появится сервис «События», или Афиша 2.0, тесно связанный как с сервисом afisha.tut.by, так и с социальной сетью, которую тоже будем развивать. Появится долгожданный картографический сервис. Начали перевод почты на Gmail, Google Docs и другие сервисы Google Apps. Развиваем все разделы портала. Планы большие, работы много.

— Ходят слухи, что «Веб Эксперт» со временем станет рекламным интернет-агентством? Насколько реальная такая перспектива?

— Это абсолютно нереально. «Веб Эксперт» никогда не станет конкурировать с рекламными агентствами, для сотрудничества с которыми и был создан. Неучастие медиаселлера в тендерах и неконкуренция селлера с РА — принципиальный стратегический момент.

— Как ты оцениваешь перспективы развития социальной сети I.TUT.BY. Сможет ли она в будущем конкурировать с аналогичными российскими площадками?

— Всего за какой-то год с небольшим существования число пользователей «Я ТУТ!» достигло 400 тысяч, а это — половина белорусских пользователей «ВКонтакте» и 2/3 белорусских пользователей «Одноклассников». Каждый день пользователи «Я ТУТ» посылают друг другу 200 тысяч сообщений. В этом и следующем году мы активно будем развивать функциональность нашей сети. Рассчитываем, что через полгода-год догоним россиян если не по количеству пользователей, то как минимум по монетизации

— Многие говорят, что TUT.BY стало неинтересно читать… поскольку большая часть контента на портале является заимствованным. Также известно, что портал планирует создание редакции, которая будет заниматься подготовкой собственного контента.

— Не планирует, а давно создал. Каждый день на портале появляется минимум десяток собственных публикаций в различных рубриках и стилях: то классическая написанная журналистом статья, то «народное мнение», то фотофакт, то стенограмма радиопередачи с Радио TUT.BY или репортаж. Десять собственных материалов в день для любого белорусского сайта, не принадлежащего СМИ — это хорошо! Но, конечно, теряются на фоне нашей сотни обычных новостей в день. Вообще-то не дело портала заниматься созданием контента. Наше дело — организовать подачу контента, агрегировать его, чем мы когда-то только и занимались. Но собственный контент нам не помешает, тем более что он удачно дополняет другие источники и активно цитируется на других сайтах и в СМИ. А насчет неинтересности новостей на TUT.BY — абсолютно не подтверждается цифрами прочитанных у нас новостей и цифрами посещаемости других сайтов. Люди любят читать новости у нас. Да и не под силу пользователю ходить по всем источникам, из которых мы черпаем информацию. На конференции Zeitgeist в Лондоне, откуда я только что приехал, главные редакторы крупнейших мировых газет — Times, Guardian, El Mundo, Financial Times — сошлись на том, что СМИ будущего будут персонализированными агрегаторами. Это мы и видим на примере TUT.BY как агрегатора новостей.

Правда, наш портал по новостям пока не персонализирован, ибо пока никто на свете не знает, как решается эта задача, в общем виде называемая «семантический веб». Совершенно ясно, что ключевые слова, рубрикация или психологическая классификация читателей проблемы не решают. Никакая полностью автоматическая агрегация не работает. В лучшем случае она служит хорошей демонстрацией возможностей поисковых машин.

— Проект RADIO.TUT.BY активно развивается. Изучив цены, недавно предложенные рекламодателям, позиция «Герой дня» вполне сравнима с главной новостью по присутствию на главной странице, но дешевле в 5 раз. Рекламодатели наверняка предпочтут первое. Интерес к титульной новости пропадет практически полностью.

— Абсолютно верное наблюдение. Мы действительно так делали в начале года, чтобы поднять интерес к Радио TUT.BY после его «перезагрузки» с полной сменой концепции. Новый слоган — «Слушай, читай, смотри!» Как только популярность пошла вверх, цены начали расти. С 20 мая новости на Радио TUT.BY размещаются только через отдел продаж TUT.BY по обычным для портала расценкам. А за дополнительные услуги, связанные с Радио — интервью, обработка и прочее — рекламодателю теперь придется платить. Правда, пока не полную цену. Но к концу года дойдем до полной. Ибо популярность Радио TUT.BY стремительно растет.

С каждой неделей удается привлекать все более значимых и титулованных собеседников из разных сфер. Причем контент получается мультимедийный: во время передач идет прямой эфир в видео– и радиовариантах. Потом выкладывается фонограмма. Потом стенограмма беседы публикуется на титульной странице портала. Ее-то чаще всего и читают, потому что для многих это удобнее, чем слушать. Получаются в одном событии все три медиа сразу. Некоторые нам даже говорят: «Да-да, мы знаем, читаем ваше радио!» Представляете: читаем — радио!!

Ничего удивительного: интернет-радио изначально оксюморон, совмещение несовместимого, как пресловутый поп-коммунист из «самого короткого анекдота». Поэтому даже ведущие мировые интернет-радиостанции далеки от окупаемости. А у нас за 4 месяца работы радио в новом формате уже 30% окупаемости. За счет синергии медиа и полной измене традиционной для радио развлекательной модели. В России подобным образом работает «Эхо Москвы».

— Ходят слухи, что компания «Надежные программы» собирается поглотить компанию «Акавита». Так ли это?

— Этим слухам лет пять. Наоборот: и наш портал, и вообще все участники рынка интернет-рекламы заинтересованы в наличии независимых отечественных сервисов для рекламодателей: рейтинга, «Мерника» и прочих технологических штучек от Федора Короленко [Федор Короленко, идеолог, основатель и главный разработчик «Акавиты». Прим.ред.]. Очень жаль, если они продадутся кому-нибудь. Тогда нас будут «обсчитывать» какие-нибудь иностранцы.

— Когда портал сможет предоставлять независимую статистику по рекламным кампаниям и появятся ли инструменты управления рекламными кампаниями?

— Любая статистика, предоставляемая самим рекламодателем, в принципе не может быть независимой. Статистику должны предоставлять независимые сервисы. К сожалению, все известные сервисы пока зарубежные и уже хотя бы поэтому не подходят к «обсчету» белорусских ресурсов, размещающих свои серверы на «Белтелекоме», т.к. белорусские показы сосчитаны не будут. Даже Google Analytics, в честности которой уж точно никто не сомневается, из-за этого не подходит.

Надеемся, что кто-нибудь, те же «Акавита» или «НОВАК», когда-нибудь сподобятся и «сосчитают» нас и всех остальных участников белорусского рынка. А, может, и разработают независимую систему управления рекламными кампаниями с учетом белорусских особенностей вроде хостинга на «Белтелекоме», которую смогли бы использовать все белорусские площадки. От этого выиграет весь рынок. Все площадки окажутся в единой системе отсчета, и их станет, наконец, возможным сравнивать между собой. Рекламодатели и рекламные агентства при медиапланировании смогут опираться на единую систему измерения рынка и управления рекламой и работать не по наитию, а по науке.

Беседовал Сергей Скороход
 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-50%
-10%
-50%
-30%
-20%
-40%
-20%