Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Магазин Slider.by | Фото с сайтаСезонный спад потребительской активности на фоне возникающих проблем с импортом и общей неопределенностью на рынке может сделать нынешнее лето последним для слабых игроков ИКТ-розницы. О серьезном расширении торговой сети крупных компаний тем более речи не идет. Неужели вслед за бурным ростом потребительского кредитования «легальных» розничных продавцов ждет коллапс? etc/Cеть решила разобраться в вопросе.
 
Перспективы у торговцев компьютерными комплектующими не слишком радужные: во всем мире спрос на хайтек-изделия падает, а в нашей стране проводятся также и активные меры по ограничению импорта. Впрочем, пока «Интеграл» не освоил производство Pentium’ов, а «Горизонт» не научился выпускать ЖК-панели самостоятельно, очевидно, что худо-бедно, но ИКТ-товары в страну ввозить будут. А вот в каких объемах, с каким ассортиментом и по каким ценам – вопрос.

В приватных беседах представители как дистрибьюторов, так и розничных продавцов большого энтузиазма не демонстрируют, но и откровенно упаднических настроений не показывают. Мол, да, стало сложнее, но как-нибудь выкрутимся. Менеджер магазина цифровой техники Slider Иван Найденов рассказал, что «спрос на хайтек-товары уменьшился на 15-50% по сравнению с предыдущим годом. Эти цифры прямо пропорциональны уровню товаров в сегменте и цене: спрос на новинки рынка и товары высокой стоимости упал более значительно. Среднестатистический покупатель не стремится покупать дорогие товары или новинки, он все больше склоняется к простым и недорогим продуктам – обычным рабочим устройствам. В жертву приносятся функциональность, удобство и дополнительные возможности».

«Многие крупные производители в отчетах за первый квартал 2009 года показали спад спроса на 10-15%; во втором квартале, по оценкам специалистов, спад спроса будет еще большим, и эта тенденция закончится только в 4 квартале нынешнего года либо в начале следующего года. По нашим прогнозам, спад розничных продаж будет продолжаться вплоть до конца августа-начала сентября, и только в сентябре ожидается увеличение спроса на компьютерную технику. За все это время магазины, которые не смогут выжить, удержаться на плаву, уйдут с рынка, произойдет перераспределение розничного потока cреди крупных игроков», – отметил менеджер.

Недалеко ушел от компьютерного розничного рынка и сегмент высокотехнологичных средств связи. В мае в очередной раз появилась информация, что-де судьба «Евросети» в Беларуси решится совсем скоро (к концу июня) и далеко не факт, что сеть выживет. Надо отметить, что такие заявления многократно с различной периодичностью звучали и прежде, начиная с 2007-го года, но руководство компании и владельцы с тех пор поменялись, а в мире прочно обосновался кризис.

Впрочем, глава белорусского филиала Елена Чурсина рук не опускает: «Несмотря на общий спад потребительского спроса, мы настроены оптимистично. Если в республике будет принят указ о противодействии рынку перепрошитых и незаконно ввезенных в страну мобильных телефонов, он защитит потребителей от некачественного товара, а ритейлеров, которые работают легально, – от «серых» конкурентов. Следовательно, мобильная розница будет развиваться активнее».

Слухи об указе ходят уже давно, но «воз и ныне там». Операторам нужно закупить недешевое оборудование для создания реестра идентификационных номеров (IMEI), регулирующим органам – определиться с порядком работы.

«В начале 2009 года покупатели «Евросети» чаще выбирали мобильные телефоны стоимостью до 100 долларов, а весной вырос спрос на более дорогие модели. Весной же, когда стабилизировалась ситуация с кредитованием, у покупателей «Евросети» снова появилась возможность получения экспресс-кредитов. С марта мы снова отмечаем положительную тенденцию в росте популярности данной услуги и, как следствие, увеличение спроса на высокотехнологичные товары», – говорит Елена Чурсина.

По ее словам, розничная сеть «Евросети» будет оптимизироваться, но не сжиматься: «Мы закрыли торговые объекты, которые были недостаточно эффективны, и при этом постоянно открываем новые в местах, удобных для покупателей. Сегодня в республике 75 фирменных точек «Евросети». После ремонта открылись наши салоны в Бресте и Рогачеве. В течение этого года мы рассматриваем возможность переноса некоторых салонов и открытие новых в перспективных торговых центрах по всей Беларуси».

Открывшийся первого мая «Компьютерный дискаунтер ИКС» в ТЦ «Столица» пока активно расширяет ассортимент и «обкатывается» в подготовке к традиционно жаркому осеннему сезону. В выходной день магазин не страдает от переизбытка клиентов, и один из работников торгового зала охотно делится впечатлениями: «Мы тоже думали: мол, кризис, у народа нет денег, но люди идут и покупают! По будням посетителей бывает больше, чем в выходные. Конечно, случаются дни, когда всего несколько человек зайдет. Но спрос есть. И ассортимент растет: мы еще не все даже привезти и выставить успели».
А вот магазин «Цифра» компании NTT над «Столицей» (он же «Samsung») зайти не удалось – теперь там туристическое агентство. Компьютерные магазины не только появляются, но и исчезают.

В одном из салонов «Ситилайн» мы не нашли сверхпопулярных нетбуков. Впрочем, с остальным ассортиментом проблем нет. По словам менеджера, ввезти необходимое количество популярных устройств из-за ряда сложностей (очевидно, связанных с предоплатой в валюте) не получается. Но «скоро устройства приедут», «да, летом – традиционный спад» и «мы сохраним ассортимент к осени».

Точно так же тяжело с нетбуками и в одном из старейших белорусских компьютерных магазинов Silverado: «Разбирают быстро, цены у них очень привлекательные», – делится консультант в торговом зале. Судя по витринам, кризис миновал ассортимент – пустых мест практически нет.

Интернет-торговцы также подтверждают, что спрос заметно сократился – сперва из-за девальвации, теперь – из-за сезона. Паники среди продавцов (пока?) не ощущается. Хорошо бы, чтобы обошлось без паники и у покупателей: цены на ИКТ-товары в мире неуклонно снижаются, что несколько компенсирует местные экономические тенденции.
Безрадостные картины рисуют поставщики ИТ-продуктов: «Наши клиенты в один голос признают, что кризис есть – сильно снизился платежеспособный покупательский спрос. Резко изменилась ситуация: Розница ушла в «серое» и «черное». В интернет-магазинах, товар с пометкой «оригинальный» (не локализованный, не предназначенный для продажи на нашем рынке) – на 100% нелегально ввезенный в страну. Контрольные марки не помогают решить проблему. Цена имеет значение. У населения упала платежеспособность. Покупают или что-то дешевое, или в кредит. Белый и серый товар продается под банковский потребительский кредит. Наибольшим спросом пользуются модели ноутбуков стоимостью до 2,5 млн. Работает розница в основном на товарном кредите поставщиков, берут товар на реализацию, на комиссию», – говорит Алена Кириленко, директор по продажам ASBIS.

Впрочем, и дистрибьюторы отмечают позитивные моменты: «Открываются новые розничные точки. Недавно открылся торговый центр Глобо – в нем 3 магазина, где торгуют компьютерной техникой. Все – наши клиенты, у всех идут продажи. Потому что все продают по-разному, ищут новые формы работы с клиентами. Сетевая розница перестраивает логистику, агрессивно проникает в другие регионы», – отмечает А.Кириленко.

Несколько по-другому смотрит на ситуацию директор компании «Компьютеры и периферия», председатель комитета Ассоциации компаний информационных технологий (АКИТ) по дистрибуции и член совета АКИТ, Дмитрий Якимахо. «Мы разделяем спрос на розничный и корпоративный. В этом году мы отметили существенный спад корпоративных проектов, можно отметить, что работы ведутся, но финансирования нет. В самое последнее время наметилось оживление в корпоративном сегменте. Это вполне обьяснимо, т.к. ИТ-товары в этом сегменте – не игрушки, а средства производства. И если живет производство (любого плана, даже документов), то техническое перевооружение и расширение в ИТ-сфере – залог успешного выживания в дальнейшем. В розничном сегменте особых катаклизмов отмечено не было. Это не означает, что там нет падения продаж (это установленный факт – от лучших цифр в минус 20% до падения в два-три раза), но в наших непростых условиях происходит перераспределение спроса. Наиболее конкурентоспособные дистрибуторы и производители расширяют свою долю рынка. Это расширение компенсирует общее падение», – считает Д.Якимахо.

«В целом, пока тренд отрицательный, но не катастрофический. Больше всего страдают наименее конкурентоспособные компании, те, которые не имеют стратегии, не знают как бороться за клиента. Они снижают цены, нарушают законы и разоряются в первую очередь. Прискорбно, что покупатель, польстившийся на дешевизну, а то и контрабанду, в конечном итоге остается без гарантии и поддержки», – отмечает директор компании «Компьютеры и периферия».

Дмитрий Якимахо подчеркивает, что ситуация на рынке серьезно изменилась: «Сегодня как никогда ранее, истинная конкурентоспособность определяет все. Не связи, не богатый папа или работа по контрабанде – только доля рынка, контроль за расходами, тактика и стратегия. Я считаю, что типовые розничные магазины, которые, собственно, занимались пробитием чеков – не выдержат и разорятся или диверсифицируются. Рынок зачистится от слабых и с ветром в голове. Сейчас время умных, дальновидных, грамотных и зубастых в хорошем смысле ребят. И если государство их поддержит (например, отменив налог с продаж) – они "дадут стране угля" :) В целом, в Беларуси уровень образования и интеллекта, проникновения интернета, зарплаты значительно выше, чем в других похожих странах. Это означает, что тенденции будут немного другими. В потребительском сегменте, я ожидаю, мы скорее сядем на хлеб и воду, но купим компьютер, чем не будем его покупать, но есть масло с икрой. От иных прогнозов я бы воздержался. Слишком вероятностное поле нынче однобокое».

По мнению ряда экспертов, момент истины наступит уже нынешней осенью: если не восстановится спрос либо появятся новые ограничения импорта, многим магазинам и сетям будет сложно выжить. А коль магазинам станет хуже, то и покупатели в полной мере ощутят их тяготы на своем кошельке.

Николай ЩЕТЬКО


 

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-60%
-15%
-20%
-20%
-35%
-40%
-20%
-10%
-10%