Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Сюй Чжидун (Xu Zhidong) | Фото: Huawei TechnologiesКитайские компании агрессивно ведут экспансию на мировом рынке телекоммуникаций. Они не только занимаются сборкой оборудования для других организаций, но и продвигают собственные бренды. Компания Huawei Technologies, крупный поставщик телекоммуникационного оборудования из КНР, в Беларуси известна пользователям МТС по модемам для пакетов «Коннект», ADSL-оборудованию и NGN-инфраструктуре, развернутой в Витебске. Но это далеко не все белорусские проекты, в которых участвует Huawei.
 
О кризисе, рынке телекоммуникаций, а также о перспективах года в эксклюзивном интервью IT.TUT.BY рассказывает господин Сюй Чжидун (Xu Zhidong), Глава Представительства Huawei в Республике Беларусь.

– Каковы настроения и ощущения по итогам первого квартала? Ожидания от года в целом?

– Ожидания и настроения положительные. Дело в том, что, в отличии от наших конкурентов, мировой финансовый кризис оказал меньшее влияние на нашу деятельность. Кроме того, он даже принес нам ощутимые преимущества. Так что мы ожидаем выйти к концу этого года на запланированные показатели продаж.

– Пересмотрели ли ваши крупные белорусские клиенты свои инвестиционные бюджеты в сторону уменьшения?

Дело в том, что развитие технологий в телеком-отрасли не достигло потолка. Это до сих пор технологическая гонка: как между производителями, так и между операторами. Уменьшить инвестиции в развитие технологической базы – это значит дать конкурентам возможность предложить рынку более привлекательный продукт в перспективе, что несомненно отразится и на инвестиционной привлекательности вашего бизнеса. Кризис – явление временное, это переходный процесс мировой экономики из одного стабильного состояния в другое. К кому придет инвестор и абонент по завершению этого переходного процесса, к инноваторам или аутсайдерам? Это прекрасно понимают и все наши клиенты.

– Сейчас в нашей стране предпринимаются меры по сокращению импорта. Ощущаете ли вы их последствия?

– Данные меры предпринимаются прежде всего для обеспечения импортозамещения и оптимизации сальдо внешнеторгового баланса. В настоящий момент большая часть линейки оборудования компании Huawei не имеет аналогов, произведенных белорусскими предприятиями. Компания Huawei своим импортом оказывает только положительное влияние на экономику Беларуси, поэтому мы практически не ощутили последствий данных мер.

– Какие продукты и решения из предлагаемых Huawei наиболее популярны в нашей стране?

– В настоящий момент на рынок Беларуси выведена почти вся линейка нашей продукции. Наибольшую долю занимает оборудование для операторов мобильной связи, а также решения для доступа по технологии ADSL.

– Кто ваши ключевые клиенты в Беларуси?

– Операторы связи. Это наша политика не только в Беларуси, но и во всем мире. В настоящий момент мы сотрудничаем со всеми крупными операторами связи Беларуси, и именно они являются для нас ключевыми клиентами.

Мы работаем с «Белтелекомом», плотно сотрудничаем с МТС и БеСТ. В сети DIALLOG (БелСел) используется только наше оборудование. Кроме того, наши дистрибьюторы работают и с небольшими компаниями.

– Недавно ваша компания подписала контракт с БеСТ. Какие именно решения вы будете поставлять?

– Это решение для строительства сети «под ключ», включая всю техническую инфраструктуру.

– На какую емкость сети она рассчитана?

– Технология позволяет обеспечить связью столько абонентов, сколько будет нужно – решение легко масштабируется. Компания Huawei не видит здесь ограничений.

– Можете ли вы сделать прогноз по темпам роста телеком-отрасли в Беларуси на 2009 год?

– Объем предоставляемых услуг несомненно увеличится. Несмотря на постепенное снижение ARPU у мобильных, фиксированных и интернет-операторов, рынок в целом вырастет за счет увеличения проникновения услуг.

Потолок насыщения еще не достигнут, есть определенный потенциал роста в рамках представленных на рынке технологий до конца 2010 года. После этого операторам придется выводить качественно новые услуги для поддержания роста своих прибылей. Существенных проседаний я не вижу, т.к. большая часть услуг уже вошла в социально значимый пакет. К примеру, вряд ли кто-то сумеет отказаться от использования сотовой связи.

– Как изменятся в ближайшем будущем предпочтения пользователей сотовой связи?

– Как правило, предпочтения пользователей формируются предложениями операторов. Но есть общие тренды, в соответствии с которыми развивается телекоммуникационная отрасль.

В настоящий момент в сотовой связи все большую долю прибыли составляют услуги передачи данных, и эта тенденция будет только усиливаться. Вместе с тем, пользователю передача данных необходима для получения контента. Самым логичным способом движения денег в этой связке выглядит плата пользователя за полученный развлекательно-информационный контент, и небольшая арендная плата за канал или отсутствие такой платы. Тут возможны несколько вариантов – либо поглощение контент-провайдеров операторами, так как последние в настоящий момент получают превалирующую прибыль и обладают достаточными средствами, либо оплата контент-провайдером оператору возможности доставки своей услуги абонентам. К этой модели двигается и рынок сотовой связи.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы новейших коммуникационных технологий в Беларуси: LTE, 3G, WiMAX?

– Перспективу технологии определяет её востребованность и доступность на рынке. Чтобы технология стала востребованной, необходимо обеспечить спрос и культуру потребления данного продукта.

Мобильный широкополосный доступ ориентирован на использование различных мультимедийных приложений, чему способствует не только большая полоса пропускания на одного абонента, но и малая задержка прохождения пакетов данных. Сегодня рынок такого рода мобильных мультимедийных приложений в Беларуси развит очень слабо. Операторам ещё предстоит научить своих абонентов использовать подобные услуги и сделать так, чтобы абонентам это понравилось. Формат мероприятий может быть самым разным, но это очень большой объем работы, от качества которой будет зависеть успех тех или иных продуктов на рынке. Доступность технологии для конечного абонента, включая стоимость и простоту получения услуги, тоже сыграет существенную роль в проникновении технологии. Технические предпосылки для реализации таких проектов в Беларуси есть, у операторов имеется и база, и опыт. Приняты положительные решения по обеспечению необходимым частотным ресурсом. Вопрос перспективы упрется в те два основных аспекта, о которых я упомянул вначале.

– Хорошо, переформулирую: на какие технологии делает ставку Huawei?

– Мы не можем оставаться в стороне от развития технологий, поэтому у нас есть полноценные решения как для 3G, так и для LTE, и для WiMAX. Всё зависит от операторов: мы обеспечим инфраструктуру для любой технологии, которую они будут готовы внедрить.

– Ваша личная оценка перспектив 3G в Беларуси? Будут ли осенью выданы соответствующие разрешения сотовым операторам?

– Вопрос выдачи лицензий упирается в решение органов госуправления, которые уже рассматривают эту возможность, а также будет зависеть от готовности операторов связи принять условия лицензий. На мой взгляд, на внедрение UMTS/HSPA технологий в Беларуси можно рассчитывать в самое ближайшее время – для этого у операторов есть технологические предпосылки. А технология EV-DO уже представлена на рынке нашим решением и достаточно успешно работает в сегменте мобильного ШПД под торговой маркой DIALLOG.

– Окей, предлагаю уйти от темы сотовых операторов. Что ждет в будущем абонентов фиксированной связи?

– Совместно с «Белтелекомом» в прошлом году мы развернули решение NGN в Витебской области. Я надеюсь, что в перспективе к данной технологии перейдет и вся страна. Это упростит архитектуру, снизит операционные расходы оператора, позволит предоставлять новые конвергированные услуги.

– А в чем преимущества для абонентов?

– С помощью NGN можно, например, предоставлять услугу видеосвязи, интегрировать счета абонентов по передаче данных и голосовым услугам, предоставлять услугу передачи голосового трафика поверх IP и многое другое. Потенциальных услуг очень много, все зависит от бизнес-модели оператора.

– Какое место в мире вы сейчас занимаете среди поставщиков телекоммуникационного оборудования? Что из себя представляет Huawei в глобальном масштабе?

– В глобальном масштабе Huawei является одним из лидирующих производителей телекоммуникационного оборудования. В прошлом году сумма заключенных контрактов составила 23,3 млрд долларов США. Мы сотрудничаем с 36 операторами, входящими в список пятидесяти крупнейших. На конец прошлого года Huawei занимала первую позицию по продажам во многих сегментах: по количеству заключенных контрактов UMTS/HSPA (128 контрактов), по количеству обслуживаемых абонентов мобильным программным коммутатором (более 1,2 млрд абонентов, 44% рынка), по количеству поставленных портов ADSL (оборудование IP DSLAM, 31% рынка) и ряде других.

– Как давно работает ваша компания в Беларуси?

– История Huawei на телекоммуникационном рынке Беларуси началась в 1996 году, когда представитель компании совместно с Премьер-министром КНР Ли Ланцином посетил Республику Беларусь. В 1997 году Александр Лукашенко посетил штаб-квартиру компании Huawei в г. Шеньжень (Китай).

В июне 2001 года Представительство компании Huawei в Украине получило официальное приглашение от советника по торгово-экономическим вопросам Посольства КНР в Республике Беларусь принять участие в тендере на поставку оборудования для второго оператора стандарта GSM, после чего компания отправила своих специалистов на постоянную работу в Беларусь.

В 2003 году компания зарегистрировала свое Представительство в Республике Беларусь. По просьбам наших партнеров для организации лучшего сервисного и гарантийного сопровождения оборудования, в 2007 году был создан сервисный центр ООО «Бел Хуавэй Технолоджис».

– Какие характерные черты белорусского рынка вы могли бы отметить?

Для белорусов характерен основательный подход в реализации любого проекта, конечно это занимает несколько больше времени, но и делает результат более предсказуемым и надежным.

– Давно ли вы живете и работаете в Беларуси? Что вас больше всего удивляет, радует в нашей стране? Чего не хватает?

– Живу и работаю в Минске с января 2008 года. Меня приятно удивила столица Беларуси, другие города. Очень нравится белорусская природа. Беларусь – замечательное место для того, чтобы жить и растить детей. Очень не хватает общения с семьей, родственниками. И радует то, что я каждый день встречаюсь с приветливыми и отзывчивыми людьми.

– Традиционный финальный вопрос: что бы вы пожелали нашим читателям?

– Оптимизма, положительных эмоций, надежной связи.


Сюй Чжидун (Xu Zhidong)

Сюй Чжидун (Сюй – фамилия, Чжидун – имя) родился 25 Марта 1969 года в городе Харбин, в Китае. Образование: высшее. В 1992 г. закончил Пекинский университет путей сообщения в городе Пекине по специальности инженер транспорта.

В 2000 пришел на работу в Huawei Technologies. В 2002 году Сюй Чжидун был переведен в региональное отделение Huawei по России и странам СНГ. С 2008 года занимает должность главы представительства. В его обязанности входит налаживание взаимоотношений с ключевыми клиентами, планирование бюджета, развитие бизнеса в Беларуси. Одной из основных задач Сюй Чжидуна является обеспечение роста продаж компании в Беларуси и формирование положительного имиджа компании на этом рынке.

Сюй Чжидун женат, имеет одного сына. В свободное время предпочитает читать и заниматься спортом.


 
Нужные услуги в нужный момент