Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Глава отдела разработки Itransition: в перспективе все уйдет в онлайнЛюбые технологии передачи данных и высочайшие скорости бессмысленны без качественного контента – интернет-площадок с расположенными на них материалами. И пускай все большее количество сайтов создается энтузиастами вручную или на базе стандартных инструментов, работы профессиональным веб-разработчикам лишь прибавляется.
 
Об особенностях коммерческих веб-разработок, рынке труда и своем собственном коллективе etc/Сети рассказывает руководитель подразделения веб-разработок Itransition Алексей Демичев.


– Алексей, чем конкретно занимается ваш отдел?

– Наше подразделение берет в разработку проекты любого размера: от самых небольших работ по дизайну, верстке со сроком исполнения несколько недель и до проектов трудоемкостью в несколько человеко-лет. Основными используемыми в подразделении технологиями являются PHP и .NET.

Около пяти лет назад, когда все только начиналось, мы в основном занимались разработкой простейших контент-менеджмент систем. Сейчас такие ограничения ушли, и спектр проектов значительно расширился.

Если говорить о том, куда движется подразделение, то, наверное, правильно говорить об удовлетворении текущих потребностей рынка. Если еще 5 лет назад рынок требовал просто присутствия бизнеса в интернете, то сейчас эта проблема более-менее решена, но возникает все больше и больше потребностей в повышении количества услуг, предоставляемых через Сеть. Сейчас от бизнеса требуется не только предоставить всю необходимую информацию в Сети, но и обеспечить взаимодействие с конечным потребителем товара или услуг непосредственно через интернет. В перспективе все, кроме того, что люди привыкли и хотят делать сами в реальном мире, будет осуществляться в мире онлайн. Никто не скажет, что предпочел бы слушать концерт любимой группы через webcast, но нужно дать возможность человеку купить билет, не выходя из дома.

– Обособлены ли от других направлений веб-разработчики?

– Как раз наоборот, мы очень сильно переплетены с другими подразделениями компании для эффективности общей работы. Заказы нам ищет отдел маркетинга, который вместе с отделом бизнес-анализа (в рамках подразделений разработки) обрабатывает запросы, дает предложения, после чего соответствующий профилю подразделения проект поступает в разработку.

Основная часть подразделения веб-разработок находится в Минске и состоит из двух отделов, условно обозначенных как отдел дизайна и разработки и отдел промышленных разработок. Первый, со штатом около 50 человек, занимается разработкой внешнего вида веб-приложений, разрабатывает дизайн, usability, занимается версткой, флеш-программированием и прочими вещами, относящимся к визуалу. В рамках отдела также работают команды PHP– и .NET-разработки. Второй отдел, также включающий в себя около 50 человек, занимается разработкой движков для типовых решений, а также их непосредственным применением. Кроме этого, в отделе ведется разработка наиболее крупных custom .NET-проектов. В состав подразделения веб-разработки также входит филиал компании в Гродно, насчитывающий около 20 человек.

Когда мы берем проект в разработку, то очень тесно работаем с подразделением тестирования Itransition, которое предоставляет все услуги по обеспечению качества наших проектов. Иногда получается так, что два основных подразделения разработки Itransition (web development и systems development) работают вместе над одним проектом. Такое бывает, когда проект включает в себя, например, веб-часть и обычное Windows-приложение. Таким образом, идет постоянное взаимодействие со всеми структурными единицами компании.

– Чем отличаются веб-разработчики от остальных в плане организации?

– Основная отличительная черта отдела веб-девелопмента – более легковесные процессы и подходы к разработке. Для небольших проектов применять академичные подходы с тоннами документации и большими объемами предварительной работы означает вылететь с рынка как неконкурентоспособная компания. Поэтому используется разумный баланс в методологии разработок и структуре проектной команды. В частности, в зависимости от размера проекта команда может состоять из двух человек и более. На более крупных проектах, когда задействуются 7-10 человек, однозначно выделяется проект-менеджер и тим-лидер. Возможна организация нескольких групп разработчиков, каждая со своим тим-лидером. В больших разработках участвуют также технический координатор, бизнес-аналитики, возможно даже разделение позиции проект-менеджера на две: один занимается непосредственно менеджментом команды, а второй менеджментом работы с клиентом для формирования ожиданий, работы с требованиями и так далее.

– Хватает ли кадров? Много ли среди разработчиков молодых специалистов?

– Кадровый рынок разработчиков в Беларуси сравнительно небольшой, поэтому готовых специалистов приходит немного. Наша компания очень охотно работает с выпускниками и студентами, начиная с третьего курса. Отбор ведется, так скажем, не на основании знаний, а на основании потенциала, возможностей человека в целом. Очень многие из наших будущих сотрудников приходят к нам с курсов Itransition, где им дают основные, базовые понятия.

Cо студентами работать интересно и весело. Иногда, конечно, возникают сложности с планированием, но, в общем-то, студент у нас изворотливый и находит время, чтобы и учиться, и работать. Нередки случаи, когда студент 4-5 курса руководит командой людей, имеющих более длительный стаж, при этом он является беспрекословным авторитетом. Возраст – не помеха для работы на руководящих должностях. Продвижение людей осуществляется строго по способностям.

– То есть вы стараетесь брать всех и предлагать «тестовый период на выживание»?

– Не совсем так. С претендентами из студенческой среды очень много разговаривают с самого начала. То есть с человеком ведут переговоры с того момента, как нашли его в вузе, потом на предварительном собеседовании, затем на собеседовании на курсах, далее с отобранными молодыми программистами общаются преподаватели на курсах и составляют какое-то свое мнение, а после курсов необходимо выполнить выпускной проект, который тоже подшивается в личное дело. Только после столь долгой работы с молодым специалистом и его долгосрочной проверки происходит собеседование при приеме в подразделение. На основании всех этих данных принимается решение, а на тестовом периоде отслеживаются способности к адаптации к реальной работе нового сотрудника.

– Бывает ли, что человек успешно прошел все собеседования, а вам он не подходит?

– Бывает. В каждом отделе своя специфика работы. В отделе веб-разработок средний размер проектов не очень большой по меркам нашей индустрии, что, соответственно, накладывает определенные ограничения. Есть такие люди, которые не очень комфортно чувствуют себя в постоянных переменах, им хотелось бы чего-то стабильного и постоянного. Если по человеку видно, что он такого склада, то, скорее всего, мы его не возьмем, так как ему будет неуютно. Работа очень динамичная, все быстро меняется, за неделю человек может успеть поработать на двух-трех проектах, и поэтому некоторая устойчивость к быстрой перестройке в работе должна присутствовать.

– А можете припомнить интересные проекты из тех, которые так быстро меняются?

– Проектов было очень много. Можно выделить огромные системы для создания всевозможных порталов, причем не только порталы сами по себе, а системы управления множеством порталов; очень мощные аукционные площадки, по функционалу сравнимые с eBay, всевозможные риэлтерские порталы, медиахостинги. Правда, профессионалы знают: то, что красиво выглядит, не всегда интересно с точки зрения программиста.

– Должны ли программисты приобретать знания, скажем, по специфике аукционов, если они занимаются проектом в этой сфере?

– Прежде всего, должны быть бизнес-аналитики, которые в этом очень хорошо разбираются. Естественно, свои специализированные наработки по конкретной теме мы не выбрасываем, а используем в дальнейшем на подобных проектах. Ну и команды, которые разрабатывали эти системы, в приоритетном списке по переназначению на схожие проекты, так как в них они уже действительно разбираются. Знания любой программист должен приобретать в любой сфере, в которой он работает. Программист в первую очередь должен быть любознательным, иначе он не очень хороший специалист.

– Как часто возникают конфликты на веб-производстве?

– Конфликты при таком количестве людей, конечно, бывают. Случается, люди не сходятся характерами, особенно когда лидером проекта становится человек, который формально имеет меньше опыта, но при этом показал себя достойно на нескольких предыдущих проектах. Если разработчики не сходятся мнениями по техническим решениям, то это редко вызывает серьезные конфликты. Конфликты, как и везде, бывают, но серьезных и не решаемых, влияющих на работу и межличностные отношения, я не припомню. В основном у нас подобрались люди разумные и весьма конструктивные.

– Много ли в вашем подразделении девушек?

– Примерно одна девушка на 4-5 мужчин. Женщины в преимущественно мужском коллективе – однозначное благо, так как очень сильно дисциплинируют. Девушки у нас подобрались разумные и ответственные, в их присутствии парни начинают себя вести значительно более джентельменски. Даже комнаты, где они работают, выглядят гораздо более ухоженными.

– Каково ваше пожелание молодежи, которая хочет работать в сфере веб-разработок?

– Не рассчитывать на то, что их «кто-то как-то чему-то научит» и исчерпывающе подготовит для работы без собственных стремления и усилий. Ребята, которые не настроены активно, с приложением максимальных усилий получать знания и приобретать опыт, оказываются неконкурентоспособны на рынке труда. Поэтому нужен открытый разум, любознательность, умение находить и использовать информацию. Этому учат в университетах, и это надо уметь использовать. И еще надо не бояться пробовать свои силы в том, что тебе интересно, стремиться к новому и неизведанному.

 
Нужные услуги в нужный момент