108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  2. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  3. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  4. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  5. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  6. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  7. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  8. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  9. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  10. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  11. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  12. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  13. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  14. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  15. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  16. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  17. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  18. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  19. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  22. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  23. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  24. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  25. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  26. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  27. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  28. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  29. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  30. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе


Андрей Барашко, Holiday.by | Фото предоставлено А. БарашкоО чем говорить летом, как не об отдыхе, отпуске и других приятных вещах? Именно поэтому в первом после короткой передышки интервью по понедельникам – профессионал в этих вопросах и их представлением в Сети.
 
О том, как представлена белорусская туристическая индустрия в интернете, о Сети как помощнике в выборе и организации собственного отдыха сегодня рассказывает Андрей Барашко, директор компании ОДО «Холидэйбай» (проекты Holiday.by, Bilet.by, Arendazala.by), магистр экономических наук, преподаватель кафедры международного туризма ФМО БГУ.

– Андрей, какая информация об отдыхе и сопутствующие сервисы наиболее популярны среди белорусов?

– Могу сказать что более популярна информация об отдыхе, нежели сопутствующие сервисы. На первый план выходит информация по дате выезда (вылета) и цена. И чем правдивее (заостряю внимание на этом слове!) эта информация – тем комфортнее для туриста становится выбор отдыха.

– А почему же так все тяжело с сервисами?

– Сервисная составляющая белорусского туризма далека от совершенства. На это влияют одновременно две тенденции – некоторая технологическая отсталость отрасли вкупе с особенностями белорусского туристического продукта. 99% услуг турфирм – это так называемые «пакеты», когда есть четкая дата выезда или вылета и цена именно на этот тур. Можно сказать, что в широком смысле слова продукт стандартизирован, но внутри себя распадается на многие составляющие – трансферы, город вылета, автобус или самолет, отель, в конце концов. Если брать авиатуры – то многие вылдетают из Киева и Москвы, то есть, белорусские компании работают с украинскими или российскими операторами, а это означает то, что прежде, чем купить такой тур, нужно дождаться ответа, есть ли места на определенную дату.

Поэтому дистанционно (в режиме онлайн) турист приобрести и оплатить такой тур не может – обязательно требуется участие туркомпании. Поэтому правильно сказать, что для белорусского туриста потолком сервисов по выбору отдыха становятся витрины, где туристические компании размещают некие специальные предложения. И уже задача таких витрин состоит в поддержании качества информации.

– Неужели так сложно организовать синхронизацию с теми же российскими туроператорами? Или это просто никому не нужно?

– Не был бы столь категоричен. Отвечу так. В своё время в России была попытка сделать чисто онлайновые агентства, в которых не было даже офиса. Просто сайты с максимумом информации на любой вкус. Тем не менее, они быстро были вынуждены обзавестись реальными офисами продаж и менеджерами в них. Суть в том, что люди предпочитают приобретать услугу в процессе очного общения с профессионалом. Сайт, портал или система бронирования – это лишь инструмент для ориентировки по ценам. Конечная продажа пакетного турпродукта на постсоветском пространстве в абсолютном большинстве случаев совершается именно в офисе турфирмы. На мой взгляд, эта ситуация продлиться ещё достаточно долго. Ну и, конечно, не стоит снимать со счетов периодически имеющиеся сбои в оборудовании систем бронирования, так как если учесть что в «онлайнах» происходят десятки тысяч действий по бронированию в минуту со всех стран, кто «загружает» одного туроператора или работает через одну онлайн-систему, то здесь участие турфирмы помогает минимизировать последствия так называемого «овербукинга».

– Какие вообще сервисы наиболее актуальны для туристов? Что уже есть в Байнете, чего нет?

– Отвечая на вопрос, что уже есть в Байнете, а чего нет, могу сказать, что за последнее время появилось бесчисленное, на мой взгляд, количество туристических "порталов", которые копируют основные ресурсы, но, порой, даже искажают информацию. Это может ввести в заблуждение простого обывателя, решившего поискать путевку в интернете. Одновременно с этим число сайтов турагентств не увеличивается, а за последние 3-4 года даже уменьшилось. Я веду речь именно про те сайты, которые можно назвать рабочими, а не просто странички с картинками.

– В чем причина? Невыгодно держать свой сайт?

– В этой причине мы разбираемся с 2001 года, хотя это вопрос больше к самим туристическим компаниям. Не стоит думать, что это белорусская «болезнь». В России, к примеру, она схожа, только в других масштабах. Думаю, что дело в бизнес-образовании. Работая с руководителями наших компаний в рамках учебной аудитории я люблю задавать вопрос о том, кто из клиентов для турфирмы может быть эффективнее в плане продажи: тот, кто звонит по телефону; тот, кто зашел в офис или тот, кто прислал электронную заявку с сайта агентства или турпортала. На сегодняшний день на первое место турфирмы ставят тех, кто звонит по телефону. Где-то здесь надо искать ответ на Ваш вопрос.

– С сервисами всё действительно так плохо?

– Я не говорил слово «плохо». Байнет прирастает необходимыми инструментами для самостоятельного планирования путешествия или командировки. В этом году появился первый белорусский сайт, где в режиме онлайн можно подобрать и оплатить по карточке авиабилет – www.bilet.by, а также проект по бронированию отелей во всём мире с телефонной консультационной службой – hotels.holiday.by. Мы видим, что бронировки идут, а это означает, что пользуются популярностью не только традиционные морские и горнолыжные курорты, но и самостоятельные путешествия.

– Но подавляющее большинство все же предпочитает приобрести «пакет» и ни о чем больше не задумываться?

– Речь идет не о «задумывании». Всегда есть люди, которые предпочитают, чтобы о них позаботилась турфирма и есть те, кто предпочитает делать всё самостоятельно. Это нормально. Именно поэтому должны существовать проекты для двух типов путешественников.

– Как правильно спланировать и сделать свой отпуск максимально дешевым и приятным с помощью интернета? На что бы вы порекомендовали обратить особое внимание?

– Многие туристы – новички и профессионалы – давно облюбовали форумы и сайты с отзывами. С одной стороны это правильно, но с другой – это первый шаг к ошибке. Для того, чтобы сделать свой отпуск максимально приятным – надо быть в хорошем расположении духа. Это золотое правило любого туриста. Ведь если начинать искать огрехи – их можно найти даже в чугунной болванке, не говоря уже про отели, бассейны и шведские столы.

Безусловно, следует обратить внимание на форумы, где обсуждаются направления, чтобы знать последние тенденции, ну а затем уже переходить к подбору тура.

Например, на Holiday.by есть система скидок-купонов. Если тур отмечен «звездочкой», то рядом будет указана скидка. Можно распечатать купон и отправляться с ним в турагентство. В начале сезонов активно рекламируются акции-распродажи в офисах компаний – за ними тоже можно следить на крупных туристических сайтах.

Если брать некие различимые «признаки», то я бы рекомендовал обращать внимание не только на скидки, но и на то, как компания описывает свой тур. Если описание состоит из фразы «Отдых на море за $1» или из общих слов – можно ожидать такого же отношения и в офисе турагентства.

Ну а покупать заранее или ждать до последнего – дело каждого. И так, и так есть вероятность получить хорошую цену – будь то по раннему бронированию, будь то по горящей путевке – у кого на что хватает нервов. Мы видим у себя что раздел «Горящие туры» пользуется устойчивым спросом, а это значит, что «горящие» всё ещё популярны.

– Немного не по теме, но все же: как правильно продолжить первое онлайн-знакомство с турфирмой в оффлайне? Заказали тур, билеты – что дальше?

– «Заказали тур» и «заказали билеты» – это большая разница. Если тур можно предварительно заказать, отправив электронную заявку менеджеру турагентства, то билет можно оформить, не выходя из офиса или дома. К моему огромному сожалению, некоторые туркомпании откладывают общение с «электронными туристами» – то есть теми, кто отправил заявку с сайта – на потом. И в результате есть случаи, когда туристам просто не отвечают. Однако насыщенность рынка турфирмами позволяет мне с уверенностью сказать, что каждый сможет найти своё агентство.

Не секрет, что в интернете можно найти массу критических отзывов на туристические компании. Но к нашей радости сами посетители на нашем форуме создали топик «Благодарность турфирме». Есть основания полагать, что упомянутые в ней компании демонстрируют именно те качества, на которые следует обращать внимание туристам.

– Что вы можете сказать о рынке туризма в контексте кризиса? Какие направления пострадали больше всего, какие набрали популярность?

– Туризм – явление мировое. Кризис, вроде бы, тоже. Но от него страдают не столько направления, сколько люди. Турецкие или болгарские курорты будут заполнены, если не белорусами и россиянами, то немцами или бельгийцами, скажем. Кратко отвечая, пострадают супер-дорогие курорты, так как происходит переориентация на менее дорогие отели, но всё остается на своих местах. Если брать мировую тенденцию, то ни теракты, ни рост цен на нефть (хотя это в очень сильной степени влияет на индустрию туризма в мире) за «докризисные» 2006-08 годы не смогли остановить устойчивый рост в 4,1% в год числа туристических прибытий в мире, по данным Всемирной туристической организации.

Статистика вещь упрямая и всю правду о влиянии кризиса мы узнаем в начале следующего года.

Если брать структуру запросов белорусов, то здесь ситуация поменялась незначительно. Мы с Вами говорим о летнем сезоне, то могу сказать, что по сравнению с прошлым годом, то из ТОП-5 на несколько позиций вниз опустилась Болгария, а костяк запросов по анализу сайта Holiday.by с 2004 года по летнему сезону остался прежним: Турция, Беларусь, Крым, Украина. С постепенным ужесточением визовых барьеров из ТОП-5 ушли Чехия и Болгария: в этом году, например, место Болгарии заняла Россия. С одной стороны это объясняется разницей в стоимости, но более реальная версия происходящего – именно визовые аспекты.

– Судя по рейтингу на вашем сайте, самое популярное туристическое направление – Беларусь. С чем это связано?

– Я удивлён, почему все этому удивляются! С 2006-го года в структуре запросов портала Holiday.by Беларусь как направление стало лидировать от сезона к сезону. И, на мой взгляд, это нормально. Всегда в стране доминирует сперва внутренний туризм, а затем выездной. Выезд связан с длительным пребыванием на курортах, а отдых в Беларуси может быть выходного дня, экскурсионный, корпоративный, активный, событийный – да любой. И с появлением в структуре предложений всех этих типов отдыха в Беларуси и связано то, что ими стали интересоваться.

Сегодня можно найти и авторские экскурсии по Беларуси, и корпоративные сплавы по рекам, и анимационные программы в рыцарском стиле.

По еще одному нашему проекту мы видим всё возрастающую тенденцию к заказу услуг выездного обслуживания, аренды тентов для проведения мероприятий на природе, в коттеджах и не обязательно под Минском. А это тоже туризм. Предложение родило спрос.

– Развивается ли в Беларуси агроэкотуризм, многие ли выбирают отпуск в усадьбах?

– Комментировать развитие агротуризма в Беларуси не в моей компетенции. Могу сказать лишь, что такой способ отдыха уже стал частью годовой активности белорусских туристов и мы первыми в Байнете ещё в 2005-06 годах поддержали его продвижение, создав самый полный фотокаталог сельских усадеб. Культура отдыха за городом только-только рождается в белорусском туристическом сообществе. Это и усадьбы, и коттеджи за городом, загородные рестораны. Все эти услуги на наших страницах пользуются устойчивым спросом. Например, раздел с сельскими усадьбами посещает в день не менее 1000 человек. Выбор усадьбы или коттеджа – вещь ещё более специфичная, чем отеля в Турции. Ведь приобретая «пять звёзд всё включено» вам практически гарантирован определенный уровень сервиса. А усадьбы и коттеджи хоть и отмечены «петушками», но стоит понимать, что это всего лишь местная система ценностей. Поэтому мы стараемся делать упор на качественные фотографии и большое количество отзывов от туристов. И, конечно, призываю помнить про хорошее настроение :)

– Санатории. Можно ли бронировать что-то через интернет? Правда ли, что на полгода-год вперед все приличные санатории забронированы российскими турфирмами?

– Сложный и острый вопрос. К сожалению, бронировать через интернет отдых в санатории без участия посредника (в виде агентства) невозможно. В Беларуси есть единственный сайт, где это можно сделать, а также ознакомиться с максимально подробными описаниями процедур и условий по практически всем санаториям Беларуси. (очевидно, речь идет о проекте sanatorii.by – прим. IT.TUT.BY)

Относительно приличности санаториев – это вопрос риторический, а то, что они пользуются устойчивым спросом среди россиян – факт. Здесь, скажем так, туристическая справедливость восторжествовала. Когда белорус бронирует авиатур в Египет с вылетом из Москвы, то он автоматически конкурирует с туристами из РФ за место в самолете или отеле.

То же самое и в плане санаториев. По разным критериям они привлекательны для россиян, а это означает лишь то, что белорусам надо учитывать эту тенденцию и бронировать места также заранее. Туризм – явление международное и не даёт приоритетов по национальному признаку :)

– На ваш взгляд, что нужно сделать (в том числе, в интернете) для повышения туристического потенциала Беларуси?

– Будем говорить не только о Беларуси, а в целом о туррынке страны. Следует понимать, что в мире туристы в 80% случаях используют сеть для подбора направлений отдыха и ознакомления с тенденциями, а больше половины бронируют отдых в режиме онлайн. Этому способствует турпродукт. В Беларуси сложилась ситуация с точностью до наоборот. На 800 туркомпаний, 400 усадеб, 300 санаториев и ещё пару-другую сотен гостиниц, мотелей, загородных ресторанов, парков отдыха и прочее приходится чуть больше 200 сайтов. При этом в половине случаев о качестве говорить просто не приходится!

Почему-то среди поставщиков услуг качество представления информации в сети стоит на самом последнем месте, либо же она носит сухой, номенклатурный характер. Думаю, что многие согласятся с тем, что открывая сайт компании, читая представленную информацию, сразу же можно оценить то, как будут оказаны оффлайн-услуги. А в сфере туризма первое впечатление имеет самое важное значение и интернет с каждым годом будет всё в большей мере влиять на становление турпродуктов.

– Спасибо вам за беседу!


 
-10%
-20%
-20%
-30%
-20%
-35%
-15%
-10%
-20%