Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Андрей Барашко, Holiday.by | Фото предоставлено А. БарашкоО чем говорить летом, как не об отдыхе, отпуске и других приятных вещах? Именно поэтому в первом после короткой передышки интервью по понедельникам – профессионал в этих вопросах и их представлением в Сети.
 
О том, как представлена белорусская туристическая индустрия в интернете, о Сети как помощнике в выборе и организации собственного отдыха сегодня рассказывает Андрей Барашко, директор компании ОДО «Холидэйбай» (проекты Holiday.by, Bilet.by, Arendazala.by), магистр экономических наук, преподаватель кафедры международного туризма ФМО БГУ.

– Андрей, какая информация об отдыхе и сопутствующие сервисы наиболее популярны среди белорусов?

– Могу сказать что более популярна информация об отдыхе, нежели сопутствующие сервисы. На первый план выходит информация по дате выезда (вылета) и цена. И чем правдивее (заостряю внимание на этом слове!) эта информация – тем комфортнее для туриста становится выбор отдыха.

– А почему же так все тяжело с сервисами?

– Сервисная составляющая белорусского туризма далека от совершенства. На это влияют одновременно две тенденции – некоторая технологическая отсталость отрасли вкупе с особенностями белорусского туристического продукта. 99% услуг турфирм – это так называемые «пакеты», когда есть четкая дата выезда или вылета и цена именно на этот тур. Можно сказать, что в широком смысле слова продукт стандартизирован, но внутри себя распадается на многие составляющие – трансферы, город вылета, автобус или самолет, отель, в конце концов. Если брать авиатуры – то многие вылдетают из Киева и Москвы, то есть, белорусские компании работают с украинскими или российскими операторами, а это означает то, что прежде, чем купить такой тур, нужно дождаться ответа, есть ли места на определенную дату.

Поэтому дистанционно (в режиме онлайн) турист приобрести и оплатить такой тур не может – обязательно требуется участие туркомпании. Поэтому правильно сказать, что для белорусского туриста потолком сервисов по выбору отдыха становятся витрины, где туристические компании размещают некие специальные предложения. И уже задача таких витрин состоит в поддержании качества информации.

– Неужели так сложно организовать синхронизацию с теми же российскими туроператорами? Или это просто никому не нужно?

– Не был бы столь категоричен. Отвечу так. В своё время в России была попытка сделать чисто онлайновые агентства, в которых не было даже офиса. Просто сайты с максимумом информации на любой вкус. Тем не менее, они быстро были вынуждены обзавестись реальными офисами продаж и менеджерами в них. Суть в том, что люди предпочитают приобретать услугу в процессе очного общения с профессионалом. Сайт, портал или система бронирования – это лишь инструмент для ориентировки по ценам. Конечная продажа пакетного турпродукта на постсоветском пространстве в абсолютном большинстве случаев совершается именно в офисе турфирмы. На мой взгляд, эта ситуация продлиться ещё достаточно долго. Ну и, конечно, не стоит снимать со счетов периодически имеющиеся сбои в оборудовании систем бронирования, так как если учесть что в «онлайнах» происходят десятки тысяч действий по бронированию в минуту со всех стран, кто «загружает» одного туроператора или работает через одну онлайн-систему, то здесь участие турфирмы помогает минимизировать последствия так называемого «овербукинга».

– Какие вообще сервисы наиболее актуальны для туристов? Что уже есть в Байнете, чего нет?

– Отвечая на вопрос, что уже есть в Байнете, а чего нет, могу сказать, что за последнее время появилось бесчисленное, на мой взгляд, количество туристических "порталов", которые копируют основные ресурсы, но, порой, даже искажают информацию. Это может ввести в заблуждение простого обывателя, решившего поискать путевку в интернете. Одновременно с этим число сайтов турагентств не увеличивается, а за последние 3-4 года даже уменьшилось. Я веду речь именно про те сайты, которые можно назвать рабочими, а не просто странички с картинками.

– В чем причина? Невыгодно держать свой сайт?

– В этой причине мы разбираемся с 2001 года, хотя это вопрос больше к самим туристическим компаниям. Не стоит думать, что это белорусская «болезнь». В России, к примеру, она схожа, только в других масштабах. Думаю, что дело в бизнес-образовании. Работая с руководителями наших компаний в рамках учебной аудитории я люблю задавать вопрос о том, кто из клиентов для турфирмы может быть эффективнее в плане продажи: тот, кто звонит по телефону; тот, кто зашел в офис или тот, кто прислал электронную заявку с сайта агентства или турпортала. На сегодняшний день на первое место турфирмы ставят тех, кто звонит по телефону. Где-то здесь надо искать ответ на Ваш вопрос.

– С сервисами всё действительно так плохо?

– Я не говорил слово «плохо». Байнет прирастает необходимыми инструментами для самостоятельного планирования путешествия или командировки. В этом году появился первый белорусский сайт, где в режиме онлайн можно подобрать и оплатить по карточке авиабилет – www.bilet.by, а также проект по бронированию отелей во всём мире с телефонной консультационной службой – hotels.holiday.by. Мы видим, что бронировки идут, а это означает, что пользуются популярностью не только традиционные морские и горнолыжные курорты, но и самостоятельные путешествия.

– Но подавляющее большинство все же предпочитает приобрести «пакет» и ни о чем больше не задумываться?

– Речь идет не о «задумывании». Всегда есть люди, которые предпочитают, чтобы о них позаботилась турфирма и есть те, кто предпочитает делать всё самостоятельно. Это нормально. Именно поэтому должны существовать проекты для двух типов путешественников.

– Как правильно спланировать и сделать свой отпуск максимально дешевым и приятным с помощью интернета? На что бы вы порекомендовали обратить особое внимание?

– Многие туристы – новички и профессионалы – давно облюбовали форумы и сайты с отзывами. С одной стороны это правильно, но с другой – это первый шаг к ошибке. Для того, чтобы сделать свой отпуск максимально приятным – надо быть в хорошем расположении духа. Это золотое правило любого туриста. Ведь если начинать искать огрехи – их можно найти даже в чугунной болванке, не говоря уже про отели, бассейны и шведские столы.

Безусловно, следует обратить внимание на форумы, где обсуждаются направления, чтобы знать последние тенденции, ну а затем уже переходить к подбору тура.

Например, на Holiday.by есть система скидок-купонов. Если тур отмечен «звездочкой», то рядом будет указана скидка. Можно распечатать купон и отправляться с ним в турагентство. В начале сезонов активно рекламируются акции-распродажи в офисах компаний – за ними тоже можно следить на крупных туристических сайтах.

Если брать некие различимые «признаки», то я бы рекомендовал обращать внимание не только на скидки, но и на то, как компания описывает свой тур. Если описание состоит из фразы «Отдых на море за $1» или из общих слов – можно ожидать такого же отношения и в офисе турагентства.

Ну а покупать заранее или ждать до последнего – дело каждого. И так, и так есть вероятность получить хорошую цену – будь то по раннему бронированию, будь то по горящей путевке – у кого на что хватает нервов. Мы видим у себя что раздел «Горящие туры» пользуется устойчивым спросом, а это значит, что «горящие» всё ещё популярны.

– Немного не по теме, но все же: как правильно продолжить первое онлайн-знакомство с турфирмой в оффлайне? Заказали тур, билеты – что дальше?

– «Заказали тур» и «заказали билеты» – это большая разница. Если тур можно предварительно заказать, отправив электронную заявку менеджеру турагентства, то билет можно оформить, не выходя из офиса или дома. К моему огромному сожалению, некоторые туркомпании откладывают общение с «электронными туристами» – то есть теми, кто отправил заявку с сайта – на потом. И в результате есть случаи, когда туристам просто не отвечают. Однако насыщенность рынка турфирмами позволяет мне с уверенностью сказать, что каждый сможет найти своё агентство.

Не секрет, что в интернете можно найти массу критических отзывов на туристические компании. Но к нашей радости сами посетители на нашем форуме создали топик «Благодарность турфирме». Есть основания полагать, что упомянутые в ней компании демонстрируют именно те качества, на которые следует обращать внимание туристам.

– Что вы можете сказать о рынке туризма в контексте кризиса? Какие направления пострадали больше всего, какие набрали популярность?

– Туризм – явление мировое. Кризис, вроде бы, тоже. Но от него страдают не столько направления, сколько люди. Турецкие или болгарские курорты будут заполнены, если не белорусами и россиянами, то немцами или бельгийцами, скажем. Кратко отвечая, пострадают супер-дорогие курорты, так как происходит переориентация на менее дорогие отели, но всё остается на своих местах. Если брать мировую тенденцию, то ни теракты, ни рост цен на нефть (хотя это в очень сильной степени влияет на индустрию туризма в мире) за «докризисные» 2006-08 годы не смогли остановить устойчивый рост в 4,1% в год числа туристических прибытий в мире, по данным Всемирной туристической организации.

Статистика вещь упрямая и всю правду о влиянии кризиса мы узнаем в начале следующего года.

Если брать структуру запросов белорусов, то здесь ситуация поменялась незначительно. Мы с Вами говорим о летнем сезоне, то могу сказать, что по сравнению с прошлым годом, то из ТОП-5 на несколько позиций вниз опустилась Болгария, а костяк запросов по анализу сайта Holiday.by с 2004 года по летнему сезону остался прежним: Турция, Беларусь, Крым, Украина. С постепенным ужесточением визовых барьеров из ТОП-5 ушли Чехия и Болгария: в этом году, например, место Болгарии заняла Россия. С одной стороны это объясняется разницей в стоимости, но более реальная версия происходящего – именно визовые аспекты.

– Судя по рейтингу на вашем сайте, самое популярное туристическое направление – Беларусь. С чем это связано?

– Я удивлён, почему все этому удивляются! С 2006-го года в структуре запросов портала Holiday.by Беларусь как направление стало лидировать от сезона к сезону. И, на мой взгляд, это нормально. Всегда в стране доминирует сперва внутренний туризм, а затем выездной. Выезд связан с длительным пребыванием на курортах, а отдых в Беларуси может быть выходного дня, экскурсионный, корпоративный, активный, событийный – да любой. И с появлением в структуре предложений всех этих типов отдыха в Беларуси и связано то, что ими стали интересоваться.

Сегодня можно найти и авторские экскурсии по Беларуси, и корпоративные сплавы по рекам, и анимационные программы в рыцарском стиле.

По еще одному нашему проекту мы видим всё возрастающую тенденцию к заказу услуг выездного обслуживания, аренды тентов для проведения мероприятий на природе, в коттеджах и не обязательно под Минском. А это тоже туризм. Предложение родило спрос.

– Развивается ли в Беларуси агроэкотуризм, многие ли выбирают отпуск в усадьбах?

– Комментировать развитие агротуризма в Беларуси не в моей компетенции. Могу сказать лишь, что такой способ отдыха уже стал частью годовой активности белорусских туристов и мы первыми в Байнете ещё в 2005-06 годах поддержали его продвижение, создав самый полный фотокаталог сельских усадеб. Культура отдыха за городом только-только рождается в белорусском туристическом сообществе. Это и усадьбы, и коттеджи за городом, загородные рестораны. Все эти услуги на наших страницах пользуются устойчивым спросом. Например, раздел с сельскими усадьбами посещает в день не менее 1000 человек. Выбор усадьбы или коттеджа – вещь ещё более специфичная, чем отеля в Турции. Ведь приобретая «пять звёзд всё включено» вам практически гарантирован определенный уровень сервиса. А усадьбы и коттеджи хоть и отмечены «петушками», но стоит понимать, что это всего лишь местная система ценностей. Поэтому мы стараемся делать упор на качественные фотографии и большое количество отзывов от туристов. И, конечно, призываю помнить про хорошее настроение :)

– Санатории. Можно ли бронировать что-то через интернет? Правда ли, что на полгода-год вперед все приличные санатории забронированы российскими турфирмами?

– Сложный и острый вопрос. К сожалению, бронировать через интернет отдых в санатории без участия посредника (в виде агентства) невозможно. В Беларуси есть единственный сайт, где это можно сделать, а также ознакомиться с максимально подробными описаниями процедур и условий по практически всем санаториям Беларуси. (очевидно, речь идет о проекте sanatorii.by – прим. IT.TUT.BY)

Относительно приличности санаториев – это вопрос риторический, а то, что они пользуются устойчивым спросом среди россиян – факт. Здесь, скажем так, туристическая справедливость восторжествовала. Когда белорус бронирует авиатур в Египет с вылетом из Москвы, то он автоматически конкурирует с туристами из РФ за место в самолете или отеле.

То же самое и в плане санаториев. По разным критериям они привлекательны для россиян, а это означает лишь то, что белорусам надо учитывать эту тенденцию и бронировать места также заранее. Туризм – явление международное и не даёт приоритетов по национальному признаку :)

– На ваш взгляд, что нужно сделать (в том числе, в интернете) для повышения туристического потенциала Беларуси?

– Будем говорить не только о Беларуси, а в целом о туррынке страны. Следует понимать, что в мире туристы в 80% случаях используют сеть для подбора направлений отдыха и ознакомления с тенденциями, а больше половины бронируют отдых в режиме онлайн. Этому способствует турпродукт. В Беларуси сложилась ситуация с точностью до наоборот. На 800 туркомпаний, 400 усадеб, 300 санаториев и ещё пару-другую сотен гостиниц, мотелей, загородных ресторанов, парков отдыха и прочее приходится чуть больше 200 сайтов. При этом в половине случаев о качестве говорить просто не приходится!

Почему-то среди поставщиков услуг качество представления информации в сети стоит на самом последнем месте, либо же она носит сухой, номенклатурный характер. Думаю, что многие согласятся с тем, что открывая сайт компании, читая представленную информацию, сразу же можно оценить то, как будут оказаны оффлайн-услуги. А в сфере туризма первое впечатление имеет самое важное значение и интернет с каждым годом будет всё в большей мере влиять на становление турпродуктов.

– Спасибо вам за беседу!


 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-20%
-30%
-10%
-20%
-30%
-20%
-50%