Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


В. Басалыга | Фото предоставлено корпорацией ГалактикаРешения корпорации "Галактика" широко востребованы на постсоветском рынке корпоративного программного обеспечения и за его пределами. Неудивительно, что руководство именно этой компании мы выбрали для тематической беседы по понедельникам в этот раз.
 
Нужны ли компаниям недешевые ERP-внедрения в кризис? Как понять, что пришла пора "информатизироваться"? Действительно ли это так сложно и дорого, как видится со стороны? Как изменилась ситуация на рынке ERP-систем в нынешнее непростое время?

На эти вопросы для IT.TUT.BY сегодня отвечает Валерий Басалыга, первый Вице-президент, член совета директоров корпорации "Галактика", руководитель центрального офиса корпорации в РБ.

– Валерий Иванович, что такое ERP-система, каким предприятиям и для чего она может понадобиться?

– Система ERP (Enterprise Resource Planning) предназначена для планирования ресурсов предприятия. Она позволяет планировать, контролировать, анализировать и корректировать планы деятельности всего предприятия по основным направлениям: финансы и учет, производство, логистика и договора, персонал, взаимоотношения с клиентами.

Главная задача ERP системы – предоставить руководителю оперативную и достоверную информацию о ситуации на предприятии. Каковы размеры дебиторской задолженности? Кто из поставщиков наиболее надежен? Кто из клиентов закупает самые большие партии товара? Сколько на складе скопилось невостребованных товаров и комплектующих? Попробуйте ответить на эти вопросы без достоверной информации! Не получится.

– Бытует досужее убеждение, что, мол, "внедрение ERP – это сложно и дорого и долго, а отдачи мало, да ещё и персонал переучивать – мы лучше как-нибудь по старинке"... Как часто вам приходится сталкиваться с этими стереотипами?

– Это заблуждение, которое бытовало несколько лет назад у некоторых руководителей и специалистов предприятий. Сегодня с таким мнением мы почти не сталкиваемся: управлять по старинке у предприятий уже не получается. Ведь невозможно на основе интуиции принимать стратегические и оперативные решения, которые могут повлиять на финансовое состояние компании.

При этом хочу заметить, что внедрение ERP системы – вовсе не самоцель, а эффективный инструмент для дальновидного руководителя-профессионала, который хочет быть гибким, мобильным, получить дополнительные конкурентные преимущества – за счет того, что при управлении предприятием опирается на выверенную, оперативную, надежную информацию.

Анализ статистики автоматизированных предприятий показывает, что средний процент условно-постоянных затрат у них снижается обычно до 5-15%; срок оборачиваемости средств сокращается на 3-12%; уровень неликвидных запасов на складах снижается на 5-20%; общее снижение затрат колеблется в диапазоне 1-15% от годового оборота предприятия.

– В кризис не до бизнес-оптимизации, быть бы живу... Или все-таки как раз благодаря современным ИТ-решениям предприятия получают возможность сэкономить серьезные средства?

– Как раз в кризис и надо оптимизировать работу! Именно в такие периоды предприятия "взвешивают" свои инвестиционные проекты, пересматривают неэффективные процессы, стремятся снизить издержки – за счет этого и выживают. А ERP система дает возможность существенно сократить затраты. И, кроме того, система дает возможность для дальнейшего роста: кризис-то не вечен.

Те, предприятия, которые в период кризиса с помощью информационной системы "отладили" процессы и проекты, научились эффективно работать со своими заказчиками, избавились от непродуктивных затрат – будут впереди конкурентов.

– Сократилось или увеличилось количество внедрений на фоне непростой экономической ситуации?

– Планы по доходам продолжают выполняться без всяких корректировок, клиентская база расширяется, в первую очередь – благодаря профессионализму сотрудников белорусского офиса, в котором сосредоточены лучшие специалисты корпорации. Кризис – это не только трудности, но и новые подходы к бизнесу.
Наши предложения рынку оказались на сегодняшний день оптимальными как по качеству, так и по цене, и это позволяет рассчитывать, что к моменту начала подъема экономики корпорация "Галактика" упрочит свои позиции.

– Где достигается наибольший эффект от внедрения ERP?

– В условиях кризиса для предприятия крайне важны гибкое управление денежными потоками, четкий управленческий учет, жесткий контроль финансовых ресурсов, оперативный анализ эффективности деятельности компании. Использование функций системы Галактика ERP для управления финансами позволяет предприятию минимизировать риск неплатежеспособности, обеспечить эффективное планирование и контроль исполнения финансовых обязательств, сбалансировать график платежей.

Функциональность программных решений "Галактики", позволяющая предприятиям эффективно работать в условиях кризиса – часть большой антикризисной программы, которую корпорация предлагает сегодня своим заказчикам. В первую очередь автоматизацией охватываются "болевые точки" и узкие места предприятия – именно те, где заказчики теряют деньги. Быстро решив средствами автоматизации одну проблему, добившись экономии и высвобождения замороженных либо неэффективно работающих средств, предприятие переходит к следующему шагу и автоматизации нового участка. При таком подходе поэтапно, с минимальными затратами, предприятие получает весомые результаты от применения решений "Галактики".

Продукт "Галактика ERP" по своей сути задуман как инструмент для решения критических для выживания бизнеса задач. Применение системы позволяет значительно снизить издержки.

– В аптеке поблизости уже несколько месяцев висит табличка "Приносим извинения за более длительное обслуживание, в связи с введением компьютерных систем" :) Такое, стало быть, встречается? Может ли компьютеризация быть во вред? Часто ли встречаются такие примеры на практике?

– Скорее всего, аптека решила сэкономить на процессе обучения сотрудников, которым приходится осваивать новую программу за счет времени посетителей. Если бы персонал изучил принципы работы системы заранее, то таких проблем бы не было. Ваш пример свидетельствует о непродуманном со стороны руководства подходе к внедрению новой программы.

Да, обучение персонала – это кропотливый процесс, требующий терпения и времени, но стоит ли проводить его за счет покупателей аптеки? Ведь клиенты – самое ценное для любого предприятия. А обучение окупится потом, когда сотрудники смогут более быстро и качественно обслуживать людей. Это инвестиции в клиента.

– Сказать по правде, я не заметил значительного замедления в работе персонала – возможно, аптекари просто забыли снять табличку? Но вернемся к теме. Можете ли вы оценить, какой процент предприятий ещё остался не охвачен ERP системами?

– Специально таких исследований никем не проводилось, но наверно вряд ли остались предприятия, которые работают по старинке, используя письменно-бумажные записи.

Надо учесть, что и ERP-системы могут быть разного уровня сложности и охвата. С одной стороны, на предприятии уже могут быть автоматизированы какие-то процессы, тогда наша задача – интегрировать свои решения в рамках одного предприятия под новые задачи.

С другой стороны, система ERP – очень мощное решение, который внедрить одним разом невозможно. Кто-то из всей большой системы ERP использует только бухгалтерский контур, тогда как классифицировать такое предприятие? Даже при максимальном охвате со временем предприятие будет развиваться и появятся новые задачи, добавится функциональности, а значит, будут происходить новые довнедрения. Процесс этот довольно сложный, но вовлечены в него в той или иной степени, наверное, почти все предприятия.

– По каким основным признакам предприятие должно понять, что пришло время компьютеризации?

– Когда предприятие захлебывается в бумажном документообороте, когда руководители в неведении, что происходит на предприятии и нет возможности получить четкую и полную картину происходящего в компании – все, время пришло.

– Сколько стоит внедрение ERP? Каковы рамки и "средняя температура по больнице"?

– Все зависит от проекта, от бизнес-процессов на предприятии. У нас есть пакеты предложений для разных предприятий в зависимости от их возможностей. Расходы на внедрение состоят из четырех статей: закупка лицензий, пусконаладочные работы, техническая поддержка системы и обучение персонала. Если закупку лицензий принять за единицу, пусконаладочные работы – это в два-три раза больше. Техническая поддержка обходится примерно в одну десятую от стоимости лицензии, обучение персонала – две десятых. Так что, если у предприятия есть сильный ИТ-отдел, то оно может внедрять систему самостоятельно при нашей консультационной поддержке, и таким образом экономить.

Мы всегда применяем индивидуальный подход к каждому заказчику: гибкие схемы финансирования проектов со стороны заказчиков, специальные предложения по стоимости ПО и услуг.

Для средних и небольших компаний у нас есть эффективные решения Галактика Старт и Галактика Прогресс – с более низкой стоимостью, чем большинство конкурирующих отечественных разработок. Важно, что заказчик может абсолютно без рисков начать освоение наших решений с системы Галактика Старт, перейти на решение Галактика Прогресс, затем – на систему Галактика ERP. Так как Старт и Прогресс представляют из себя определенные конфигурации системы Галактика ERP, то привычный интерфейс, единая бизнес-логика этих решений, уже обученный принципам работы с системой персонал позволят безболезненно переходить на более сложное решение с полным сохранением инвестиций в ИТ. А это важно для наших заказчиков в условиях кризиса.

– В чем достоинства и недостатки продуктов "Галактика", слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами?

– Программные продукты с маркой "Галактика" завоевали значительную долю рынка в первую очередь благодаря своему высокому качеству – за которым, в свою очередь, стоит высокое качество управления процессами проектирования, разработки, внедрения, технической поддержки и сопровождения. В прошлом году мы успешно прошли сертификацию системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 (СТБ ИСО 9001-2001).

Получила новое развитие интегрированная система "Галактика ERP": появилась новая функциональность по управлению логистикой, персоналом, финансами, выросла производительность системы, улучшилась ее эргономика. Появились решения класса Business Intelligence: системы "Галактика BI Сбыт" – "Галактика BI Запасы" и "Галактика BI Снабжение".

Наши технологии позволяют быстро внедрить решение и получить результат. Поэтому проекты выполняются в сжатые сроки, с запланированным результатом и стоимостью.

Галактика ERP дает возможность гибкого реагирования на изменения, которые неизбежны в условиях кризиса. В западных системах бизнес-процессы строго регламентированы, что особенно неэффективно в условиях неустойчивой экономической ситуации, когда от предприятий требуется мобильность и быстрота в принятии решений.

Наши заказчики получают полную поддержку специфики бизнеса и именно тот функционал, который им нужен. Наряду с общей для большинства предприятий функциональностью по управлению финансами, производством, логистикой, персоналом, Галактика предлагает заказные разработки – решения по поддержке специфических задач предприятия. Важно, что эти дополнительные возможности наследуются при смене версий системы.

– Сталкивается ли ваша компания с пиратством? Насколько это вообще актуальный вопрос для систем подобного уровня?

– Для нас пиратство не актуально.

Системы класса ERP на пиратском рынке не покупают. Во-первых, они слишком сложные, требуют отраслевых настроек, сделать которые самостоятельно можно только имея опыт. При попытке справиться с настройками самостоятельно предприятие ввергнет себя в пучину огромных расходов. У нас этот процесс поставлен на промышленную основу, мы имеем колоссальный опыт, который наработали годами, и в процессе развертывания системы используем его, благодаря чему для предприятия-заказчика внедрение проходит быстро и эффективно.

Во-вторых, предприятие, покупая лицензионное ПО, получает вместе с ним определенный сервис: обновление функционала, поддержку законодательства, консультации.

– Как бы вы оценили рынок ERP-систем в Беларуси? Каков его годовой объем, какие-то отличительные особенности по сравнению с другими рынками СНГ?

– К сожалению, IDC и другие аналитические агентства не публикуют рейтингов белорусского ERP-рынка. Полагаю, в первую тройку по объемам продаж мы входим стопроцентно. Уточнять, первое, второе или третье место мы занимаем, я не буду. Доказать это будет невозможно: наши конкуренты, в отличие от "Галактики", свою статистику не публикуют. Добавлю только, что интерес белорусских предприятий к ERP-системам в последнее время пошел вверх. По крайней мере 70% наших продаж дают предприятия, внедряющие ERP.

– Какие крупнейшие компании в Беларуси используют ваши решения?

– В числе клиентов корпорации – свыше 6200 крупных и средних предприятий в СНГ, из них в Беларуси – свыше тысячи, включая УП "Белкоммунмаш", РО "Белтелеком", Верховный суд Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, Белорусский телерадиоцентр, Витебский хладокомбинат, УП "Минский оптовый рынок", НТ ООО "Связьинформсервис", ОАО "Керамин", РУП "Гранит", ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат", ИП "Цептер Интернационал", РУП "Гомельтранснефть Дружба", СЗАО "Серволюкс" и др.

– Как представлена "Галактика" в Беларуси? Я знаю, что корпорация является одним из старейших резидентов ПВТ...

– 27 января 1993 года – день основания "ТОП СОФТ", Центрального офиса корпорации в Республике Беларусь Сейчас в белорусском офисе работает 300 человек. 16 дилерских центров в РБ. С 10 июля 2006 года мы являемся резидентом Парка высоких технологий.

– Изменилась ли ваша стратегия на рынке труда (набор персонала, методы его удержания и т.п.) в связи с кризисом?

– Вопреки кризису, "Топ Софт" продолжает развиваться. В минувшем году доход офиса в долларовом эквиваленте достиг рекордного уровня – без малого $3 млн. В нынешнем году количество новых IT-проектов с нашим участием продолжает увеличиваться.

Мы готовы к приему на работу большого количества консультантов с опытом внедрения системы "Галактика ERP". Время показало, что мы не ошиблись в молодых специалистах, которых принимали на работу в течение последних лет, и разработанная в корпорации технология отбора и обучения консультантов доказала свою высокую эффективность и работоспособность.

– Благодарю за интересную беседу! Ваше пожелание нашим читателям?

– При всей сложности сегодняшней экономической ситуации, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Большинство наших заказчиков уверены, что управлять "на глазок", на основании интуиции, невозможно. И особенно – в условиях кризиса. И мы готовы предлагать им решения, способные поддерживать бизнес, гибко адаптироваться к внутренним и внешним изменениям, жестко контролировать процессы управления компанией. Решения, которые позволят не только выжить в условиях кризиса, но и активно развиваться в дальнейшем.

Биографическая справка

Басалыга Валерий Иванович. 54 года. В 1975 году окончил Белорусский педагогический институт (ныне – университет) по специальности математика. Работал в НИИ средств автоматизации. В бизнесе – с 1988 года. Первый Вице-президент, член совета директоров корпорации Галактика, руководитель центрального офиса корпорации в РБ.


 
Нужные услуги в нужный момент