Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


П. Коврижных, фото предоставлено П. КоврижныхРынок мобильных ПК растет по всему миру и в Беларуси семимильными шагами. Набирает обороты и его фрагмент, рынок нетбуков. О тенденциях на рынке, кризисе и новых технологиях мы беседовали с Павлом Коврижных, главой компании "ГиперАйТиТрэйд", официальным дистрибутором MSI – одного из крупнейших в мире производителей мобильных компьютеров.
 
– Какие тенденции сейчас прослеживаются на рынке ноутбуков в Беларуси? Какие модели предпочитают белорусские пользователи?

– Потребитель становится более требовательным и разборчивым. Сейчас в пределах 700$ хотят получить полнофункциональную модель с HD-ready экраном, хорошими мультимедийными возможностями, интересным дизайном, приличного уровня видеокартой.

И рынок отвечает этим требованиям. Самыми продаваемыми являются ноутбуки классов low+, middle-, middle. Чуть реже покупают low и middle+. Заметный рост отмечаем на рынке нетбуков: все больше пользователей хотят иметь ультрапортативный компьютер в своем арсенале цифровых устройств. Потребности потребителя меняются и рынок следует им.

– Какой процент нетбуков среди продаваемых в стране мобильных ПК?

– Доля продаж нетбуков пока сравнительно небольшая, около 10-15% от общего объема. Но эта группа неустанно набирает обороты, нетбук становится все более популярным среди населения. Всплеск продаж пришелся на сезон отпусков, многие отправляясь в поездки хотели взять с собой компьютер, но не массивный 15"–ноутбук. Тем более, что круг задач для компьютера в отпуске обычно несколько уже, нежели в трудовые будни. Проверить почту, пообщаться в скайпе, скинуть и просмотреть фотографии, посмотреть фильм или послушать музыку – для этого вполне достаточно нетбука, который займет в дорожной сумке совсем немного места.

Второй всплеск продаж нетбуков ждем к началу сентября: данный тип компьютеров становится все более популярным среди студентов. Для них это не только ПК, но и своеобразный модный аксессуар.

– Можете ли вы оценить рынок портативных ПК за первые полгода в штуках/в деньгах?

– Сложность оценки нашего рынка ноутбуков заключается в присутствии серых поставок из приграничных регионов. По примерным расчетам белорусские потребители приобрели порядка 35-40 тыс. ноутбуков за первое полугодие. В денежном выражении это около 20 млн долларов.

– На каком месте марка MSI в рейтинге предпочтений белорусов?

– Пока бренд MSI не в пятерке, но заметно приблизился к ней за последние полгода. Постепенно рушится стереотип MSI = U100 Wind (один из самых популярных нетбуков на рынке – прим. IT.TUT.BY).

Популярность нетбуков MSI достаточно высока, у MSI действительно получилось сделать сбалансированный продукт, отсюда и спрос на него. Постоянное присутствие на рынке, регулярное обновление модельного ряда – залог популярности нетбуков MSI. Что касается полноформатников, то здесь позиции MSI пока гораздо слабее, но это только пока. G (Gaming), Ex (Entertainment) и PR (Professional) серии известны в определенном сегменте, но не получили широкого распространения в связи с достаточно высокой ценой. Она обусловлена принадлежностью продуктов к Premium уровню.

К началу сентября на полках магазинов появятся «бюджетная» C (Classic) и обновленная Ex (Entertainment) серии. Не могу упомянуть про самую молодую и самую модную серию X-Slim: пока на рынке представлены только две модели, X340 и X600, но к началу второго квартала к данным моделям добавятся еще три. До конца 2009 года мы планируем поставить не менее 10 новых моделей ноутбуков, некоторые из них будут продолжением популярных продуктов, но будут и принципиально новые.

– Каких ноутбуков больше в "корпоративе" а каких – в рознице?

– Здесь все традиционно: "корпоратив" в большинстве своем не требует креативного дизайна и больших мультимедийных возможностей. Как правило, ноутбук подбирается под определенный круг задач, и основными критериями при выборе становятся производительность и надежность. В последнее время не последнюю роль играет уровень мобильности (время автономной работы, вес, размеры) – по этой причине в корпоратив стали продаваться нетбуки. Что касается производителей, то лидером в данном сегменте, несомненно, является НР, также можно отметить Asus, Dell, Lenovo.

В рознице ситуация несколько другая, наравне с НР здесь присутствует Acer, достаточно серьезные позиции у Asus, Toshiba и Samsung. Такая расстановка сил между корпоративом и розницей обусловлена модельным рядом производителя и каналом дистрибутора.

– Как отразилось на рынке появление "белорусских ноутбуков" и настойчивое желание государства сокращать импорт?

– Такое желание государство, несомненно, имеет, и оно обоснованно. Но, что касается ноутбуков, то здесь это пока остается не более чем желанием. "Коллеги" и "Трудяги" пока не в состоянии удовлетворить наших потребителей, не качеством, ни ассортиментом, ни ценой. Отечественный "Коллега" пока оставил больший след в Сети, чем на рынке (как правило, в виде саркастических комментариев и ремарок).

Сейчас к выпуску готовят новую модель уже под брендом "Integral", на базе MSI VR420, снятого с производства более трех месяцев назад. Какое он получит распространение – остается только догадываться. Кому захочется покупать заведомо устаревший продукт? Наверняка их будут покупать только те, кого заставят это сделать.

– Какой ваш прогноз по развитию рынка на вторую половину года?

– Прогнозировать в нынешних условиях не просто. Могу сказать, что продажи ноутбуков будут точно не ниже чем в первом полугодии, но на существенный рост мы не рассчитываем. Хотя рост, безусловно, будет.

– Повлияет ли на рыночную ситацию выход Windows 7?

– Большинство наших пользователей с опаской относятся к новым операционным системам, по вполне понятным причинам, софт после релиза еще некоторое время "докатывается", возникают проблемы с совместимостью, приходиться изучать новый интерфейс. Куда проще с Windows XP, которая на данный момент является, наверное, самой востребованной. Не думаю, что выход очередной ОС от Microsoft каким-либо образом повлияет на наш рынок портативных ПК и десктопов.

– А что вы можете сказать о "сером рынке" мобильных ПК? Какова его динамика?

– Пока еще этот рынок велик, какой-либо динамики не наблюдается. У него та же чувствительность, что и у официального.

– Растет ли доля ноутбуков со встроенными передовыми коммуникационными модулями, напр. UMTS/WiMAX?

– Пока еще доля очень низка, но такие модели на нашем рынке уже есть, их несомненно было бы больше, если бы данные модули не требовали обязательной сертификации. Сейчас спрос на модели оснащенные UMTS/3G должен пойти вверх. В 2009 году мы планируем предложить покупателям 3 модели ноутбуков, оснащенных 3G-модемом.

– Как правильно выбрать ноутбук? Что бы вы порекомендовали пользователям?

– Прежде всего, определитесь, для чего вы будете его использовать. Вплоть до того, что пропишите для себя все задачи, которые, вы планируете решать с помощью вашего будущего компьютера. Это может быть просто дорожный компьютер для мультимедиа, интернета и работы с офисными приложениями. Может быть домашний медиацентр, с полным набором портов, производительной видеокартой и процессором. Ассортимент на рынке, позволяет удовлетворить любого потребителя. Важно не запутаться в нем и выбрать то, что нужно. После того как определились с задачами, вы, можно сказать, определились с его характеристиками – дальше дело за внешним видом и эргономикой, но это уже индивидуальные вопросы для каждого.

Рекомендовать какой-либо определенный бренд не буду, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Главное, выбрать тот, который подойдет непосредственно вам.

– Какова наиболее частая причина гарантийных поломок и просто отказов мобильной техники? На что бы вы посоветовали обратить особое внимание при эксплуатации ноутбуков?

– Заострить внимание на какой-либо конкретной неисправности не получается, из строя может выйти любой узел. Процент брака ноутбуков в целом достаточно низок в сравнении с теми же десктопами, это обусловлено заводской сборкой и выходным контролем. Сравнительно часто встречаются проблемы с матрицей ноутбука, возникающие по вине самих пользователей: прежде, чем закрыть ноутбук, проверьте, не оставили ли вы что-нибудь на его клавиатуре.

– Благодарим за беседу! Неизменный финальный вопрос для интервью по понедельникам: ваше пожелание нашим читателям?

– Идти в ногу с прогрессом, получать новые знания, пользоваться новыми технологиями и, вообще, не бояться пускать что-либо новое в свою жизнь!


Павел Владимирович Коврижных

В 2004 году окончил Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники, экономический факультет, специальность – экономист-менеджер. С 2003 по 2005 – менеджер отдела продаж ООО «СВТрэйдинг», с 2005 по 2006 – руководитель отдела продаж ООО «СВТрэйдинг», с 2006 по 2007 занимался развитием розничной сети Silverado, с 2007 по 2009 – коммерческий директор ООО «Айти-Тай». С мая 2009 – руководитель ООО «ГиперАйТиТрэйд».

 
{banner_1133}