В Беларуси


Рынок ноутбуков в Беларуси: всё окей?На фоне общего снижения спроса основным катализатором рынка ИКТ-товаров могут стать ноутбуки. Несмотря на существенное «проседание» продаж в остальных сегментах, интерес пользователей к мобильным компьютерам остается стабильно высоким. Перед началом самого горячего для поставщиков и покупателей сезона компьютерной техники etc/Сеть решила разобраться в расстановке сил на белорусском рынке портативных ПК.
 
Интерес к портативным компьютерам неудивителен: с появлением нетбуков как нового класса дешевых супермобильных компьютеров спрос на портативные ПК серьезно вырос по всему миру. Лэптопы практически не уступают в производительности и функциональности обыкновенным стационарным компьютерам, и единственный их значимый минус – невозможность или дороговизна апгрейда.

Впрочем, рост рынка мобильных компьютеров у нас связывают не только с активностью индивидуальных покупателей: кризис «подкосил» многих корпоративных клиентов, предпочитавших, как правило, стационарные «персоналки». Поэтому сейчас погоду на рынке вполне ожидаемо делают розничные поставщики, работающие с частными покупателями и небольшими фирмами. Сложная конъюнктура отразилась и на них. Теперь с оборотными средствами проблемы, и о бурном росте небольших розничных «сеточек» в Беларуси, подогретых бумом потребительского кредитования, можно забыть. Как признались нам в одной из дистрибьюторских компаний, сокращение продаж по ноутбукам в первом полугодии достигло 50% от уровня прошлого года. По сравнению с другими отраслями, это – нормальный результат.

Несмотря на все сложности и проблемы, дороговизну кредитов и девальвацию рубля, ноутбуки продаются и покупаются достаточно активно.

Цифры и оценки

Белорусский рынок ноутбуков (и не только их) настолько скромен по объему и непрозрачен по природе, что западные исследовательские компании обходят его стороной без стеснения. По крайней мере, ни Gartner, ни IDC, ни их коллеги Беларусь в свои отчеты не включают.

Поэтому все оценки рынка – экспертные, да и сделаны они с разной степенью достоверности. К тому же по-прежнему велики масштабы серого рынка, то есть ввезенных по не совсем легальным, а то и по совсем не легальным схемам ноутбуков – этот рынок отследить и оценить значительно труднее.

Тем не менее, некая динамика прослеживается. Например, по итогам 2007 года директор компании «Компьютеры и периферия» Дмитрий Якимахо оценивал рынок ноутбуков на уровне 30-35 тыс. единиц. Результаты 2008 года, по словам главы дистрибьютора «Айти-тай» Константина Горбатикова, должны были оказаться на уровне 70-80 тыс. лэптопов.

В этом году, считает глава ASBIS Павел Кулаковский, рынок новых ноутбуков достигнет 80 тыс. штук.

Эти результаты подтверждаются заявлениями главы компании «ГиперАйТиТрэйд» – он отметил, что в первом полугодии «белых» ноутбуков было продано порядка 35-40 тыс. штук (около 20 млн долларов в денежном выражении). Ожидать, что вторая половина года окажется хуже первой, не приходится. Так что, скорее всего, планку в 80 тыс. официальный рынок к 1 января 2010-го таки перепрыгнет.

А если учитывать «серые» поставки, то наверняка покорится и стотысячная отметка. «Серый рынок действительно вырос в этом году. Это связано с тем, что крупные российские и польские дистрибьюторы стали «сливать» свои забитые склады. Сливали, потому что боялись, что их товар в связи с уверенно снижающимся спросом может превратиться в огромный неликвидный ком. Такие «сливы» и стали причиной увеличения количества «серых» ноутбуков. Во втором полугодии объем серого рынка должен быть меньше, так как ситуация на рынке почти выровнялась. В первом же полугодии серый рынок ноутбуков превышал общий объем продаж легально ввезенной техники более чем наполовину», – говорит Павел Коврижных, глава компании «ГиперАйТиТрэйд», официального дистрибутора MSI.

Бренды и модели

«Безусловно, НР сейчас абсолютный лидер. По разным оценкам, доля НР может составить в этом году до 50% всего рынка. В ТОП-3 на первом месте НР, второе-третье места делят Asus и еще 2-3 других крупных производителя», – говорит Д. Якимахо. Глава компании-дистрибьютора НР не лукавит: бренд с отрывом лидирует сейчас на рынке ноутбуков в Беларуси.

В чем причина? Доверие к марке, адекватные цены, широкий модельный ряд. Кроме того, HP решила «оживить» бренд Compaq для недорогих ноутбуков и укрепить свои позиции в сегменте нетбуков. Впрочем, конкуренты не дремлют, и не исключено, что по итогам года кто-нибудь да и догонит НР. Сейчас в тройке догоняющих, по мнению ASBIS, ASUS с очень мощной новой линейкой устройств, традиционно любимый в СНГ Acer и Toshiba. У «Ирсен Компьютерс» свой вариант тройки: HP, Samsung, Acer.

Отечественные инициативы по сборке ноутбуков на базе МПОВТ и «Интеграла» на рынке прошли незамеченными, говорят все опрошенные эксперты. Но это пока. С учетом новых законодательных инициатив, направленных на ограничение импорта госорганизациями, именно отечественные бренды смогут захватить серьезную долю лакомого для многих поставщиков государственного корпоративного сегмента.

«Серьезного влияния нет. Эта деятельность влияет разве что на корпоративный рынок, где сильна вынужденная конъюнктура. К сожалению, ноутбук – это, в первую очередь, бренд и уже потребительский продукт, что диктует свои правила игры. Я слабо понимаю, зачем нам всем это надо – инвестировать деньги в безнадежно проигрышный проект. Ни в одной стране мира, за исключением разве что Китая, нет серьезного локального бренда в области ноутбуков», – говорит Дмитрий Якимахо.

«Все «Коллеги» и «Трудяги» пока не в состоянии удовлетворить наших потребителей ни качеством, ни ассортиментом, ни ценой. Отечественный «Коллега» пока оставил больший след в Сети, чем на рынке. Как, правило, след этот – в виде саркастических комментариев и ремарок. Сейчас к выпуску готовят новую модель уже под брендом Integral, на этот раз на базе модели MSI VR420, снятой с производства более трех месяцев назад. Какое он получит распространение, остается только догадываться. Кому захочется покупать заведомо устаревший продукт?» – недоумевает Павел Коврижных.

«Начинка» и цены

За последние годы ноутбуки заметно похорошели и «поумнели»: их производительность значительно выросла, а цена снизилась. Стандарт диагонали экрана – 15”. Между тем, согласно исследованию IDC, к 2013 году их доля на рынке ощутимо уменьшится. Зато станет больше портативных компьютеров с диагональю экрана 16” и выше. Снизу будут «давить» ультрапортативные мобильные ПК с экранами 7-12”, а также более компактные ноутбуки с диагональю 14”.

Сейчас практически все модели, даже младшие, снабжены минимум 1 гигабайтом памяти (2 ГБ – уже почти стандарт), а также винчестером на 160 ГБ и больше. Wi-Fi, интерфейсы расширения, камера с разрешением 1,3 Мпикс… Даже процессоры с тактовой частотой ниже 2 ГГц постепенно вытесняются с рынка. Доминирует в ноутбуках платформа Intel – это заметно даже невооруженным взглядом. Распределение долей 80/20 между Intel и AMD нам подтвердили и в «Ирсен Компьютерс».

Ничего удивительного здесь нет: после анонса платформы Centrino в 2003 году Intel только усилила свое лидерство на рынке. Сейчас компания предлагает множество процессоров: Celeron для бюджетных систем, Pentium для стандартных ПК, Core 2 Solo для мультимедийных компьютеров и Core 2 Duo для мощных ноутбуков. Ну а в сегменте нетбуков (сверхкомпактных и недорогих устройств) нет равных платформе Intel Atom. Кстати, на ближайшем форуме Intel для разработчиков компания собирается представить новые процессоры Atom N450 и N470 – двухъядерные, более производительные и функциональные.

Впрочем, и без них Intel пока чувствует себя на рынке более чем уверенно. А вот ее конкурент AMD пытается как-то наверстать упущенное. На днях была анонсирована новая мобильная платформа Tigris на базе передовых процессоров Turion II X2 и Athlon. Правда, насколько она окажется удачной, покажет время. Первые устройства на основе нынешней передовой платформы AMD – AMD Congo – уже появляются, однако говорить о том, что они могут составить серьезную конкуренцию продуктам Intel, все-таки пока не приходится.

Что касается программной начинки, то на предлагаемые в Беларуси ноутбуки устанавливаются в основном Windows Vista и проверенная Windows XP. В бюджетных моделях и нетбуках встречаются различные варианты Linux и DOS. Примечательно, что Intel продвигает свой вариант открытой ОС для нетбуков под управлением Intel Atom – Moblin. Это программная платформа на базе Linux, оптимизированная для устройств на Intel Atom. Она поддерживается Wind River, Linpus, Xandros, Ubuntu и другими поставщиками.

Ценовой диапазон для новых нетбуков (устройств с диагональю до 12”) сейчас в нашей стране составляет примерно 350-600 у.е. Наиболее популярны модели MSI Wind, Acer Aspire One, ASUS EEE PС 1000H. Стандартные деловые ноутбуки стоят в пределах 500-700 у.е. Здесь пользуются большим успехом продукты HP (Compaq) и Acer. Мультимедийные ноутбуки с большими диагоналями для профессиональных задач и развлечений «завесят» в среднем от 700 до 1000 долларов. Ну и эксклюзивные дорогие модели, если вам, конечно, посчастливится найти их в столице, не получится приобрести менее чем за 1000-1500.

Прогнозы и выводы

«Прогнозировать в нынешних условиях непросто. Могу сказать, что продажи ноутбуков будут точно не ниже, чем в первом полугодии, но на существенный рост мы не рассчитываем, хотя рост, безусловно, будет», – говорит Павел Коврижных.

Ему вторит Дмитрий Якимахо: «Мы ожидаем безусловный рост, по крайней мере у НР. Доля рынка растет и будет расти. Наш вклад как дистрибьютора и наша стратегия реализуют и приумножают успехи стратегии НР».

А вот прогнозы на конец года у ASBIS менее оптимистичны. Глава компании Павел Кулаковский отмечает, что по итогам года рынок ждет падение на 15% относительно уровня 4 квартала 2008 года.

Безусловно, «приостановление» выдачи долларовых кредитов и общие для покупателей и продавцов финансовые проблемы попросту не дадут рынку мобильных ПК в Беларуси подскочить до небес, как прежде в обычных условиях. Тем не менее, популярность ноутбуков продолжит неуклонно расти по мере того, как будут совершенствоваться и дешеветь технологии