СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Четырежды деловой


Четырежды деловой Минувший четверг и пятницу Национальная библиотека Беларуси принимала «Деловой интернет» – пожалуй, наиболее масштабное и яркое оффлайновое событие Байнета, судя по растущему числу участников: в этом году их было зарегистрировано целых полторы тысячи. И хотя, конечно, часть бэджей осталась невостребованной, рост интереса к интернету и интернет-бизнесу в нашей стране очевиден.
 
 Организованный РУП «Белтелеком» и TUT.BY «Деловой интернет» версии 2009 стартовал утром 15 октября достаточно скромно, без когорты пафосных приветствий и высочайших гостей – впрочем, это пошло конференции только на пользу. После приветственного слова Юрия Зиссера, гендиректора УП «Надежные программы» (TUT.BY), выступил руководитель Ассоциации «Белинфоком» Андрей Нарейко. Он пожелал участникам плодотворной работы и пригласил всех на круглый стол по госрегулированию, не забыв помянуть злободневные проблемы отрасли (сотовым операторам готовят драконовские санитарные нормы, провайдерам все никак не разрешат начать «большую стройку»), где члены Ассоциации вновь пытались донести свои позиции до представителей государства. 

Замдиректора Объединенного института проблем информатики при Национальной академии наук Беларуси Владимир Анищенко долго рассказывал об информатизации и стратегии развития информационного общества в нашей стране. Концептуальный документ, охватывающий стратегию аж до 2015 года, уже передан на рассмотрение в правительство. Примечательно, что, по словам В. Анищенко, на информатизацию в бюджете попросту не заложено расходов «напрямую» – соответственно, на местах приходится выкручиваться.

Между «ДИ-2008» и «ДИ-2009»

Ключевым в пленарной сессии стал доклад Юрия Зиссера. Он подробно остановился на проблемах, достижениях и итогах, разложив в своем докладе по полочкам практически все связанные с Байнетом и байнетчиками вопросы. Глава TUT.BY рассказал, что, по разным оценкам, в Беларуси насчитывается 2,89-3,2 миллиона пользователей и их число продолжает расти. Правда, по-прежнему около трети-четверти белорусских интернетчиков предпочитают зарубежные сайты белорусским.

Среди этих трех миллионов порядка 500 тысяч пользователей подключены по широкополосным каналам, примерно столько же активно пользуются мобильным интернетом – 600 тыс. по оценкам TUT.BY. Всего же в Беларуси тех, кто хотя бы раз выходил в Сеть через мобильник, около 3 миллионов (треть всех пользователей сотовой связи).

Белорусский интернет-шлюз за год увеличился втрое – с 5,2 до 17 Гбит/с, тогда как в 2005 году он составлял всего 465 Мбит/с. Пока, к сожалению, до 94% трафика белорусских пользователей приходится на зарубежные (в основном российские) ресурсы.

Со стоимостью интернета есть серьезный прогресс: анлим-канал на 256 Кбит/с пять лет назад стоил 612 долларов в пересчете на рубли, а теперь – около 22. В общем-то, стоимостная планка широкополосного интернета снизилась до предела – например, на тарифный план byfly «Легкий» можно подключиться за 19,5 тыс. рублей в месяц. Но нам есть куда расти: в Украине за 100 гривен (33 тыс. рублей) предлагают 1 Мбит/с, а эквивалентная стоимость 1 мегабита канала в Польше и в Беларуси отличается в сто раз!

Впрочем, с ростом количества пользователей быстрый интернет просто обязан будет дешеветь. Что, как видим, и происходит. Юрий Зиссер упомянул об IPTV и Wi-Fi, хорошо прижившихся на рынке, а также о грядущих WiMAX и 3G в GSM-cетях.

 

Несмотря на кризис, интернет-бизнес растет. Правда, ежегодное удвоение рынка белорусской интернет-рекламы (отмечается с 2005 года) закончилось: по прогнозам, его объем составит 6,6-7 миллионов долларов против прошлогодних 5,5-6,3 миллионов.

На своем любимом слайде о проблемах Байнета-2006/2007/2008/2009 глава TUT.BY оставил «непродуманное лицензирование», «отсутствие у госсектора и экспортеров потребности в отечественной рекламе», «отсутствие правовой базы электронного документооборота» и «конкуренцию с мировыми ресурсами». А вот «фантастическая дороговизна доступа» и «отсутствие интернет-торговли» канули, наконец, в Лету. Хоть какой-то прогресс за четыре года.

Закончился доклад на позитивной ноте: загадкой о большом количестве конференций для интернет-специалистов в Беларуси и фото с надписью «В *опу кризис».

Официоз

Поблагодарив выступавших аплодисментами, аудитория моментально рассредоточилась по различным конференц-залам: на третьем этаже обсуждали интернет-коммерцию («хвост» из тех, кому не хватило места в зале, образовался чуть ли не до начала секции) и рассматривали со всех сторон работу интернет-СМИ, а также роль агрегаторов в этой самой работе интернет-СМИ. TUT.BY то сдержанно ругали, то хвалили – опять таки сдержанно. Больше рассказывали о собственных успехах и, конечно, отвечали на вопросы аудитории.

В главном зале шла традиционная секция переписчиков интернет-населения Беларуси. «Акавита», Gemius, Satio и «Новак» рассказывали о своих результатах: например, Федор Короленко («Акавита») сообщил, что в Байнете 3,3 млн пользователей (сентябрь 2009-го), из которых 52% мужчин и 48% женщин, подавляющее большинство – в возрасте 18-34 лет. Треть байнетчиков – минчане. Белорусы предпочитают браузер Opera, на втором месте IE, на третьем – Firefox.

В стандартном ключе прошел и круглый стол под эгидой «Белинфокома». По традиции представители Ассоциации говорят о проблемах, связанных с госрегулированием и «Белтелекомом», а участники со стороны государства отвечают, что-де у нас, в общем-то, все хорошо, а маленькие проблемки активно решаются всеми силами. Так вышло и на этот раз: собрались, поговорили, где-то даже услышали друг друга, но все равно по большому счету остались при своих. Любопытным стало лишь публичное заявление заместителя главы Администрации Парка высоких технологий Александра Мартинкевича о том, что Беларуси нужен альтернативный оператор внешнего канала и ПВТ уже предложил в Совмин на рассмотрение свою кандидатуру.

Любопытной инициативой отметился TUT.BY, который «в расширенном составе» больше часа отвечал на вопросы из зала, в том числе на малоприятные.

 

Пересказывать содержание всех докладов и секций – дело неблагодарное, тем более что видеозаписи и доклады уже доступны на официальном сайте конференции.

Зарубежных высоких гостей в этом году было меньше, и акцент был сделан даже не столько на гуру бизнеса, сколько на потенциальных (и реальных) инвесторов. Они обсуждали стартапы, оценивали белорусские предложения и рассказывали о том, как успешно монетизировать хорошую задумку.

Специалисты сетуют, что откровений для себя не услышали: на круглых столах об интернет-рекламе, сайтах экспортеров, интернет-продвижении, SEO и т.д. говорили по большому счету о том же, что и в прошлом, позапрошлом, позапозапрошлом году… Действительно, отдельные доклады ничего бы не потеряли от просмотра в записи, а то и простого пролистывания презентации. Впрочем, хватало и качественных выступлений: например, яростно «жег глаголом» об Agile Денис Петелин (EPAM Systems), а Елена Масолова (AddVenture) очень подробно и четко прошлась по методам монетизации интернет-проектов.

Стартапы

На «Деловом Интернете» благодаря активному участию «Инкубатора бизнес-проектов» на базе БГУИР продвигалась тема стартапов. В финале конференции прошел даже импровизированный elevator pitch, где молодые (и не очень) белорусские команды представили потенциальным инвесторам собственные проекты.
Несмотря на охотный обмен визитками, горящие глаза были только у разработчиков, но никак не у инвесторов. Lastochka.by просила денег на выход в Россию, HeadMade предлагали концепцию рабочей и развлекательной соцсети одновременно, ooo.by решили продвигать в массы выбор одежды через интернет…
Но вот бизнес-модели у многих страдали, да и отнюдь не все могли показать что-то действительно работающее. А ведь между совсем сырыми набросками и даже не очень хорошо, но работающим продуктом – безграничная пропасть, особенно для инвестора, особенно в кризис.

В России из нескольких сотен потенциальных заявок в год получают финансирование меньше десятка. В Беларуси стартапов «днем с огнем» (судя по активности на «ДИ», можно говорить о нескольких десятках), а значит, «выстрелят» и вовсе считанные единицы. Конечно, если авторы найдут под них финансирование.

«Деловой интернет» в этом году тему стартапов отработал по полной: кроме просиживания штанов на большой тематической секции, все желающие могли побеседовать с инвестором в неформальной обстановке, выпить с ним кофе и даже попытаться создать собственный интересный проект за два дня в рамках креативной секции MashPit. 

Кулуары

По части организации нынешний «Деловой интернет», похоже, заткнул за пояс все предыдущие конференции. Все удивительным образом работало, транслировалось в интернет и не сбоило. Участникам предлагался кофе, чай, бесплатные «перекусы» от «Онеги» и большие сэндвичи (правда, уже за деньги). 
Раздаточные материалы были оформлены в «экологичном» стиле: бумажный пакет, простая веревочная ленточка для бэджа. Даже ручки – и те стилизовали! Тех, кто не рвался воспользоваться раздаточными материалами по назначению, в холле встречал симпатичный шредер – наверное, чтобы организаторам было удобнее централизованно сдавать макулатуру.

SMS-напоминания всем указавшим свой телефон оперативно сообщали о том, что, где и когда будет.
Уютные кожаные диванчики просто притягивали к себе пятые точки участников, особенно возле экрана с живой трансляцией происходящего в главном зале. Впрочем, можно было оценить и IPTV от ZALA по соседству.

 

Увы, не обошлось без накладок: например, зал на третьем этаже постоянно ломился от участников, и организовать онлайн-трансляцию из него прямо-таки напрашивалось. Но увы: даже поймать Wi-Fi там оказывалось весьма проблематично. Да, интернет был достаточно быстрым, но для поиска лучшего варианта приходилось постоянно перещелкивать хот-споты.

Многим секциям, к сожалению, недоставало интерактивности и более четкого исполнения регламента.

Итоги

«Деловой интернет», несмотря на все недостатки, был, есть (и наверняка будет) крупнейшей белорусской конференцией на «околоинтернетные» темы. Можно долго спорить о качестве докладов и представительности аудитории, но для очень многих белорусских интернетчиков «ДИ» остается чуть ли не единственной возможностью встретить тех, с кем обычно общаешься заочно целый год.

Почти всех, в одно время и в одном месте.

За это «ДИ» и ценят.


Николай ЩЕТЬКО
Фото: Антон МОТОЛЬКО
 

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY