Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Тернистый путь Microsoft в БеларусиВ начале 2010 года корпорация Microsoft предпримет очередную попытку вхождения на белорусский рынок. Ожидается, что весной-летом будущего года американский гигант откроет в Минске официальное представительство. По информации etc/Сети, список топ-менеджеров минского офиса уже утвержден, а его фигуранты заняты активным изучением английского языка. Впрочем, активизация белорусского бизнеса может обернуться для Microsoft оглушительным провалом.
 
За несколько лет корпорация вложила в рекламу своих продуктов на территории Синеокой сотни тысяч долларов. До газет, журналов и телеканалов эти деньги не дошли, хотя Microsoft до сих пор уверена в обратном.

Куда приводят мечты?

История популяризации продуктов корпорации в Беларуси полна надежд и разочарований. Освоить небольшой и малоперспективный рынок компания надеялась еще четыре года назад. Именно тогда с подачи украинского офиса корпораций в Беларуси была проведена первая пресс-конференция, где на вопросы журналистов отвечал менеджер из Киева – Валерий Лановенко, ныне глава «Apple Россия». Он всячески открещивался от вопросов формального прихода корпорации в нашу республику. По его словам, все зависело от выручки Microsoft в конкретном регионе. Дескать, будут деньги – будет и офис.

Четыре года назад продажи лицензионных копий Windows и Office в Беларуси оставляли желать лучшего. Операционная система продавалась хорошо только в комплекте с компьютерами и ноутбуками. Спрос на коробочные продукты был практически равен нулю, а удовлетворением потребительских запросов занимались многочисленные пираты. Рассчитывать на локальное представительство Microsoft белорусы могли лишь в очень отдаленной перспективе.

Украинский офис Microsoft, который взялся курировать вхождение большой «М» на «родственный» рынок, сделал ставку на организацию легального канала поставки ПО в Беларусь. Уже тогда многим экспертам идея с каналом показалась сомнительной. Тем более что к каналу ни денег, ни экспертов от Microsoft не прилагалось. В итоге продвижение операционной системы и сопутствующих продуктов было отдано на откуп белорусским партнерам. Общаться с ними корпорация поручила локальному сотруднику, который числился в России, а подчинялся напрямую украинскому офису.

Появление официального представителя в 2006 году многие восприняли как сигнал, возвещающий о скором открытии в столице официального офиса корпорации и потоке инвестиций. Украина, правда, все отрицала.

После запуска Windows Vista во всем цивилизованном мире Валерий Лановенко скромно и с большим опозданием представил новую ОС на пресс-конференции в Беларуси. Отечественный запуск Vista обошелся без салютов, ресторанов и даже демонстрационных копий. Избранным журналистам Лановенко дал откровенные интервью в конференц-зале гостиницы «Минск». Говорил о будущем Microsoft в Беларуси и самоотверженной работе локальных партнеров. Как оказалось, именно партнеры отсрочили приход Microsoft в Беларусь.

Реклама, которой не видно

Довольно сложно провести незаметную рекламную кампанию за большие деньги. Некоторым белорусским фирмам это удается не первый год.

Задолго до истерии с выходом Windows 7 корпорация Microsoft выделила бюджет на спасение тонущей Windows Vista. Определенную сумму на продвижение спорного продукта получили и отечественные компании. Сегодня сложно назвать точную сумму ассигнований, однако знакомые с бюджетами лица говорят о десятках, если не сотнях тысяч долларов. До телеканалов, сайтов, газет и журналов эти деньги не добрались.

Фокус заключался в том, что вся отчетность о размещенной рекламе базировалась исключительно на счетах, которые выставляли рекламные площадки за свои услуги. Последние честно ориентировались на требование заказчика и собственные цены. Однако, как и во всем мире, выписанные счета не подразумевают безоговорочную оплату. Более того, ничего не стоит заказать товар на астрономическую сумму и получить на нее счет, который оплачивать совсем не обязательно. Зато спустя какое-то время можно потребовать счет на меньшую или совсем мизерную сумму, которая в итоге и будет перечислена.
Логично предположить, что в отчетах для Microsoft фигурировали документы с приличными цифрами, которые закрывали весь выделенный на республику рекламный бюджет. По факту же рекламная кампания Windows Vista в Беларуси ограничилась куцыми статьями и редкими макетами на печатных задворках.
Зато в отчетах для Microsoft все прошло красиво: дескать, многострадальная ОС «прогремела» на всю страну, ее «протестировали» ведущие журналисты, а об инновационном интерфейсе узнали даже в глубинке. Увы, и эта «масштабная» кампания никак не отразилась на продажах продуктов корпорации. Вялый спрос ответственные за рекламу партнеры объяснили низкой покупательной способностью населения и цветущим буйным цветом пиратством. В итоге корпорация поставила на Беларуси жирный крест и отложила активное развитие бизнеса в стране до лучших времен.

Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Стандартен и писанный выше способ относительно честного отъема денег у производителей – он практиковался давно, и не исключено, что используется до сих пор. И не только в отношении Microsoft.

С наступлением кризиса именитые бренды стали осторожнее и попросили прикладывать к копиям счетов еще и акты выполненных работ. Насколько это усложнило проведение в Беларуси «масштабных» рекламных кампаний, остается только догадываться.

Теряем – плачем?

Возможно, офис американской корпорации мог быть открыт в Минске еще год назад. Ослабление хватки украинского представительства Microsoft и уход Валерия Лановенко в лагерь конкурентов большой «М» ознаменовали переворот в области географического подчинения. Вопреки прогнозу о переходе белорусского региона под крыло «Microsoft Россия» присматривать за нашей страной Америка поручила Европе. Достаточно неожиданный шаг, особенно если учесть, что большинство американских компаний по-прежнему рассматривает Беларусь как придаток к России или Украине. В украинском офисе корпорации уверены, что причина фиаско на белорусском рынке – отсутствие средств на продвижение. Дескать, деньги выделялись, но исключительно на украинский рынок, который требовал все больших и больших вложений. Беларусь финансировалась по остаточному принципу, в том числе и в вопросе кадрового сопровождения.

С недавних пор обязанности «надзирателя» за Синеокой воспринимались в киевском подразделении как дополнительная и не самая почетная нагрузка. У Европы на этот счет был свой взгляд. Возможно, он был сформирован во время неофициальных визитов в Минск, в ходе которых ситуация представлялась вполне благополучной.

Офисные игры

Не исключено, что возможное открытие локального офиса в Минске – всего лишь ответ Microsoft компании Apple, которая уже ведет подготовку к активному продвижению своих программных продуктов в Беларуси. Более того, за лето «яблочный» бренд уже подобрал себе ответственных сотрудников, которые составят костяк белорусского коллектива.

Активность Apple можно объяснить инициативой руководства российского офиса, которое знает толк в белорусском рынке. Примечательно, что ответный ход Microsoft не заставил себя ждать. Подготовить почву к приходу великой компании поручено едва ли не тем же людям, что организовывают вторжение Apple. Пикантности ситуации добавляет еще и тот факт, что конкурирующие компании претендуют на одних и тех же специалистов.

Спешка, с которой в Беларуси создается офис Microsoft, вызывает удивление. С учетом средств, которые компания вложила в развитие своего белорусского бизнеса, офис можно было открыть за несколько дней. По приблизительным подсчетам, неудачи в Беларуси, равно как и фальшивые удачи, обошлись американской корпорации в несколько сотен тысяч долларов. За эти деньги можно было купить успех и на более инертном рынке. Пока же Microsoft в Беларуси напрямую представляет лишь один сотрудник – менеджер по развитию бизнеса Василий Карпицкий.

Вопрос, куда же пошли деньги Билла Гейтса в Беларуси, уже стал предметом внутреннего разбирательства в корпорации.