• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Богдан Астроним* Коровец Astronim*Бушующий кризис неожиданно оказался снисходителен к некоторым ИТ-отраслям. Например, к рынку веб-разработок. Студии ощутили рост спроса на свою продукцию: государственные и не очень предприятия резко прозрели и поняли, что Сеть — мощный, но при этом — сравнительно недорогой инструмент маркетинга.
 
Всё ли действительно столь радужно у веб-разработчиков? На сложные вопросы о рынке, дизайне, сайтах и процессах в этот понедельник IT.TUT.BY рассказывает Богдан Коровец, управляющий партнер команды Astronim*ов и редактор портала «Срез дизайна Беларуси»

— Богдан, сформировался ли в Беларуси серьезный рынок веб-разработок? Кто ключевые игроки, каков объем рынка, его структура?

— Воз наш уж подавно там. И список ключевых игроков не меняется уже несколько лет, только уходят некоторые — прихода новых игроков должного уровня или с новыми подходами не наблюдается.

Объем рынка веб-разработок Беларуси я оцениваю в 3-4 миллиона долларов в год.

Это суммарная оценка по оборотам десятка ведущих студий, где-то 50/50 + объем фрилансовых и обязательно затраты предприятий на собственно внутренние разработки интернет-проектов.

Десятка ключевых игроков — Астроним*, Ред График, веб-лаборатория Атлант, Студия Дмитрия Борового, Пикселхед, Новый Сайт… В кризис подтянулись сюда с разовыми «белорусскими» интернет-проектами и оффшорные ИТ-структуры, которым на Западе работы стало значительно меньше.

Структура:

1) Тройка-пятерка лидеров
2) Второй эшелон
3) Фрилансеры (но не студенты!) по всем направлениям работ.

В основном все сегменты используют одни и те же решения, большинство из которых построено на связке PHP/MySQL. Вторым номером идут решения от Microsoft. У веб-лидеров еще присутствуют собственные программные наработки, объединенные в системы, но они как и средний эшелон все больше используют унифицированные программные продукты, т.н. «коробочные» системы российского производства, которые наработали уже приличную базу функциональности и сервиса.


Но необходимо понимать, что коробочная CMS составляет не более 10-15% от всей затратной стоимости работ по более-менее сложному интернет-проекту, поэтому ориентироваться по цене «коробки» в оценке своего проекта нельзя! Фрилансеры, т.е. проще говоря, частные лица «на подряде» больше используют и бесплатные CMS, коих много сейчас в интернете. При достаточно большой функциональности они обладают такими отрицательными для бизнеса характеристиками, как: избыточная открытость, отсутствие официальной поддержки и гарантий.

В большой степени важной стала работа менеджмента проектов — это сейчас тренд и ключевой показатель потенциальной эффективности разработки и дальнейшего развития интернет-проекта. На круглом веб-столе конференции «Деловой Интернет» все участники говорили об этом как о тренде, достоинстве и опять же проблеме. Адекватных профи в стране не хватает!.. Причем как на стороне Заказчика, так и на стороне Разработчика.

— С учетом всего этого, можно ли назвать рынок «зрелым»?

— Да. Уже только потому, что как и любой бизнес-сегмент, где на первый план выходят такие параметры, как сервис, условия гарантии и поддержки — его уже можно считать зрелым, по всем канонам.

— Выходят ли белорусские веб-дизайнеры и разработчики на международные рынки? Как на количестве заказов из-за рубежа сказался кризис?

– Необходимо понимать, что веб-разработчики из Беларуси для мирового глобального рынка вовсе не дешевое удовольствие. Мы дороже индийцев и китайцев, да и других стран СНГ, и даже Восточной Европы в целом, при схожем уровне предоставления услуг! Это все следствие экономической и налоговой политики нашего государства, и с этим необходимо учиться жить. Поэтому с началом мирового кризиса обороты всех оффшорных и веб-компаний с внешних рынков резко упали. Только, возможно, с лета 2009 года ситуация более-менее стабилизировалась.

— Cформировалось ли у общества, у бизнеса понимание того, что сайт должен быть (это раз) и он должен быть сделан не на коленке (это два) — грубо говоря, готовы ли компании платить за сайты?

— Да, конечно. Да и доказывать теперь особо уже и некому, все понимают. Теперь сайт — это уже не только «лицо», но и важнейшее звено практически любого бизнес-процесса в большинстве отраслей. И практически все уже или прошли этап самостоятельной разработки сайта, или поработали с частным программистом по разработке корпоративного сайта и знают цену работы «на коленке». Хотя встречаются и «динозавры» в этом деле, который только сейчас дошли до этого процесса. Но их не много :)

Более того, это мнение сформировано уже даже и у правительства РБ. Это дорогого стоит, сами понимаете. Вот, например, сверху распространили даже «Методические рекомендации по разработке структуры сайта предприятия-экспортёра».

— Велика ли конкуренция на рынке, и в том числе конкуренция с разработчиками, работающими в низшем ценовом диапазоне (а-ля «сайт за 100 баксов, делаем три дня»)?

— Вариантов есть много и бесплатных!.. Возьми и сделай сам. Это не конкуренция вовсе — это разнообразие вариантов и подходов-расходов «от и до». А конкуренция велика и это тоже свидетельство сформировавшегося веб-рынка.

— Можете ли привести несколько характерных «болячек» белорусских сайтов?

— Неграмотный менеджмент проекта в целом. Все остальные проблемы проистекают от этой хронической болячки. Дайте же возможность молодежи на предприятиях проявить себя, отдайте им полномочия – и вы поразитесь современным результатам! Но опять же — не через месяц, это относительно долгий процесс. Да — процесс. Нужно еще и понять, что сайт — это не разовый проект, а ПРОЦЕСС! Постоянная работа над сайтом.

— Часто ли дизайн на наших белорусских сайтах побеждает здравый смысл?

— Здравого смысла в белорусских сайтах гораздо больше, чем, например, в российских сайтах, страдающих «понтами». Но с другой стороны — до европейского сухого и продуманного подхода к эргономике и структурированию информации еще далеко у нас, ой-далеко…

Хорошо же задали вопрос по здравому смыслу, так как неправильно оценивать, например, дизайн с точки зрения: нравится — не нравится, ведь это субъективный фактор. Дизайн нужно оценивать с точки зрения: выполняет он возложенную на него функцию или нет (!).

А вообще, корпоративный сайт — процесс, а не проект! Как процесс его разработки, так и дальнейшей работы и развития интернет-проекта. Нельзя забывать в дальнейшем про контекстную и обычную медийную рекламу, работу с поисковыми системами и запросами, а так же о конверсии посетителей сайта в «покупателей».

— Что с точки зрения веб-бизнесмена и дизайнера мешает развитию отечественного сегмента Сети?

1. Адекватная система интернет-платежей, полноценно завязанную на банковскую систему. Легкодоступная! Возможно, системы типа «Единое расчетное информационное поле «Расчет», что строятся в недрах структур Нацбанка, решат как-то ситуацию в ближайшем будущем.

2. Законодательство по авторскому и пр. правам. Число творческих людей у нас в стране – на мировом уровне. А наличествующие проблемы-то, на самом деле, в головах Заказчиков.

Чего еще хотеть людям, которые просто хотят работать?

— «Классный сайт» — что это такое? У нас они встречаются?

— «Классный сайт», это ярко-выраженная маркетинговая мысль, с четкими акцентами и оформленная на достойном визуальном уровне. Информационность, интерактивность, функциональность и прочие моменты — д.б. по-определению.

И «классный сайт» — это прежде всего контент, т.е. информация! Вот когда белорусские компании начнут, прежде чем думать о дизайне сайта, думать над информацией и её структурой — вот тогда и станет появляться больше классных и осмысленных сайтов, где каждый блок, раздел и элемент на сайте будет отвечать конкретной цели и задаче.

«Классный сайт» — это тот сайт, который думает о посетителе. Такие встречаются, но редко. Вы не поверите, но как сложно некоторым компаниям откинуть эго генерального директора и подумать, что действительно важно для клиента и концентрироваться на этом. Для каждой целевой аудитории должна быть своя часть на сайте и своё уникальное торговое предложение (УТП). И вот тут качество и структура информации несет первостепенное значение.

Примеры:

«Савушкин продукт» (www.savushkin.by)

Каждый продуктовый брэнд ОАО «Савушкин продукт» на сайте представлен в собственном промо-разделе с отдельным цветовым кодированием и стилем. Благодаря удобной навигации, посетитель с легкостью сможет переключаться между торговыми марками, каждая из которых содержит подробный каталог продукции с перечнем всего ассортимента компании, а также дополнительные материалы, которые помогут больше узнать о предлагаемых брэндах. Например, если интересно почитать историю появления «Монтика» или Вы не знаете кто такой «Савушка», тогда добро пожаловать на сайт.

Именно наличие информации ориентированной на конечного потребителя, т. е. любителей продукции компании «Савушкин продукт» и является главной особенностью нового сайта компании. Полезные советы, рецепты, на сайте можно получить ответы на вопросы связанные с молочными продуктами и полезным питанием. Проявляя заботу о своих покупателях, ОАО «Савушкин продукт» постоянно исследует новые направления производства, предлагая посетителям поучаствовать в опросах и заполнить анкеты, которые помогут узнать отношение к новинкам компании. Такая направленность является логичным продолжение концепции социальной ответственности, которая является одним из главных приоритетов деятельности компании «Савушкин продукт».

«МАЗ-МАН» (www.maz-man.by)

Главной особенностью проекта является то, что в этом сайте каждый желающий сможет с помощью спецконструктора-конфигуратора собрать себе грузовик под заказ. Такие возможности нового сайта подтверждают таким образом евроуровень продукции предприятия в сравнении с другими СНГшными аналогами. «МАЗ-MAN» стал одним из первых в Беларуси отечественным производителем автомобильной техники, соответствующих требованиям европейских правил и директив. С виртуальным менеджером и английской версией он полностью соответствует критериям, которые Министерства иностранных дел Республики Беларусь предъявляет к сайтам белорусских заводов-экспортеров (подробнее далее).

— Насколько актуально в веб-дизайне понятие плагиата? Часто ли вы видите свои оригинальные решения на чужих сайтах?

— Конечно, можно сказать, что все давно придумано во всем мире и только все друг у друга «передирают», но нужно понимать, что когда эти «совпадения» происходят в одном информационном и ментальном пространствах — это, конечно, плагиат.

Например, уникальный дизайн портала TUT.by от Астроним* был украден на территории СНГ уже как минимум 3-4 раза, с разной степенью детализации, для различных региональных и городских порталов. Это хорошо или плохо?

— А сколько сейчас стоит «средний сайт»? Какова разбежка цен и средняя планка?

— От 3 до 5 тысяч долларов.

— Насколько дорого его поддерживать силами разработчиков (дизайн-студии)?

– Все зависит от объема и нагрузок на конкретного сотрудника и типа работ. Как любая удаленная работа или работа силами сотрудников вне штата. Взять, к примеру, удаленного юриста или бухгалтера. Какая разница в нашем случае?!

Вообще, современный сайт должен быть выстроен таким образом, чтобы его было ЛЕГКО обновлять силами владельцев сайта.

 

— Какой процент сайтов «забрасывают» заказчики в скором времени после разработки?

– Любой сайт начинается с потребности. С неё и заканчивается :) Если на сайт не была возложена конкретная функция или задача в бизнес-процесах компании, то он может быть так и ни разу не обновлен после разработки.

— Среди заказов преобладают переделки или разработки «с нуля»? Что сложнее?

— Конечно же, больше переделок сайтов, все-таки интернету в РБ уже 10 лет. Но это ввиду того, что общая финансовая ситуация в стране не стимулирует создание новых бизнесов.

— А каково соотношение? 80/20?

– Боюсь, что скорее 90/10, как ни печально…

А вообще, какая разница? Ну, разве что, клиент более подготовлен и более осмыслено подходит к переделке сайта, нежели к разработке «с нуля».

— Можете ли перечислить самые запомнившиеся курьезные ляпы в дизайне и вообще проблемные моменты на сайтах?

– Если клиент некомпетентен в веб-разработках, то уже имеет смысл пользоваться услугами профессионалов, т.е. студии, а не разрабатывать сайт самому или заказывать его у фрилансеров.

Теперь конкретика по ляпам и ошибках в подходе к разработке, без излишних технических деталей:

• Ошибочен менеджмент проекта по остаточному принципу, т.е. проектом со стороны заказчика руководит человек, для которого создание сайта – одна из многих задач в списке других служебных обязанностей в виду чего сайтом никто не занимается, т.к. никогда нет времени. Сроки разработки сайта затягиваются, т.к. постоянно нет исходных материалов, из анализа и планирования от заказчика.

• Плохо, когда Заказчик сайта стремится в область, в которой он не компетентен и не имеет опыта: например, пытается корректировать дизайн сайта и руководит его изменением исходя из логики «мне кажется так будет лучше», «а мне так нравится больше», тратя, по сути, время и деньги на то, что может совсем не иметь значения.

• Ещё одна проблема: Заказчик склонен концентрироваться на своей компании (выпячивая её, корпоративный эгоизм), а не на потребностях клиента и только студия (компания со стороны) способна не обращать внимание на самомнение компании, а думать о проекте со стороны клиента и задач на которые сайт ориентирован, т.е. задаваться вопросом: «а что клиент увидит, зайдя на сайт?» «А что ему будет интересно?» «А что ему необходимо на сайте? а как сайт будет это доносить?» а не вопросами вроде «почему логотип маленький»? «а где фотография нашего директора?» и т.п. Это касается не только дизайна, но и контента сайта, тем самым переходим к следующему пункту.

• Самое страшное, если контент сайта готовится в последнюю очередь перед запуском сайта («ай, потом успеем»). В итоге оказывается, что половина разделов сайта попросту не нужна, т.к. будет пустой, каталог товаров имеет совсем другую структуру, да и сам вывод товаров не тот и т.д., и т.п. Контент также важен на сайте как и все остальное. И вообще – сайт это и есть в первую очередь организация контента.

Основные причины неэффективной работы корпоративного сайта:

• Несоответствие сайта ожиданиям пользователя
• Запутанная навигация и неправильное отображение
• Реклама приводит зевак и халявщиков, но не покупателей
• Прекращение исследований и тестирований
 

 

Будущее корпоративных сайтов — это превращение сайта из пространства сугубо «делового», бизнесового в пространство «игры» и общения.

Имея свою страничку на фейсбуке, новостную ленту в твиттере, фотосайт на фликре, видеоканал на ютубе — компания открывает доступ к своей информации по всем направлениям сразу. Это постоянный не требующий «абонплаты» инструмент рекламы. Пример подключения социальных сетей: мировой лидер производства большегрузных самосвалов Caterpillar www.cat.com

 



— Дизайн корпоративных сайтов, каков он должен быть?

Дизайн умер. Да здравствует дизайн?
Скорее всего, для тех кто хочет и может меняться в соответствии с ситуацией, будут актуальны два противоположных тренда:
1) минималистский, простой, максимально функциональный дизайн, основанный на понимании того, что корпоративный сайт — тоже в первую очередь инструмент продаж, и ничто не должно отвлекать посетителя  от неуклонного движения к разделу «Сделать заказ»
2) дизайн креативный, яркий, эмоционально насыщенный, небанальный, немного даже «детский».

 

— Ваше пожелание нашим читателям?

— Пускай разработка сайта для них начинается с ответа на вопрос: «Для чего мне нужен сайт и какие задачи он должен выполнять?»
 

Богдан Коровец. Досье

Управляющий партнер команды Astronim*ов (www.Astronim.com) и один из основателей компании, редактор портала «Срез дизайна Беларуси» (www.pARTal.by), председатель жюри интернет-рекламы фестиваля рекламы «Белый Квадрат» (www.ADfest.by). С 2000 года под его руководством в компании Astronim* реализовано более 350 коммерческих интернет-проектов. В портфеле наград «драг.металлы» таких международных фестивалей рекламы в СНГ, как Московский RedApple и Киевский КМФР, «Идея!», «Золотой сайт», прибалтийский «Golden Hammer». Регулярно принимает участие в мастер-классах и семинарах ведущих бизнес-школ РБ по интернет-маркетингу в качестве преподавателя-консультанта. Автор публикаций в СМИ, посвященных продвижению продукции белорусских предприятий на рынках СНГ посредством интернета. Женат, воспитывает и сына и дочь.

 

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-15%
-20%
-15%
20170802