Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Сергей Абламейко: роль БГУ в сфере становления информационного общества трудно переоценитьВ условиях развития информационного общества знания и информация приобретают ведущую роль во всех сферах жизнедеятельности государства. В такой момент в экономике начинается процесс "охоты" за идеями и знаниями.
 
О роли классического университета на современном этапе становления информационного общества корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор Белорусского государственного университета, академик Сергей Абламейко.

– Сергей Владимирович, на нынешнем этапе развития информационного общества роль ведущего высшего учебного заведения страны не может ограничиваться только подготовкой кадров. Можно ли назвать БГУ интеллектуальным ядром государства и общества?

– Думаю, мы достойны такого названия. Наш университет призван решать несколько очень важных задач. Я бы выделил основные направления деятельности БГУ, которые и определяют его вклад в развитие информационного общества. Прежде всего, это формирование человеческого капитала. Сюда можно отнести подготовку кадров и формирование информационной культуры специалистов, то есть способности в своей профессиональной деятельности свободно использовать современные информационные компьютерные технологии (ИКТ), а также систему повышения квалификации и переподготовки кадров и, конечно же, обучение широких слоев населения применению ИКТ. Кроме того, в вузе большое внимание уделяется развитию инновационных образовательных технологий. Наши специалисты работают над созданием системы электронных образовательных ресурсов, модернизируют традиционные и создают новые формы образовательного процесса. Мы проводим научные исследования, создаем научные и технологические основы построения информационного общества, разрабатываем и внедряем (в том числе на базе самого БГУ) современные ИКТ.

– Как говорят в народе, "кадры решают все". Какие новшества предлагает вуз своим студентам? Есть ли новые специальности в сфере информационных технологий?

– Стратегия развития информационного общества в нашей стране основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств. В условиях бурного развития информационной отрасли, пользующейся широкой государственной поддержкой, университет должен давать образование, удовлетворяющее запросам этой отрасли, а также информационного общества в целом.

Современное образование в области ИКТ развивается по следующим основным направлениям – подготовка специалистов по разработке ИКТ, в области маркетинга и менеджмента ИКТ, по сопровождению и обслуживанию ИКТ и формирование информационной культуры специалистов в различных областях национальной экономики. Все наши выпускники способны успешно конкурировать на этом перспективном рынке. Кроме того, они готовы обеспечить эффективную национальную экспортную политику в этой области и способны внедрять и использовать информационные технологии во всех сферах национальной экономики.

Подготовка разработчиков ИКТ в БГУ на первой ступени высшего образования (специалистов) и на второй ступени (выпускников магистратуры) в основном сосредоточена на трех факультетах: прикладной математики и информатики, радиофизики и электроники, механико-математическом. БГУ придерживается принципа сочетания фундаментальной подготовки по математике, информатике, физике, присущей классическому университету, с прикладной направленностью таких специальностей, как "Компьютерная безопасность". В 2006-2007 гг. были разработаны новые учебные планы и программы по всем университетским специальностям, в том числе, в области ИКТ.

На второй ступени высшего образования открыта подготовка по специальностям "Прикладная математика и информатика", "Математическое и программное обеспечение информационной безопасности", "Радиофизика", "Методы и системы защиты информации, информационная безопасность", "Аппаратное и программно-техническое обеспечение информационной безопасности".

Подготовка научных кадров высшей квалификации для отрасли ИКТ сосредоточена в аспирантуре. Здесь она ведется по специальностям "Вычислительная математика", "Дискретная математика и математическая кибернетика", "Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей", "Теория вероятностей и математическая статистика", "Системный анализ, управление и обработка информации", "Радиофизика", "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ", "Методы и системы защиты информации, информационная безопасность". На протяжении последнего года в БГУ предпринят ряд шагов по совершенствованию подготовки специалистов для научной и производственной деятельности.

– Большие конкурсные баллы при поступлении свидетельствуют о том, что эти специальности и специализации чрезвычайно востребованы. Где находят применение выпускники вуза? Кто больше заинтересован в этих специалистах – государственные организации или частные структуры?

– Мы, конечно же, проводим анализ распределения выпускников этих трех факультетов. В среднем от 45% выпускников факультета радиофизики и электроники до 70-75% выпускников факультета прикладной математики и информатики распределяются на государственные предприятия. Остальные на предприятия-резиденты ПВТ, в иные организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, а также модернизацией, адаптацией, внедрением и эксплуатацией аппаратных и программных средств информатизации.

Для таких организаций актуальной является подготовка специалистов в области инженерии программного обеспечения, телекоммуникационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств информатизации. Кстати, чтобы более полно удовлетворить их потребности, планируется с 2010 года начать подготовку по новой специальности "Прикладная информатика" на факультете прикладной математики и информатики (по направлению в области проектирования и разработки программного обеспечения) и на факультете радиофизики и электроники (по направлению в области аппаратно-программных средств обработки и передачи мультимедийной информации).

– Чаще всего ИТ-компании предлагают выпускникам заниматься прикладным программным продуктом. Могут ли белорусские специалисты, окончившие БГУ, разрабатывать наукоемкие программные средства?

– Безусловно. ИТ-компании нашей страны, для которой характерно наличие высокого научно-образовательного потенциала и растущего уровня жизни, вскоре будут вынуждены перейти от аутсорсинга прикладного программного обеспечения к разработке наукоемких информационных технологий и программных средств. Целенаправленная подготовка специалистов для этого может и должна вестись на базе фундаментального математического и естественнонаучного университетского образования.

Именно поэтому с 2010 года планируется открыть в БГУ подготовку по новой специальности "Аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии" по специализациям, ориентированным на подготовку специалистов по глобальным навигационным и телекоммуникационным системам, радиоэлектронным системам обработки и передачи информации, бортовым и наземным информационным комплексам. Такие специалисты будут востребованы при реализации Национальной космической программы, освоении производства новых образцов техники, разработке новых информационно-коммуникационных технологий. Также в развитие существующей специализации "Компьютерная механика" на механико-математическом факультете предполагается открыть в рамках специальности "Механика" новое направление "Прикладная механика".

– Разрабатывая новые учебные программы, специальности и специализации советовались ли вы с практиками? Например, с представителями Парка высоких технологий?

– Совершенствование образовательного процесса в сфере ИКТ ведется в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми и белорусскими компаниями. Например, в 2008 году на базе БГУ создана региональная сетевая академия компании Cisco. Первый выпуск сертифицированных Cisco преподавателей-инструкторов по подготовке специалистов в области современных ИКТ состоялся в феврале 2009 ода. А в 2009 году на факультете прикладной математики и информатики начала работу специальная лаборатория по изучению свободно распространяемых операционных систем. Лаборатория открыта в рамках сотрудничества с белорусской компанией "Открытый код", бизнес-партнером ведущих мировых поставщиков Linux-решений. В БГУ открыты также учебные центры крупных компаний-резидентов ПВТ: "Международный деловой альянс", "ЭПАМ Системз", "Итранзишен", "ТиетоЭнатор" и других.

– В условиях развития информационного общества все более актуальной становится девиз "образование на протяжении всей жизни". Какие дополнительные образовательные услуги могут получить студенты, которые не обучаются на трех вышеперечисленных факультетах?

– Формирование человеческого капитала информационного общества предполагает не только подготовку специалистов по ИКТ, но и обучение выпускников всех специальностей использованию информационных компьютерных технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Сегодня такая подготовка ведется на всех факультетах БГУ. Мы предполагаем обобщить накопленный опыт и разработать университетский стандарт обучения пользователей ИКТ.
И здесь значительная роль принадлежит системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Примером является республиканская система повышения квалификации в области информационной безопасности работников республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных правительству.

Еще одним направлением деятельности БГУ, необходимым для успешного развития информационного общества, является повышение квалификации педагогов. В Республиканском институте высшей школы функционируют курсы повышения квалификации работников образования в области ИКТ. Ежегодно подготовку на этих курсах проходят более 600 работников образования.

Университет, как образовательный центр, участвует и в решении задач обучения основам компьютерных технологий широких слоев населения. В БГУ эта работа сосредоточена в филиале "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ", где открыты курсы по основам информационных технологий, офисным и графическим приложениям, веб-технологиям, основам программирования и др.

– Информатизация и совершенствование всей системы образования – эти направления присутствуют во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу. Какие задачи в этой связи стоят перед БГУ?

– Формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, – это стратегическая задача информатизации образования БГУ. Университет должен играть решающую роль в решении социально-политической задачи обеспечения равных возможностей доступа к образовательным услугам, независимо от места проживания человека. В качестве стратегической цели в этом направлении мы видим формирование национальной системы открытых электронных образовательных ресурсов, которые будут использоваться людьми при получении общего и специального среднего, высшего и последипломного образования. На протяжении последних лет в БГУ проводилась работа именно в этом направлении.

На первом этапе была сформирована современная информационная инфраструктура, построена скоростная мультисервисная корпоративная сеть БГУ, объединившая учебные и административные корпуса. Был обеспечен свободный доступ всех пользователей сети к Интернету. В 2001 году сети БГУ, Министерства образования и НАН Беларуси были объединены в единую Научно-информационную компьютерную сеть Беларуси.

Университетские информационные ресурсы созданы на различных уровнях иерархии: от персональных сайтов и страниц преподавателей до общеуниверситетских информационных хранилищ и могут быть доступны студентам как во внутренней сети БГУ, так и размещаться в международной глобальной сети Интернет. Кроме того, ведется целенаправленная работа по отбору и организации доступа к внешним научно-образовательным ресурсам, созданным и размещенным в Интернете белорусскими и зарубежными учебными заведениями и научными организациями.

С 2004 года на основе сетевой программной платформы e-University в БГУ была развернута широкомасштабная информатизация контролируемой самостоятельной работы студентов. Были, в целом, решены задачи массового обучения ИКТ преподавателей университета и их привлечения к разработке электронных образовательных ресурсов: в рамках общеуниверситетской сетевой образовательной платформы e-University различные учебные материалы в электронном виде разработаны по 1229 дисциплинам.

Сегодня в БГУ ставится задача разработки полноценных электронных учебно-методических комплексов, которые могут использоваться не только в БГУ, но и в других вузах Беларуси и СНГ, а также для самообразования. Пилотные проекты таких комплексов по университетским курсам "Программирование", "Высшая математика" и "Психология" отрабатываются с 2008 года по заданиям Министерства образования Беларуси.

В 2007 году в вузе была разработана Концепция построения и развития отраслевой информационной среды системы образования (ОИССО) Республики Беларусь. Концепция разработана в рамках государственной программы "Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы". На основании анализа текущего состояния информационной образовательной среды в нашей стране, анализа мировых тенденций в области развития технологий корпоративных и отраслевых и информационных систем Концепция определяет состав, структуру и функциональные требования к отраслевым информационным системам, входящим в состав ОИССО, содержит описание назначения, целей и этапов создания телекоммуникационной инфраструктуры ОИССО.

Развивая данную концепцию, БГУ в рамках вышеупомянутой государственной программы разработал в 2008 года комплекс электронных средств обучения нового поколения для общеобразовательной школы: систему управления учебным процессом и интегрированные с ней электронные учебники по математике, биологии, русскому языку и другим предметам.

В перспективе создание национальной системы образовательных информационных ресурсов следует рассматривать как задачу создания распределенной базы знаний, которая обеспечивает накопление электронных средств обучения и информационных образовательных ресурсов, организацию их согласованного и эффективного использования всеми участниками образовательного процесса.

Технологической платформой такой системы может стать национальный сегмент ГРИД-сети, создаваемый в рамках программы Союзного государства Беларуси и России "СКИФ-ГРИД".

Внедрение современной компьютерной и мультимедийной техники должно в ближайшее время существенно изменить содержание и форму занятий. В 2009 году осуществлено массовое оснащение факультетов современной видеопроекционной техникой. В ближайшее время должна быть решена задача телевизионного и радиовещания в сети БГУ.

Развитие технологий электронного обучения должно быть обеспечено как путем укрепления материальной базы университета и развития сетевой инфраструктуры, так и методически – путем разработки методологических принципов использования ИКТ, национальных и мировых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе. Необходимо решить проблемы авторских прав на электронный контент, а также проблемы организации и финансирования процессов сопровождения и модернизации ЭОР.

– БГУ как ведущее учебное заведение в системе образования участвует в формировании человеческого капитала, развитии технологий электронного обучения и создании информационного общества. Расскажите о научных разработках и тех задачах, которые сейчас решают ученые БГУ?

– Сегодня университет как крупный учебно-научно-производственный комплекс вносит свой вклад в реализацию практически всех ключевых направлений развития информационного общества. Соответствующие работы выполняются в рамках крупных государственных программ. Среди основных результатов обязательно следует назвать "Электронное правительство". Центром информационных ресурсов и коммуникаций БГУ в рамках госпрограммы информатизации "Электронная Беларусь" завершена первая очередь автоматизированной информационной системы Министерства юстиции. Эта программа охватывает все регионы страны и существенно облегчила процедуру регистрации юридических лиц. Система интернет-ресурсов Комитета по образованию Мингорисполкома, также разработанная в БГУ, объединяет более 400 интернет-сайтов учреждений образования. Эта система обеспечила on-line взаимодействие руководства системы образования города и районов, администраций школ, учеников и их родителей.

Еще один проект "Электронная торговля". На протяжении последних 10 лет БГУ являлся научно-методическим центром развития электронной торговли в Республике Беларусь. Были разработаны концепция и пилотный проект межгосударственного Центра электронной торговли. Введена в практическую эксплуатацию информационная система по конкурсным закупкам, сайт белорусского органа по упрощению процедур торговли, сайт по вопросам страхования внешнеторговых сделок, система информирования юридических лиц по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговли. Разработаны и внедрены в практическую эксплуатацию базовые модели межгосударственной электронной торговли "бизнес-бизнес", "бизнес-администрация". Предложена методика оценки деятельности и сертификации интернет-магазинов, включающая комплекс параметров, критериев оценки и базовых требований к регистрации и организации их деятельности.
Очень гордимся мы и таким проектом, как "Электронное здравоохранение". На базе Конструкторского бюро специальной техники БГУ активно разрабатываются современные программно-технические комплексы для медицинских учреждений, которые охватывают все уровни их деятельности и внедрены в Беларуси и России. К числу основных разработок относятся: автоматизированная система управления медицинскими учреждениями на основе электронной истории болезни и электронной медицинской карты пациентов; автоматизированная радиологическая система медицинского учреждения; автоматизированные рабочие места врачей-диагностов для различных диагностических кабинетов; система электронного консилиума для уточнения диагноза по медицинским данным и диагностическим изображениям с использованием сети Интернет.

С 2007 года в БГУ разрабатываются и внедряются сетевые информационно-диагностические системы для всех уровней оказания консультативно-профилактической высокотехнологичной специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС. На протяжении ряда лет в НИИ прикладных проблем математики и информатики БГУ ведутся разработки компьютерных систем диагностики онкологических заболеваний. Так, в 2007-2008 гг. разработана и прошла апробацию в клинике компьютерная система диагностики метастатического поражения регионарных лимфоузлов у больных меланомой кожи. Показатели диагностической эффективности данной системы в среднем на 15% превышают показатели известных зарубежных аналогов.

Также именно БГУ является одним из ведущих в стране разработчиков автоматизированных систем управления дорожным движением по проекту "Управление транспортными потоками". К числу последних разработок относятся технология и макет автоматизированной мультипроцессорной системы управления городским дорожным движением в реальном масштабе времени и технология децентрализованного управления и интеллектуальный программно-технический комплекс для обеспечения удаленного контроля и управления периферийными элементами системы организации дорожного движения. Данные разработки внедрены во многих городах Беларуси и поставляются в Россию и Казахстан.

Разработан прототип системы автоматического анализа текстовых документов на русском и белорусском языках, включающий распознавание границ слов и предложений, лексико-грамматический анализ текста, а также перевод предложений в русско-белорусской языковой среде с целью унификации процесса поиска заимствований и его реализации в одноязычной (русской) среде.

БГУ непосредственно является площадкой внедрения инновационных ИКТ. Действительно, студенты университета должны в полной мере ощущать свою причастность к информационному обществу. Этому способствует корпоративная информационная сеть БГУ, объединяющая более 4000 рабочих станций и более 20000 пользователей. В 2009 году разработан и введен в эксплуатацию новый интернет-сайт БГУ. Точнее, это интернет-портал, который является точкой доступа к уникальному для системы образования Беларуси комплексу университетских интернет-ресурсов. Новый сайт создан на разработанной в БГУ современной оригинальной программной платформе, включает в себя 5 поисковых систем, интерактивные сервисы, средства интеграции в ОИССО и др.

В БГУ впервые в Беларуси внедрены пластиковые студенческие билеты с бесконтактным микрочипом. На их основе реализованы пропускная система, система обслуживания читателей в библиотеке, ряд других функциональных систем. Также впервые в Беларуси ЦИТ БГУ совместно с управлением бухгалтерского учета и главного управления учебной и научно-методической работы была разработана и внедрена он-лайновая система платежей студентов БГУ за образовательные услуги. Эта система не только облегчает студентам процесс оплаты, но и делает для руководства университета и факультетов прозрачным процессы планирования и поступления средств от платного обучения, позволяет контролировать платежи каждого студента.

До конца 2009 года в БГУ будет введен в эксплуатацию суперкомпьютер "СКИФ", который на безвозмездной основе передается БГУ из НАН Беларуси. Доступ к ресурсам этого суперкомпьютера будет предоставлен со всех компьютеров, подключенных к сети БГУ. Это существенно расширит возможности научных исследований и учебного процесса на математических и естественнонаучных факультетах. Суперкомпьютерный кластер "СКИФ" будет интегрирован в национальную и международные ГРИД-сети, что позволит БГУ активно участвовать в проектах развития ГРИД-технологий, передовых информационных технологий XXI века.

Также вуз принимает активное участие в разработке Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года. Данная стратегия определяет не только основные направления развития информационного общества, но и механизмы их реализации. На ее основе должна быть разработана новая государственная программа информатизации, которая придет на смену завершающейся в 2010 г. программе "Электронная Беларусь". Полагаю, что сегодня научный потенциал университета в области информатизации должен быть нацелен на совместную работу с НАН Беларуси по научно-методическому сопровождению процессов разработки и реализации новой программы.
 

Нужные услуги в нужный момент