Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  2. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  3. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  4. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  5. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  6. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  7. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  8. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  9. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  10. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  11. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  12. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  13. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  14. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  15. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  16. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  17. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  18. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  19. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  20. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  21. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  22. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  23. «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов, «Манчестер Сити» разобрался с «Боруссией»
  24. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  25. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  28. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  29. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  30. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада


Сергей Абламейко: роль БГУ в сфере становления информационного общества трудно переоценитьВ условиях развития информационного общества знания и информация приобретают ведущую роль во всех сферах жизнедеятельности государства. В такой момент в экономике начинается процесс "охоты" за идеями и знаниями.
 
О роли классического университета на современном этапе становления информационного общества корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор Белорусского государственного университета, академик Сергей Абламейко.

– Сергей Владимирович, на нынешнем этапе развития информационного общества роль ведущего высшего учебного заведения страны не может ограничиваться только подготовкой кадров. Можно ли назвать БГУ интеллектуальным ядром государства и общества?

– Думаю, мы достойны такого названия. Наш университет призван решать несколько очень важных задач. Я бы выделил основные направления деятельности БГУ, которые и определяют его вклад в развитие информационного общества. Прежде всего, это формирование человеческого капитала. Сюда можно отнести подготовку кадров и формирование информационной культуры специалистов, то есть способности в своей профессиональной деятельности свободно использовать современные информационные компьютерные технологии (ИКТ), а также систему повышения квалификации и переподготовки кадров и, конечно же, обучение широких слоев населения применению ИКТ. Кроме того, в вузе большое внимание уделяется развитию инновационных образовательных технологий. Наши специалисты работают над созданием системы электронных образовательных ресурсов, модернизируют традиционные и создают новые формы образовательного процесса. Мы проводим научные исследования, создаем научные и технологические основы построения информационного общества, разрабатываем и внедряем (в том числе на базе самого БГУ) современные ИКТ.

– Как говорят в народе, "кадры решают все". Какие новшества предлагает вуз своим студентам? Есть ли новые специальности в сфере информационных технологий?

– Стратегия развития информационного общества в нашей стране основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств. В условиях бурного развития информационной отрасли, пользующейся широкой государственной поддержкой, университет должен давать образование, удовлетворяющее запросам этой отрасли, а также информационного общества в целом.

Современное образование в области ИКТ развивается по следующим основным направлениям – подготовка специалистов по разработке ИКТ, в области маркетинга и менеджмента ИКТ, по сопровождению и обслуживанию ИКТ и формирование информационной культуры специалистов в различных областях национальной экономики. Все наши выпускники способны успешно конкурировать на этом перспективном рынке. Кроме того, они готовы обеспечить эффективную национальную экспортную политику в этой области и способны внедрять и использовать информационные технологии во всех сферах национальной экономики.

Подготовка разработчиков ИКТ в БГУ на первой ступени высшего образования (специалистов) и на второй ступени (выпускников магистратуры) в основном сосредоточена на трех факультетах: прикладной математики и информатики, радиофизики и электроники, механико-математическом. БГУ придерживается принципа сочетания фундаментальной подготовки по математике, информатике, физике, присущей классическому университету, с прикладной направленностью таких специальностей, как "Компьютерная безопасность". В 2006-2007 гг. были разработаны новые учебные планы и программы по всем университетским специальностям, в том числе, в области ИКТ.

На второй ступени высшего образования открыта подготовка по специальностям "Прикладная математика и информатика", "Математическое и программное обеспечение информационной безопасности", "Радиофизика", "Методы и системы защиты информации, информационная безопасность", "Аппаратное и программно-техническое обеспечение информационной безопасности".

Подготовка научных кадров высшей квалификации для отрасли ИКТ сосредоточена в аспирантуре. Здесь она ведется по специальностям "Вычислительная математика", "Дискретная математика и математическая кибернетика", "Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей", "Теория вероятностей и математическая статистика", "Системный анализ, управление и обработка информации", "Радиофизика", "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ", "Методы и системы защиты информации, информационная безопасность". На протяжении последнего года в БГУ предпринят ряд шагов по совершенствованию подготовки специалистов для научной и производственной деятельности.

– Большие конкурсные баллы при поступлении свидетельствуют о том, что эти специальности и специализации чрезвычайно востребованы. Где находят применение выпускники вуза? Кто больше заинтересован в этих специалистах – государственные организации или частные структуры?

– Мы, конечно же, проводим анализ распределения выпускников этих трех факультетов. В среднем от 45% выпускников факультета радиофизики и электроники до 70-75% выпускников факультета прикладной математики и информатики распределяются на государственные предприятия. Остальные на предприятия-резиденты ПВТ, в иные организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, а также модернизацией, адаптацией, внедрением и эксплуатацией аппаратных и программных средств информатизации.

Для таких организаций актуальной является подготовка специалистов в области инженерии программного обеспечения, телекоммуникационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств информатизации. Кстати, чтобы более полно удовлетворить их потребности, планируется с 2010 года начать подготовку по новой специальности "Прикладная информатика" на факультете прикладной математики и информатики (по направлению в области проектирования и разработки программного обеспечения) и на факультете радиофизики и электроники (по направлению в области аппаратно-программных средств обработки и передачи мультимедийной информации).

– Чаще всего ИТ-компании предлагают выпускникам заниматься прикладным программным продуктом. Могут ли белорусские специалисты, окончившие БГУ, разрабатывать наукоемкие программные средства?

– Безусловно. ИТ-компании нашей страны, для которой характерно наличие высокого научно-образовательного потенциала и растущего уровня жизни, вскоре будут вынуждены перейти от аутсорсинга прикладного программного обеспечения к разработке наукоемких информационных технологий и программных средств. Целенаправленная подготовка специалистов для этого может и должна вестись на базе фундаментального математического и естественнонаучного университетского образования.

Именно поэтому с 2010 года планируется открыть в БГУ подготовку по новой специальности "Аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии" по специализациям, ориентированным на подготовку специалистов по глобальным навигационным и телекоммуникационным системам, радиоэлектронным системам обработки и передачи информации, бортовым и наземным информационным комплексам. Такие специалисты будут востребованы при реализации Национальной космической программы, освоении производства новых образцов техники, разработке новых информационно-коммуникационных технологий. Также в развитие существующей специализации "Компьютерная механика" на механико-математическом факультете предполагается открыть в рамках специальности "Механика" новое направление "Прикладная механика".

– Разрабатывая новые учебные программы, специальности и специализации советовались ли вы с практиками? Например, с представителями Парка высоких технологий?

– Совершенствование образовательного процесса в сфере ИКТ ведется в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми и белорусскими компаниями. Например, в 2008 году на базе БГУ создана региональная сетевая академия компании Cisco. Первый выпуск сертифицированных Cisco преподавателей-инструкторов по подготовке специалистов в области современных ИКТ состоялся в феврале 2009 ода. А в 2009 году на факультете прикладной математики и информатики начала работу специальная лаборатория по изучению свободно распространяемых операционных систем. Лаборатория открыта в рамках сотрудничества с белорусской компанией "Открытый код", бизнес-партнером ведущих мировых поставщиков Linux-решений. В БГУ открыты также учебные центры крупных компаний-резидентов ПВТ: "Международный деловой альянс", "ЭПАМ Системз", "Итранзишен", "ТиетоЭнатор" и других.

– В условиях развития информационного общества все более актуальной становится девиз "образование на протяжении всей жизни". Какие дополнительные образовательные услуги могут получить студенты, которые не обучаются на трех вышеперечисленных факультетах?

– Формирование человеческого капитала информационного общества предполагает не только подготовку специалистов по ИКТ, но и обучение выпускников всех специальностей использованию информационных компьютерных технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Сегодня такая подготовка ведется на всех факультетах БГУ. Мы предполагаем обобщить накопленный опыт и разработать университетский стандарт обучения пользователей ИКТ.
И здесь значительная роль принадлежит системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Примером является республиканская система повышения квалификации в области информационной безопасности работников республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных правительству.

Еще одним направлением деятельности БГУ, необходимым для успешного развития информационного общества, является повышение квалификации педагогов. В Республиканском институте высшей школы функционируют курсы повышения квалификации работников образования в области ИКТ. Ежегодно подготовку на этих курсах проходят более 600 работников образования.

Университет, как образовательный центр, участвует и в решении задач обучения основам компьютерных технологий широких слоев населения. В БГУ эта работа сосредоточена в филиале "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ", где открыты курсы по основам информационных технологий, офисным и графическим приложениям, веб-технологиям, основам программирования и др.

– Информатизация и совершенствование всей системы образования – эти направления присутствуют во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу. Какие задачи в этой связи стоят перед БГУ?

– Формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, – это стратегическая задача информатизации образования БГУ. Университет должен играть решающую роль в решении социально-политической задачи обеспечения равных возможностей доступа к образовательным услугам, независимо от места проживания человека. В качестве стратегической цели в этом направлении мы видим формирование национальной системы открытых электронных образовательных ресурсов, которые будут использоваться людьми при получении общего и специального среднего, высшего и последипломного образования. На протяжении последних лет в БГУ проводилась работа именно в этом направлении.

На первом этапе была сформирована современная информационная инфраструктура, построена скоростная мультисервисная корпоративная сеть БГУ, объединившая учебные и административные корпуса. Был обеспечен свободный доступ всех пользователей сети к Интернету. В 2001 году сети БГУ, Министерства образования и НАН Беларуси были объединены в единую Научно-информационную компьютерную сеть Беларуси.

Университетские информационные ресурсы созданы на различных уровнях иерархии: от персональных сайтов и страниц преподавателей до общеуниверситетских информационных хранилищ и могут быть доступны студентам как во внутренней сети БГУ, так и размещаться в международной глобальной сети Интернет. Кроме того, ведется целенаправленная работа по отбору и организации доступа к внешним научно-образовательным ресурсам, созданным и размещенным в Интернете белорусскими и зарубежными учебными заведениями и научными организациями.

С 2004 года на основе сетевой программной платформы e-University в БГУ была развернута широкомасштабная информатизация контролируемой самостоятельной работы студентов. Были, в целом, решены задачи массового обучения ИКТ преподавателей университета и их привлечения к разработке электронных образовательных ресурсов: в рамках общеуниверситетской сетевой образовательной платформы e-University различные учебные материалы в электронном виде разработаны по 1229 дисциплинам.

Сегодня в БГУ ставится задача разработки полноценных электронных учебно-методических комплексов, которые могут использоваться не только в БГУ, но и в других вузах Беларуси и СНГ, а также для самообразования. Пилотные проекты таких комплексов по университетским курсам "Программирование", "Высшая математика" и "Психология" отрабатываются с 2008 года по заданиям Министерства образования Беларуси.

В 2007 году в вузе была разработана Концепция построения и развития отраслевой информационной среды системы образования (ОИССО) Республики Беларусь. Концепция разработана в рамках государственной программы "Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы". На основании анализа текущего состояния информационной образовательной среды в нашей стране, анализа мировых тенденций в области развития технологий корпоративных и отраслевых и информационных систем Концепция определяет состав, структуру и функциональные требования к отраслевым информационным системам, входящим в состав ОИССО, содержит описание назначения, целей и этапов создания телекоммуникационной инфраструктуры ОИССО.

Развивая данную концепцию, БГУ в рамках вышеупомянутой государственной программы разработал в 2008 года комплекс электронных средств обучения нового поколения для общеобразовательной школы: систему управления учебным процессом и интегрированные с ней электронные учебники по математике, биологии, русскому языку и другим предметам.

В перспективе создание национальной системы образовательных информационных ресурсов следует рассматривать как задачу создания распределенной базы знаний, которая обеспечивает накопление электронных средств обучения и информационных образовательных ресурсов, организацию их согласованного и эффективного использования всеми участниками образовательного процесса.

Технологической платформой такой системы может стать национальный сегмент ГРИД-сети, создаваемый в рамках программы Союзного государства Беларуси и России "СКИФ-ГРИД".

Внедрение современной компьютерной и мультимедийной техники должно в ближайшее время существенно изменить содержание и форму занятий. В 2009 году осуществлено массовое оснащение факультетов современной видеопроекционной техникой. В ближайшее время должна быть решена задача телевизионного и радиовещания в сети БГУ.

Развитие технологий электронного обучения должно быть обеспечено как путем укрепления материальной базы университета и развития сетевой инфраструктуры, так и методически – путем разработки методологических принципов использования ИКТ, национальных и мировых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе. Необходимо решить проблемы авторских прав на электронный контент, а также проблемы организации и финансирования процессов сопровождения и модернизации ЭОР.

– БГУ как ведущее учебное заведение в системе образования участвует в формировании человеческого капитала, развитии технологий электронного обучения и создании информационного общества. Расскажите о научных разработках и тех задачах, которые сейчас решают ученые БГУ?

– Сегодня университет как крупный учебно-научно-производственный комплекс вносит свой вклад в реализацию практически всех ключевых направлений развития информационного общества. Соответствующие работы выполняются в рамках крупных государственных программ. Среди основных результатов обязательно следует назвать "Электронное правительство". Центром информационных ресурсов и коммуникаций БГУ в рамках госпрограммы информатизации "Электронная Беларусь" завершена первая очередь автоматизированной информационной системы Министерства юстиции. Эта программа охватывает все регионы страны и существенно облегчила процедуру регистрации юридических лиц. Система интернет-ресурсов Комитета по образованию Мингорисполкома, также разработанная в БГУ, объединяет более 400 интернет-сайтов учреждений образования. Эта система обеспечила on-line взаимодействие руководства системы образования города и районов, администраций школ, учеников и их родителей.

Еще один проект "Электронная торговля". На протяжении последних 10 лет БГУ являлся научно-методическим центром развития электронной торговли в Республике Беларусь. Были разработаны концепция и пилотный проект межгосударственного Центра электронной торговли. Введена в практическую эксплуатацию информационная система по конкурсным закупкам, сайт белорусского органа по упрощению процедур торговли, сайт по вопросам страхования внешнеторговых сделок, система информирования юридических лиц по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговли. Разработаны и внедрены в практическую эксплуатацию базовые модели межгосударственной электронной торговли "бизнес-бизнес", "бизнес-администрация". Предложена методика оценки деятельности и сертификации интернет-магазинов, включающая комплекс параметров, критериев оценки и базовых требований к регистрации и организации их деятельности.
Очень гордимся мы и таким проектом, как "Электронное здравоохранение". На базе Конструкторского бюро специальной техники БГУ активно разрабатываются современные программно-технические комплексы для медицинских учреждений, которые охватывают все уровни их деятельности и внедрены в Беларуси и России. К числу основных разработок относятся: автоматизированная система управления медицинскими учреждениями на основе электронной истории болезни и электронной медицинской карты пациентов; автоматизированная радиологическая система медицинского учреждения; автоматизированные рабочие места врачей-диагностов для различных диагностических кабинетов; система электронного консилиума для уточнения диагноза по медицинским данным и диагностическим изображениям с использованием сети Интернет.

С 2007 года в БГУ разрабатываются и внедряются сетевые информационно-диагностические системы для всех уровней оказания консультативно-профилактической высокотехнологичной специализированной медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС. На протяжении ряда лет в НИИ прикладных проблем математики и информатики БГУ ведутся разработки компьютерных систем диагностики онкологических заболеваний. Так, в 2007-2008 гг. разработана и прошла апробацию в клинике компьютерная система диагностики метастатического поражения регионарных лимфоузлов у больных меланомой кожи. Показатели диагностической эффективности данной системы в среднем на 15% превышают показатели известных зарубежных аналогов.

Также именно БГУ является одним из ведущих в стране разработчиков автоматизированных систем управления дорожным движением по проекту "Управление транспортными потоками". К числу последних разработок относятся технология и макет автоматизированной мультипроцессорной системы управления городским дорожным движением в реальном масштабе времени и технология децентрализованного управления и интеллектуальный программно-технический комплекс для обеспечения удаленного контроля и управления периферийными элементами системы организации дорожного движения. Данные разработки внедрены во многих городах Беларуси и поставляются в Россию и Казахстан.

Разработан прототип системы автоматического анализа текстовых документов на русском и белорусском языках, включающий распознавание границ слов и предложений, лексико-грамматический анализ текста, а также перевод предложений в русско-белорусской языковой среде с целью унификации процесса поиска заимствований и его реализации в одноязычной (русской) среде.

БГУ непосредственно является площадкой внедрения инновационных ИКТ. Действительно, студенты университета должны в полной мере ощущать свою причастность к информационному обществу. Этому способствует корпоративная информационная сеть БГУ, объединяющая более 4000 рабочих станций и более 20000 пользователей. В 2009 году разработан и введен в эксплуатацию новый интернет-сайт БГУ. Точнее, это интернет-портал, который является точкой доступа к уникальному для системы образования Беларуси комплексу университетских интернет-ресурсов. Новый сайт создан на разработанной в БГУ современной оригинальной программной платформе, включает в себя 5 поисковых систем, интерактивные сервисы, средства интеграции в ОИССО и др.

В БГУ впервые в Беларуси внедрены пластиковые студенческие билеты с бесконтактным микрочипом. На их основе реализованы пропускная система, система обслуживания читателей в библиотеке, ряд других функциональных систем. Также впервые в Беларуси ЦИТ БГУ совместно с управлением бухгалтерского учета и главного управления учебной и научно-методической работы была разработана и внедрена он-лайновая система платежей студентов БГУ за образовательные услуги. Эта система не только облегчает студентам процесс оплаты, но и делает для руководства университета и факультетов прозрачным процессы планирования и поступления средств от платного обучения, позволяет контролировать платежи каждого студента.

До конца 2009 года в БГУ будет введен в эксплуатацию суперкомпьютер "СКИФ", который на безвозмездной основе передается БГУ из НАН Беларуси. Доступ к ресурсам этого суперкомпьютера будет предоставлен со всех компьютеров, подключенных к сети БГУ. Это существенно расширит возможности научных исследований и учебного процесса на математических и естественнонаучных факультетах. Суперкомпьютерный кластер "СКИФ" будет интегрирован в национальную и международные ГРИД-сети, что позволит БГУ активно участвовать в проектах развития ГРИД-технологий, передовых информационных технологий XXI века.

Также вуз принимает активное участие в разработке Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года. Данная стратегия определяет не только основные направления развития информационного общества, но и механизмы их реализации. На ее основе должна быть разработана новая государственная программа информатизации, которая придет на смену завершающейся в 2010 г. программе "Электронная Беларусь". Полагаю, что сегодня научный потенциал университета в области информатизации должен быть нацелен на совместную работу с НАН Беларуси по научно-методическому сопровождению процессов разработки и реализации новой программы.
 

-53%
-20%
-10%
-20%
-10%
-15%
-20%
-35%