В Беларуси


История одного заката: ПТС-2009ИТ-выставки сейчас не принято хвалить. Это касается не только Беларуси: существующий уровень коммуникаций уже не так нуждается в каком-то центральном, узловом событии, от которого можно отталкиваться. В местных же реалиях роль выставок превратилась из центральной в эпизодическую. Всем на самом деле интересно лишь одно: действительно ли «Белтелеком» снизит цены к очередному TIBO или PTS?
 
Кстати, тот факт, что на минувшей неделе прошла очередная, одиннадцатая по счету PTS, многие айтишники могли бы и не заметить. Обратить на себя внимание заставила анекдотичная история: в день открытия (и до завершения выставки) сайт PTS был недоступен – отключен за неуплату хостинговых услуг. Лучшего показателя уровня проведения мероприятия и не сыскать…

Содержание выставки в этом году абсолютно не коррелировало с количеством посетителей. В павильоне «БелЭкспо» на Купалы, 27 действительно хватало людей, но говорить об их особенной заинтересованности ИКТ-проблемами не приходилось. Кто-то зашел по привычке, кто-то – увидеть знакомых, а школьники радовались бесплатному входу и с веселым улюлюканьем собирали раздаточные материалы.

Серьезные маркетинговые ходы к выставке приготовили только МТС и новоявленный IPTV-бренд «Белтелекома» ZALA. Ярко-красные наряды промоутеров на ходулях и без, а также харизматичный Арсений Седов (тот самый, которого иногда в шутку называют Гошей Куценко), не первый год проводящий конкурсы на стендах МТС, привлекали внимание к новым услугам оператора: определение местонахождения абонента, Wi-Fi (бесплатный до середины декабря) и распознавание мелодий. Симпатичный стенд, посвященный IPTV от «Белтелекома», притягивал новых пользователей скидками и на белорусском (!) языке объяснял, почему ZALA – это хорошо.

Компания Webcom Media проводила конкурс на лучший оптимизированный сайт года. Неподдельный интерес это событие вызвало только среди причастных к продвижению и веб-разработке людей. Стендом чуть оригинальнее прочих – с логотипом на веревочной паутине – выделились другие продвиженцы, aPRiori.

В приватной беседе с сотрудником одного из крупных игроков на телекоммуникационном рынке удалось услышать фразу «Мы надеялись, что хоть life:) придет». life:) действительно пришел, но демонстрация услуг 3G проводилась в мини-павильоне снаружи.

Вместе с PTS в этом году проходила и BTC – первая международная специализированная выставка в области телевидения и телекоммуникаций Broadband Television Content. Организатором выступила компания «ТелекомБелМедиа» – предприятие, занимающееся дистрибуцией прав на вещание телеканалов различной тематики для рынка кабельного и эфирного телевидения Республики Беларусь. Но даже совмещение не выровняло ситуацию, а только добавило в общую картину несколько смежных по тематике стендов телеканалов и иных производителей медиаконтента.

Какой-то неуловимый дух уныния, казалось, витал над стендами PTS 2009. Пяток интернет-проектов, три телекоммуникационных стенда, несколько представителей контент-провайдеров, группы участников, интересные лишь очень ограниченному кругу лиц... Это не масштаб, а скорее жалкое следование традиции.

И то, как участники обхватывали двумя руками чашки с горячим чаем, символизировало желание не только согреться в продуваемом ноябрьскими ветрами павильоне, но и просто продержаться у вяло тлеющего очага некогда популярной выставки с 10.00 до 18.00 четыре дня, 17-20 ноября. Правда, уже вечером в четверг отдельные участники начали «сворачиваться» задолго до официального закрытия.

Возможно, в Беларуси уже нечего особенно и выставлять. Возможно, изменились условия и теперь представлять новинки важнее прямо с пылу-жару, не дожидаясь очередного сезонного мероприятия. Так или иначе, компании теряют интерес к выставкам, и особенно от этого страдает более молодая, осенняя ПТС.

«Перспективные технологии и системы» давно пребывают в тени TIBO и не дотягивают до главной ИКТ-выставки ни по масштабам, ни по аудитории, ни по откликам. В этом году создать видимость жизни не помог даже бесплатный вход для посетителей.

Возможно, будущее PTS – в ее узкой специализации? Ведь «все подряд» высокие технологии еще кое-как охватывает TIBO, тоже слабеющая с каждым годом. Возможно, будущее – в смене формата? На фоне чахнущих выставок специализированные ИКТ-конференции цветут буйным цветом: от гигантов масштаба «Делового интернета» до локальных начинаний с аудиторией в сотню человек.

Крупные бренды показали, что могут осуществлять проекты и без привязки к каким-то выставкам. Крупнейший телекоммуникационный ньюсмейкер «Белтелеком» давно отводит выставкам скорее вспомогательную роль, хотя и традиционно «снижает цены», как по графику.

Белорусская ИКТ-отрасль медленно, но верно шагает вперед. Но, судя по активности участников, двух полноценных ИКТ-выставок для белорусов много.

О выставке

Международная специализированная выставка и конгресс по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям ТИБО-2009 (TIBO – Telecom, Information, Bank, Office) прошла в 2009 году в 16-й раз. Традиционно проводится в конце апреля. Организатор – ЗАО «Техника и коммуникации». С 2007 года проходит в столичном Футбольном манеже. По данным организаторов, выставку в 2009 году посетило 34 тысячи человек. ТИБО-2010 пройдет 20-23 апреля 2010 года.

Международная специализированная выставка «Перспективные технологии и системы: информатика, телекоммуникации, безопасность» (ПТС, PTS) прошла в 2009 году в 11-й раз. Традиционно проводится в конце ноября. Организатор – РУП «НВЦ БЕЛЭКСПО». Выставка проходит в павильоне «БелЭкспо» (ул. Я. Купалы, 27) По данным организаторов, PTS посещает от 6 до 10 тыс. человек ежегодно. ПТС-2010 пройдет 16-19 ноября 2010 года.

Арсений Кравченко