Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Почтовая служба портала TUT.BY окончательно завершила переход почтовых ящиков пользователей на движок Google. О том, какие преимущества имеет теперь новый почтовый сервер и что в результате получат пользователи, в студии TUT.BY рассказали Кирилл Волошин и Денис Отвалко, заместитель генерального директора и технический директор УП «Надежные программы».
 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

– Почта TUT.BY перешла на платформу Gmail. Как долго длился этот переход? Как теперь работает почтовый сервис?

Денис Отвалко (Д.О.): Я хочу поздравить наших пользователей с тем, что наконец-то завершился переход почты ведущего портала страны на платформу Gmail. Перевод был достаточно длительный, вся процедура заняла полгода: с мая по ноябрь мы переводили почтовые ящики. Изначально темпы были достаточно медленными, потом, когда схема была отработана, ящики стали переводиться значительно быстрее.

– Раньше почта была в Беларуси, теперь – за океаном. Нельзя ли это расценивать как удар по национальной безопасности?

Д.О.: Я бы не сказал, что почта раньше находилась в Беларуси: она все время работала в Москве, поэтому проблем с национальной безопасностью я никакой не вижу.

– Для скольких пользователей почты Google на платформе TUT.BY нет никакой опасности?

Д.О.: На сегодняшний день это почти миллион активных аккаунтов, которые переведены на Google. Все они исправно работают на новой платформе.

Кирилл Волошин (К.В.): Помимо ящиков почтового сервера TUT.BY есть масса других почтовых служб, которыми пользуются белорусы. Этих почтовых ящиков несколько миллионов, и они тоже находятся вне Беларуси. К национальной безопасности это не имеет никакого отношения. Если говорить о безопасности пользователей после переезда этих ящиков из одной страны в другую, то она, скорее, повысилась, поскольку та платформа, на которой теперь работают ящики, исключает небезопасные соединения, использует зашифрованный протокол https, который исключает передачу конфиденциальных данных третьим лицам.

Д.О.: О национальной безопасности не совсем уместно говорить, поскольку бесплатная почта – это личные ящики людей, личная переписка, в которой вряд ли будет что-то настолько серьезное, чтобы вести речь о национальной безопасности.

– Какой общий объем переведенных данных с серверов TUT.BY на серверы Google?

Д.О.: Мы перенесли более 22 терабайт, то есть больше 22 тысяч гигабайт. Это очень большой объем данных, которые нам удалось перевести за полгода.

– Какие сложности возникали в самом процессе?

Д.О.: В первую очередь, были перенесены пользователи, которые согласились помочь нам участвовать в тестировании переноса. Они нам здорово помогли. Это были владельцы 20 тысяч ящиков, которые изъявили желание так или иначе участвовать в тестировании. Многие испытали некоторые проблемы, решение которых помогло нам избежать этих же проблем в будущем. Этим пользователям, которые выразили согласие, большое спасибо.

– Какие преимущества почты на движке Google по сравнению с предыдущим?

Д.О.: Преимущества колоссальные, и многие пользователи, которые пользовались почтой Google, о них уже знают. Основное преимущество – это система антиспама: я думаю, все заметили, что после перевода спама стало гораздо меньше. Кроме того, у почты стал удобный интерфейс, который поддерживает цепочки писем, появились отличные возможности по работе с электронными таблицами, документами. Есть расширенные календари, задачи. Список преимуществ просто колоссальный.

Можно отметить экспериментальные функции в веб-интерфейсе, такие, как просмотр видео на Youtube, просмотр фото на Picasa, Flikr. Этих функций очень много, я сам не все успел еще попробовать.

К.В.: Нужно помнить о том, что Google изначально – это довольно навороченный поисковик. Поисковые возможности предоставляются и в почтовом интерфейсе. В этом смысле улучшилось качество поиска среди писем. Очень удобна мобильная версия, «горячие» клавиши. Список возможностей, которые там есть, по сравнению с теми, что были на старой почте, существенно расширился. Ведется постоянная работа над новыми возможностями и функциями. Приятно смотреть за развитием новой почты.

Д.О.: В почте на платформе TUT.BY использовались папки, на смену которым в почте Google пришли ярлыки: одному письму можно прикрепить несколько ярлыков, соответственно, оно может идентифицироваться по-разному. Можно отметить отсутствие ограничений на размер пересылаемых писем.

Есть возможность общаться с пользователями TUT.BY и Gmail через веб-интерфейс почтового ящика либо через Jabber-клиент.

– Будет ли самой команде TUT.BY легче работаться в связи со всеми преимуществами новой почты?

Д.О.: В процессе переноса нагрузка на службу технической поддержки бесплатных пользователей возросла раз в пять. Хотелось бы верить, что нагрузка будет спадать с каждым днем, поскольку перевод уже закончен. Вопрос, в основном, был связан с тем, что не работали ящики, кто-то не успел прочитать письмо, кто-то не совсем понял, как донастроить ящик. Это рабочие вопросы, и я думаю, что в последующем их будет меньше.

– Раньше каждый пользователь TUT.BY мог обратиться в службу техподдержки, но наверняка и сейчас возникают вопросы о том, что ящик не работает, был переведен неправильно. Кому жаловаться в таких случаях теперь?

Д.О.: Пользователь может обратиться по адресу tut@tut.by с любым вопросом, связанным с какими-то неполадками или сложностями или вообще с работой TUT.BY. Как правило, в течение дня на все вопросы отвечают наши специалисты.

– Были ли случаи, когда люди отказывались от перехода на новый почтовый движок?

Д.О.: Такие случаи были, но нам удалось убедить большинство пользователей, что не стоит отказываться от перехода. Но около 50-60 человек категорически отказались от перехода. Многие из них отказались в виду отсутствия на данный момент белорусскоязычного интерфейса в почте Google. Не хочу сказать, что мы не будем уговаривать этих пользователей переходить на Google, очень надеюсь, что нам это все-таки удастся, поскольку эта почта действительно хорошая и стоит того, чтобы на нее перейти. Людей можно понять: за девять лет они привыкли пользоваться одним интерфейсом, и в одну секунду произвести такую революцию сложно.

К.В.: Белорусский интерфейс нам обещан.

Д.О.: По нашим данным, белорусский интерфейс уже разрабатывается, есть уже бета-версия. Когда он будет внедрен и доступен пользователям, сказать пока сложно. Но я надеюсь, что это произойдет очень скоро.

– Можно ли назвать решение переходить на платформу Gmail дальновидным шагом?

К.В.: Очевидно, если мы такой шаг сделали, то он дальновидный. Выбирали мы из нескольких вариантов, одним из которых было развитие собственной службы. Gmail – одна из самых популярных почтовых служб: наряду с Hotmail и Yahoo, это сервер-лидер почтовых услуг. В отличие от Hotmail, который открылся в середине 90-х, Gmail стал работать не очень давно – в 2004-2005 году. За очень короткий промежуток времени он завоевал огромную популярность, в том числе, и среди русскоязычных пользователей. Мы рассудили, что те, кто по каким-то причинам пользуется Gmail в иностранном домене и хочет получить национальный ящик с этими же преимуществами, примкнут к нам, а те, кто пользовался обоими ящиками, не будут удивлены этим интерфейсом.

Аудитория пользователей Gmail за 2009 год выросла примерно на 40%. Конечно, до Yahoo этому серверу пока далеко, но, возможно, с помощью белорусов посещаемость возрастет.

– Нет ли договоренности с Google о том, что пользователи из Беларуси, которые захотят зарегистрировать ящик на платформе Gmail, смогут это сделать под брендом TUT?

Д.О.: Нет, такой договоренности у нас нет, но идея очень хорошая.

Нужно иметь в виду, что своей почты как таковой у нас никогда не было: со дня основания почтового сервера мы всегда использовали зарубежную платформу CommonGate Pro. Эта платформа не развивалась технически, особенно в плане интерфейса. Кроме того, для системы антиспама нам приходилось приобретать продукт лаборатории Касперского, качество работы которого нас не устраивало. Поэтому мы приняли решение перейти на Gmail.

– Теперь, когда наша почта стала такой удобной и функциональной, можно ли вести речь о том, что в перспективе почта на TUT.BY станет платной?

К.В.: Традиционно и TUT.BY, и Google предоставляют услуги качественно и бесплатно с расчетом на то, что пользователи, заходя в свой почтовый ящик, видят рекламу. Ее там совершенно немного, но обращая на нее внимание, пользователь таким образом платит за услуги почтового сервера. Поэтому никаких планов сделать почту платной у нас нет.

Д.О.: Кстати, в веб-интерфейсе есть такая удобная вещь, как отображение RSS-новостей.

К.В.: Есть встроенный просмотрщик PDF-файлов.

Раз пользователи платят за почту тем, что уделяют внимание рекламе, может быть, после улучшения почты станет больше рекламы?

К.В.: С самого начала тестирования на 20 тысячах ящиков добровольцев количество рекламы не увеличилось: это небольшое место вверху страницы и так называемые контекстные ссылки, которые связаны с содержимым письма. Естественно, никто письма не читает, анализ происходит автоматически, это стандартная контекстная реклама, которую можно видеть в поисковых машинах. Такая реклама не отвлекает пользователя, не мешает прочтению письма, она очень ненавязчива.

– Какими видятся вам как специалистам перспективы развития электронной почты в Беларуси?

Д.О.: Перспективы развития электронной почты в Беларуси прекрасны и ровно такие же, как и в России, и в других странах мира. За электронной почтой будущее: она удобна и надежна. В почтовом ящике можно выполнять половину стандартной работы с документами.

К.В.: Электронная почта превратилась в интегрированное бизнес-решение, которое позволяет не только решать проблемы электронной переписки, но и совместного редактирования документов, ведения календарей, планирования времени и работы. Надеюсь, рано или поздно в нашей стране будет разрешена электронная подпись, поэтому бумажный оборот документов существенно уменьшится.

Д.О.: Если говорить о популярности нашей почты, то по статистике около 100 тысяч пользователей, примерно 10% от реально используемых ящиков, пользуются почтой ежедневно, 20% пользуются раз в неделю, 30% – раз в месяц. Я считаю, что 100 тысяч человек, которые ежедневно пользуются почтой, – достаточно большое количество.