Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Акавита: кризис национального контента вызывает отток трафика за рубежБолее 90 процентов интернет-трафика белорусских пользователей приходится на зарубежные (в основном российские) сайты. И такой “непатриотизм”, как оказывается, влетает нам всем в копеечку. Поэтому Министерство связи и информатизации выступило за активизацию белорусского контента, то есть отечественных сайтов. Что именно сейчас представляет Байнет и за счет чего можно его развить. Об этом мы расспросили Федора Короленко, руководителя белорусской интернет-системы статистики Akavita.
 
— Что можно понимать под контентом вообще и белорусским контентом в частности? В реальной жизни между странами есть границы, а есть ли “границы” в Интернете?

— Очень хорошо, что Министерство связи и информатизации обратило на это внимание. Отечественные разработчики на протяжении нескольких лет говорили о том, что в силу разных причин они были вынуждены белорусские сайты размещать на серверах в США. В результате белорусы качали белорусский контент и “Белтелеком” много платил за международный трафик. А если эти ресурсы перенести в отечественный дата-центр, то контент фактически станет локальным и трафик будет бесплатным. А уменьшение платежей за пользование внешними каналами — это предпосылка для снижения тарифов для всех белорусских интернет-пользователей.

Если же давать определение белорусскому контенту, то в моем понимании это информация, имеющая отношение к Беларуси или белорусам. Некоторые также к этому относят сайты, созданные белорусскими разработчиками. Но, на мой взгляд, это неправильно. Ведь такая информация может быть нацелена в первую очередь на российских или западных пользователей. Например, есть один очень популярный кулинарный сайт. Его запустили отечественные специалисты, но около 90 процентов его посетителей — россияне. Я бы не считал его белорусским.

— Что с технической и экономической точки зрения сдерживает развитие бело-русского контента?

— Я считаю, что сдерживают прежде всего экономические причины: дороговизна размещения сайтов в Беларуси и малые объемы в нашей стране интернет-рекламы.

За последние годы тарифы на размещение сайтов в Беларуси снизились, наверное, раз в пять. Поэтому многие “перебрались” на родину. Среди них есть, например, TUT.BY (кроме электронной почты). Мы, Akavita.by, тоже вернулись. Насколько я знаю, значительная часть центра обработки данных “Белтелеком” в Минске уже задействована. Можно использовать площади и в регионах, которые пока менее востребованы, чем в столице.

Если проанализировать, где располагаются белорусские сайты, то можно отметить, что два из трех располагаются за пределами нашей страны. Главная причина — у нас пока слишком дорого.

Тем не менее самым популярным сайтам выгодно размещаться в Беларуси. Во-первых, это обеспечивает более высокую скорость доступа абонентов. Во-вторых, можно поставить свое оборудование, иметь к нему близкий доступ и регулярно модернизировать. Если же арендуешь сервер за рубежом, то это чревато большими проблемами. Нужно писать, чтобы что-то закупили, изменили, долго ждать, при этом процесс замены оборудования неконтролируем.

— А что именно вы имели в виду, когда говорили про интернет-рекламу?

— Почему в Беларуси неохотно приступают к реализации коммерческих интернет-проектов? Не потому, что у нас не хватает высококвалифицированных специалистов. Они есть. Проблема чисто экономическая. На чем может заработать сайт? На рекламе. А ее у нас пока очень мало. Поэтому некоторые наши разработчики трудятся на российские сайты. Для этого можно даже не ехать в Москву, а оставаться в Беларуси. Ведь взаимодействовать с заказчиком можно и на расстоянии, через Интернет. А те, которые хорошо знают английский язык, работают на заказчиков из дальнего зарубежья, зарабатывают еще больше, чем в России.

— Каким вы можете нарисовать портрет белорусского пользователя и в целом охарактеризовать Байнет, то есть белорусский Интернет?

— По нашим оценкам, в Беларуси около 3,2 миллиона интернет-пользователей. Из них примерно 48 процентов женщин и 52 процента мужчин. Средний возраст пользователя за последние годы сместился с 25 до 30 лет. Я объясняю это тем, что просто люди взрослеют. Наибольший интерес у мужчин в Байнете — автомобили, онлайн-развлечения, электронная техника, скачивание фильмов и музыки. Женщинам интересны работа, дети, магазины, кино и рестораны. Самый популярный белорусский ресурс — TUT.BY, из заграничных — поисковик Google.com, который за первое место постоянно соревнуется с социальной сетью Vkontakte.ru. Сайтов в Байнете, по разным оценкам, сейчас от 50 до 150 тысяч. Такая большая разбежка в цифрах объясняется тем, что одни не считают блог отдельным ресурсом, а другие добавляют в общую статистику. В дальнейшем, как мы прогнозируем, ежегодно количество сайтов будет прирастать примерно на 20 процентов.

— Какие же сайты в Байнете нужно создавать, чтобы они были популярны у пользователей и помогли снизить долю зарубежного трафика?

— Я думаю, что нужно не столько создавать новый контент, сколько сформировать условия, чтобы к нам “перебрались” уже имеющиеся ресурсы.

Если же говорить о новом, то, как я уверен, будет востребован мобильный контент. Ведь количество пользователей сотовой связи увеличивается. Технологии уже позволяют не просто звонить, но и передавать информацию. А сайтов для этого, по сути, почти нет. Есть еще и другие перспективные направления. Но я называть их не буду. У меня есть несколько идей, которые я собираюсь реализовать сам.

В дальнейшем можно было бы довести долю внутреннего трафика примерно до 20 процентов. Больше — очень проблематично. Ведь уже огромное количество информации сконцентрировано в мировом Интернете, за пределами Беларуси. И когда человек с помощью поисковика хочет что-то найти, он кликает на ссылки и ему все равно, в какой стране “прописан” этот сайт.

География доступности
Пока интернет-услуги для жителей столицы более доступны, чем для населения других регионов. По данным Akavita, около 33 процентов всех белорусских пользователей приходится на Минск. Второй по “продвинутости” регион — Брестская область (16 процентов). На третьем месте — Гомельщина (13). На Витебщину и Могилевщину приходится соответственно 8 и 9 процентов пользователей.