• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Интервью по понедельникам: AXOFTЛицензионный софт в нашей стране постепенно находит своего пользователя. И если бы не кризис, то продажи лицензионного ПО в этом году могли бы побить прошлогодние 10%. Так как все-таки сказался кризис на рынок лицензионных программ, что нас ждет в следующем году и какое легальное в почете в Беларуси? Обо всем этом IT.TUT.BY рассказал глава представительства дистрибуторской компании «Аксофт» в Беларуси Александр Панков.
 
– Александр, скажите, как изменился рынок лицензионного ПО в связи с кризисом? В апреле вы отмечали 25% сокращение по итогам квартала.

– Падение объемов рынка в первом квартале 2009 года было достаточно резким за счет сложной ситуации после девальвации белорусского рубля. Постепенно ситуация стабилизировалась, компании откорректировали свою стратегию и бюджеты. В результате рынок стал более прогнозируемым, хотя так и не достиг предыдущих объемов. В целом можно говорить о его 20% снижении. Наиболее существенно сократились продажи графического, лингвистического ПО и иных прикладных программ. Подобные тенденции отмечаются и на смежных рынках России и стран СНГ. Особенностью белорусского рынка является увеличение в его структуре доли антивирусных программ.

– Год назад вы говорили о том, что доля лицензионного ПО в Беларуси составляет менее 10%. Как изменилась ситуация с тех пор?

– Значительно ситуация не изменилась, но движение в сторону легализации постепенно идет. Об этом свидетельствует намерение Microsoft открыть офис в Беларуси и рост нашей партнерской сети.

– В 2008 году ваш оборот составлял 5,2 млрд рублей. А в этом? Какие есть оценки?

– Год еще не закончен и пока рано говорить о конкретных цифрах. К тому же значительная часть продаж на рынке ПО делается в декабре месяце. В сложившейся ситуации мы не ожидаем значительного роста, но делаем все, чтобы сохранить объемы предыдущего года. Резкого падения нам удалось избежать благодаря правильно выбранной стратегии и значительному опыту работы на рынке. Мы по-прежнему продолжаем активно развивать партнерскую сеть, совершенствовать работу с дилерами и участвовать в развитии рынка лицензионного ПО в Беларуси.

– Можете ли вы отметить некие тенденции, общее состояние бизнеса ваших партнеров? По некоторым оценкам, "в ожидании худшего" многие компании в лучшем случае замораживают ИТ-бюджеты, в худшем – сокращают их.

– «Аксофт» – это дистрибуторская компания. Мы не работаем напрямую с конечным пользователем и связь с рынком отслеживаем через наши партнерские компании. Среди дилеров произошло увеличение доли крупных IT-компаний. По сравнению с предыдущим годом они укрепили свои позиции. Пользователям в корпоративном секторе также необходимо развиваться, взаимодействовать с поставщиками и клиентами, обеспечивать бизнес-процессы. Все это невозможно сделать без качественных и надежных программных средств. Поэтому компании чаще сокращают бюджет на покупку каких-либо прикладных программ, но никогда не будут отказываться от покупки базового лицензионного ПО.

– Ожидается ли законодательное ужесточение преследования пользователей нелегального ПО в нашей стране? Лоббируют ли продавцы ПО подобные изменения в законодательстве?

– В силу законодательства, борьба с пиратством это функция производителей программного обеспечения, а не реселлеров. Пока в нашей стране нет официальных представительств вендоров, ситуация вряд ли изменится. Здесь более важно действовать методом убеждения, объясняя и демонстрируя преимущества использования лицензионного программного обеспечения перед пиратскими копиями.

– В Беларуси среди базового ПО всё так же "правят бал" антивирусы?

– Спрос на антивирусные продукты однозначно есть, но на рынке гораздо большую долю занимают операционные системы и офисные приложения.

– Какие антивирусные продукты сертифицированы в Беларуси?

– Регулярную сертификацию проходят продукты «Лаборатории Касперского». В прошлом году производитель сертифицировал модули, входящие в линейку Kaspersky Open Space Security. Сейчас «Аксофт» находится на финальном этапе получения сертификата на новые версии персональных продуктов «Антивирус Касперского 2010» и «Kaspersky Internet Security 2010». В ближайшее время эти продукты поступят в розничные магазины наших партнеров. Так что пользователи еще успеют сделать подарки близким в виде лицензионной программы. По нашей информации, сертификацию проходят продукты «Доктор Веб». В ближайшее время планируется сертификация Symantec и Trend Micro. Мы стремимся к тому, чтобы ведущие мировые технологии были доступны и нашим пользователям.

– Есть ли тенденция к повышению числа розничных продаж лицензионного ПО в Беларуси? Или же всё-таки крупнейшим покупателем остается корпоративный сектор?

– Большая часть парка ПК Беларуси находится в корпоративном секторе, здесь сосредоточены и крупнейшие покупатели. Такая ситуация наблюдается и на развитых зарубежных рынках, но разрыв в розничных и корпоративных продажах там в десятки меньше. Тем не менее, тенденции к увеличению розничных продаж в Беларуси конечно есть. Только за минувший год число наших розничных партнеров выросло более чем на 40%. О массовых розничных продажах говорить пока рано из-за ряда сдерживающих факторов. На продажу антивирусов, к примеру, розничный магазин до сих пор должен иметь соответствующую лицензию. Возможно ситуация изменится, если в силу вступит закон об отмене лицензирования некоторых видов деятельности.

– Пользуется ли популярностью ОС, в частности – новая Windows 7? Какое рыночное будущее, на ваш взгляд, ждет её в Беларуси?

– Безусловно, Windows 7 уже очень популярна в Беларуси. Это качественный продукт, в чем могли убедится уже многие пользователи. Думаю, эта ОС будет также популярна, как в свое время XP. А в ближайшее время еще появится новое поколение встраиваемых решений на базе Windows 7. Это продукт для разработчиков Windows Embedded 2011 под годовым названием Quebec.

– Идут ли поставщики ПО на снижение цен для нашего региона, СНГ, России? В своё время именно появление недорогих лицензионных игровых программ ($5-10) стало серьезным ударом по безраздельно властвовавшим в этом сегменте пиратам.

– Производитель сам вправе определять стоимость своего продукта. Русскоязычная Windows изначально стоит дешевле англоязычной версии. А вводить разные цены на смежных рынках нецелесообразно с точки зрения логистики. Поэтому снижения вряд ли стоит ожидать. Тем не менее, отдельные вендоры предлагают воспользоваться дополнительной выгодой, позволяя устанавливать один ключ на 2 ПК, что соответственно снижает стоимость приобретения программы. По этому пути пошли такие производители антивирусных продуктов, как «Лаборатория Касперского», Symantec и другие.

– Какие ещё типы ПО, кроме антивирусов, популярны в нашей стране?

– Значительную и растущую долю рынка занимают программы виртуализации и САПР.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

В преддверии Нового Года хотелось бы всем пожелать стабильности, оптимизма, благополучия, ярких творческих идей, смелых бизнес-решений, всегда двигаться только вперед и добиваться поставленных целей.

Александр Панков

 30 лет. Окончил Белорусскую Государственную Политехническую Академию (БГПА), факультет информационных технологий. В компании «Аксофт» начинал свою деятельность менеджером по работе с партнерами, в 2007 году был назначен директором по продажам. На протяжении последнего года возглавляет представительство дистрибуторской компании «Аксофт» в Беларуси. 


 

{banner_819}{banner_825}
-80%
-20%
-21%
-50%
-30%
-30%
-60%
-10%
-50%
-20%
-10%
0063371